четверг, 6 августа 2015 г.

[management.book] Бо Бёрлингем "Великие, а не большие". Итоговые впечатления.

Прочел книгу Бо Бёрлингема "Великие, а не большие", фрагменты из которой я уже упоминал в блоге ранее. Впечатление, в общем, хорошие. Но некоторый осадочек остался :)

Больше всего лично мне книга понравилась тем, что она просто отлично легла на мой собственный профессиональный опыт. Ведь большую часть своей карьеры я провел в небольших коллективах, в которых была та самая уникальная магия, исследованию которой Бёрлингем посвятил свою книгу. Поэтому вещи, о которых пишет автор, я прочувствовал на себе, но уже несколько подзабыл. Посему главная польза от книги для меня в том, что она заставила вспомнить, насколько классно работается в небольшой компании. И что этой маленькой компании вовсе не обязательно пытаться становиться большой, стремиться захватить львиную долю рынка и т.д, и т.п.

Вот эта простая вещь, что небольшая успешная компания может быть самодостаточной и давать своим основателям и сотрудникам больше, чем огромные корпорации-гиганты, и есть самый важный и самый полезный итог от прочтения книги.

Если говорить обо мне, то во время чтения "Великие, а не большие" я с удивлением обнаружил, что как и многие другие нахожусь под "гипнозом больших имен". Ведь кто на слуху и на виду, скажем, среди ИТ-шных компаний? Гиганты вроде Microsoft, Oracle, IBM, Google, Facebook и т.д. Ну или российские Yandex, Mail.ru, Лаборатория Касперского. Ну или даже "белорусский" EPAM. Так уж получается, что о них больше говорят, их названия чаще попадаются в новостях, их вакансии попадаются на глаза чаще и т.д.

Еще одна причина попадания под этот "гипноз больших имен" -- это профдеформация, произошедшая со мной в последние годы работы в Интервэйле, когда по своей должности приходилось участвовать в потугах эффективных ТОП-менеджеров по превращению Интервэйла "в большую и успешную компанию, занимающую значительную часть рынка".

Так что было удивительно и довольно неприятно обнаружить в себе самом устойчивый стереотип: успешная компания -- это большая компания. Книга же "Великие, а не большие" этот стереотип разрушила. Возможно, пошла и дальше: еще очевиднее для меня стало то, что я сам приспособлен к работе именно в небольших компаниях. И, следовательно, именно таковую и следует искать. Или же создать самостоятельно.

Это то, что хотелось сказать про положительный выхлоп. Теперь пару слов о том, что не понравилось.

Автор стремился сделать книгу, аналогичную бестселлеру "Построенные навечно" Джима Коллинза и Джери Порраса. Поэтому Бёрлингем разыскал несколько небольших компаний, которые он счел великими (по ряду определенных критериев), познакомился с их историей, их методами работы, атмосферой внутри, переговорил с их клиентами и партнерами.

В результате, как я понимаю, у автора накопился огромный объем материала, который ему, с моему сожалению, не удалось должным образом структурировать и "отжать воду". В итоге книга вышла довольно объемная, но складывается ощущение, что большую часть автор говорит об одном и том же. Бывают случаи, когда ты "проглатываешь" страницу или две текста, потом задумываешься о том, а что же полезного ты вынес из прочитанного. И оказывается, что в сущности ничего. Удивляешься, перечитываешь еще раз и таки да, ничего не вынес. Как будто и не было этих страниц.

Так что в плане качества изложения материала мне показалось, что книгу можно было бы прилично ужать. Но это мое личное мнение. Никому его не навязываю. Возможно, для кого-то такое подробное изложение будет основным плюсом.


Вот в чем я могу на 100% согласиться с автором книги, так это в том, что небольшие успешные компании обладают магией, которая, к сожалению, исчезает при превышении некоторого порога численного состава. И что одна из основных причин и движущих сил этой магии -- это общая страсть сотрудников компании. Страсть к тому, чем занимается компания. Эта страсть должна быть у основателя. Этой страстью основатель должен заразить всех остальных. В итоге, в успешной маленькой компании создается коллектив единомышленников, объединенный общей целью, общей страстью, общими интересами и заботами. Те же, кто не способен жить в такой атмосфере, кто не хочет разделять те же ценности, тот просто не приживается. И это разительное отличие от больших компаний в которых людей просто слишком много для того, чтобы привести их всех к одному общему знаменателю.

Ощущение "на работу как на праздник" у сотрудников маленьких успешных компаний встречается чаще, чем у сотрудников больших компаний. Тому есть много причин, но одна из самых важных определяются значимостью конкретного сотрудника. В маленькой компании важен каждый человек. Выживание маленькой компании непосредственно зависит от каждого из работающих в ней людей. Поэтому ощущение значимости у сотрудника маленькой компании выше, чем у сотрудника большой компании. И это ощущение значимости является одной из серьезнейших форм нематериальной мотивации, которую невозможно купить за деньги.

Собственно говоря, это элементарные вещи, в справедливости которых я имел счастливую возможность проверить на себе. Если вы придерживаетесь противоположной точки зрения, то, возможно, вам следует прочитать "Великие, а не большие" ;)

Комментариев нет: