суббота, 1 мая 2010 г.

[life.rest; photo] Выходной. Весна. Солнце. Лес. Озеро. Лепота!!!

Хорошо сейчас в лесу – тепло, свежая зелень, еще нет ни мошкары, ни комаров. А у маленького лесного озера еще лучше – свеженький ветерок и не так жарко. Лепота!

Только вот змеи ползают :)

Забавные ощущения, когда за гадюкой гоняешься по яркому солнцу с мыльницей, на экране которой ничего не видно, и в которой батарейки на последнем издыхании :)

А за некоторыми и гонятся не нужно, сами на дороге лежат, дожидаются фотографов (вроде бы эта тварь называется медянка, но я не буду утверждать этого):

пятница, 30 апреля 2010 г.

[life.cinema] Очередной кинообзор

Подошел конец месяца, настало время очередного кинообзора. Вначале краткие впечатления о просмотренных фильмах, затем несколько моих собственных камней в адрес вторых утомленных солнцем.

Икарус. Смотрел только ради того, чтобы увидеть, где сейчас снимается Дольф Лундгрен. Сам фильм – средней руки боевичок. Но по сравнению с тем, в какой галиматье Дольф снимался в последнее время, это точно большой шаг вперед.

Кстати, грядет очередное творение Сильвестра Сталлоне, где старички Дольф Лундгрен, Арнольд Шварцнеггер, Брюс Уиллис, Эрик Робертс, Сильвестр Сталлоне, Джет Ли и примкнувший к ним Джейсон Стэтхем будут давать жару. Нужно будет глянуть обязательно :)

Потрошители. Мне понравилось. Вполне достойный фантастический боевик. По стилю чем-то напомнил фильм Остров. Но финал в Потрошителях, имхо, покруче.

Спуск 2. Первый Спуск оказался на удивление качественным и страшным ужастиком. Видно было, что создатели второй части очень хотели остаться на том же уровне. Но не получилось – они не предложили зрителю ничего нового. Все те же пещеры, все те же монстры, все те же внезапные нападения... Фильм можно было бы и не смотреть.

Мы из будущего 2. Смотрел его под впечатлением от большого количества отрицательных отзывов. Но фильм оказался лучше того, что я расчитывал увидеть. Не понятно, почему на него так накинулись. Снято все качествено, хороший идеологический посыл в фильм заложен. Ну а то, что сюжет сказочный – так он по определению сказочный. Если уж люди умудряются из настоящего в прошлое попасть, то зачем тогда кричать, что война показана нереалистично? В общем, вполне нормальный российский фильм.

Тяжелый. Вроде бы и актеры нормальные, и съемки хорошие. Но получилась редкая мудотень и тягомотина. Лучше не смотреть.

Камера 211. Впечатления двойственные. С одной стороны, слишком много невероятного (зэки не смогли расколоть охранника-новичка, беременная жена главного героя приперлась к воротам бунтующей тюрьмы, заключенные не знали, что рядом с ними сидят баски из ЭТА и пр.). С другой стороны – все динамично, увлекательно и, самое важное, создатели фильма умудрились не испортить его хэппи-эндом.

Затащи меня в Ад. Сам фильмец средненький, но мне понравилось, как сыграла главная героиня. В сцене, когда медиумы пытались вызвать дух, страх на ее лице был самым настоящим.

Охотник за головами. Сам фильм ерундовый. Дженнифер Энистон, как всегда, очень обаятельна и привлекательна. Хотя местами у меня складывалось впечатление, что по ней очень сильно прошлись гриммом и компьютерной обработкой.

Мексиканец. Посмотрел его из-за актерского состава. Потраченного времени жалко. Какая-то непонятная херня.

22 пули: Бессмертный. Мне понравилось, качественно сделанный фильм.

Утомленные солнцем 2: Предстояние. Сборище мастерски снятых, но абсолютно маразматических и слабо связанных друг с другом фрагментов.


Так вот об УС-2, которые суть “великий фильм о великой войне”. Тяжело смотреть фильм, о котором до просмотра прочитал столько плохих отзывов. Но еще хуже обнаружить, что эти отзывы были еще слишком мягкими. Я бы высказывался покруче и пожестче. Фильм вне критики.

Мои впечатления от фильма можно охарактеризовать двумя репликами: “Не верю!” и “Зачем это было снято?”

Не верю в танки под парусами. Не верю в бомбардировки дырявыми алюминиевыми ложками. Не верю в учебные атаки на судно с флагом Красного Креста. Не верю в возможность посрать из кабины самолета, как и в возможность подстрелить летчика из ракетницы. Не верю в возможность снести колесом самолета бошку капитану корабля не врезавшись в мачты этого корабля. Не верю в то, что советские моряки оставили бы русского человека за бортом, пусть даже цепляющегося за морскую мину. Не верю в существование штрафбатов осенью 41-го года. Не верю в то, что важного языка в тыл отправили пешком с единственным провожатым и этот язык мог от провожатого убежать. Не верю, что в майе 1943-го на улицах Москвы была такая же противовоздушная оборона (зенитки на каждом шагу, аэростаты в воздухе), как и в 1941-м.

Но все это фигня по сравнению с непониманием самой цели этого фильма. Какая в нем идея, зачем его вообще снимали? Такое впечатление, что режиссер впал в маразм, но об этом не говорят. Толи из уважения к прошлым заслугам, толи просто боятся в это поверить.

Что еще удивляет в истории с этим фильмом: большое количество положительных отзывов о фильме на том же kinopoisk-е. Сегодня там 57 положительных отзывов против 15 отрицательных. Либо там оставляют проплаченные хвалебные лицензии, либо я чего-то не понимаю в жизни.

А вообще, часть бюджета этого фильма нужно потратить на премии тем, кто будет качать эту херню с торрентов.

четверг, 29 апреля 2010 г.

[comp.business] HP покупает Palm

Для меня, как для бывшего palm-овода, интересная новость – HP договорился о покупке Palm-а.

Собственно, интересно не то, получится ли у HP что-нибудь с Palm-овыми наработками или нет. Примечателен сам факт того, что бывшая когда-то флагманом рынка наладонников компания продается. Впрочем, совсем недавно такое произошло с Sun-ом, тоже когда-то флагманом.

Вывод для себя делаю такой – все течет, все изменяется. Нужно приспосабливаться к изменениям. В Palm-е в свое время не приспособились.

Видимо, когда они были молодые, голодные и злые, они пахали как проклятые и порвали всех в клочья. Потом они стали богатые и сытые. К ним пришли настоящие менеджеры и успешные в корпоративной сотрудники (мухи на мед налетели). Внутрикорпоративная возня стала важнее выживания компании на рынке. Palm затянула с выходом новых версий своей PalmOS, MS отвоевала большой кусок рынка наладонников, а затем этот рынок уничтожили смартфоны.

Новость с печальным оттенком и сильным налетом ностальгии. В 2001-м я купил себе Palm Pilot 105m. Черно-белый, с разрешением 160x160. Через год заменил его на Sony Clie JS20 (могу ошибиться в точном названии модели) – так же черно-белый, но уже 320x320. Потом хотел прикупить себе Palm Tunsten T3 – с качественным цветным экраном, с разрешением уже 480x320. Но не срослось – увидел более симпатичные для себя модели от Sony (вроде моделей PEG-NX70V и PEG-TH55) – потом ждал пока они подешевеют, а они вообще пропали из продажи. Кстати, выключил свой Sony Clie только в прошлом году – у него стал быстро разряжаться аккумулятор, а мне было лень его каждые 3-4 дня заряжать.

Ну и раз пошла такая пьянка, то пройдусь и по теме smartphones vs PDAs. Имхо, смартфоны начали адекватно заменять PDA только с появлением iPhone. Тогда они стали достаточно большими, чтобы выступать в качестве удобной записной книжки и электронной читалки. Но мне все равно идея смартфонов не нравится. Телефон должен быть телефоном. Наладонник должен быть наладонником.

Поэтому меня порадовало появление iPad-а. Это именно то, на мой взгляд, во что наладонники должны были эволюционировать. Конечно, карманным компьютером iPad уже не назвать, но должно быть что-то по размерам больше телефона (т.е. звонить с него нельзя будет), но не больше обычной записной книжки/ежедневника.

Посмотрим, может теперь HP с интеллектуальной собственностью Palm-а в кармане родит что-нибудь эдакое.

среда, 28 апреля 2010 г.

[prog] Прочитал хвалебную оду условиям работы в SAS Institute

Статья Сергея Голубицкого “В поле воин один” рассказывает о частной американской компании по производству ПО SAS Institute, Inc. Цитата:

Фантазии на тему корпоративного Эдема начались в SAS также едва ли не с первого дня существования компании: бесплатные булочки к завтракам по пятницам, конфетки M&M по средам, свежие фрукты по понедельникам, рекреационные комнаты с бесплатными же напитками и закусками, отдельная комната для каждого сотрудника — «у творческого работника должна быть возможность сосредоточиться в тишине» (!!!), семейные пикники дружным трудовым коллективом, корпоративные вечеринки на Хэллоуин и Рождество.

Дальше больше:
1980 год: бесплатные ясли и детский сад, расположенные прямо в «кампусе» компании (лесная территория площадью около 1 кв. км);
1983: строительство медицинского центра, предоставляющего бесплатную помощь всем сотрудникам, включая членов их семей;
1984: полностью бесплатный центр фитнеса и отдыха;
1989: добавление к отпуску оплачиваемой выходной недели на весь период между Рождеством и Новым Годом...

Ну и так далее в том же духе. Сегодня корпоративный Эдем SAS являет собой картину из невероятного будущего: более 100 тысяч произведений искусства, украшающих интерьеры и экстерьеры «кампуса», маникюрные и педикюрные салоны, кафетерии с пианистами, исполняющими живую музыку, обязательные полуденные перерывы в работе, зарезервированные места для занятий в спортивном зале, бассейны, прачечные, химчистки, мастерские по натяжке теннисных струн, корпоративные супермаркеты с системой немыслимых скидок на все виды товаров, стоматологические кабинеты и целый веер программ для отставных служащих компании и счастливых пенсионеров, начиная от специальных медицинских программ и заканчивая мастерской для льготного техобслуживания автомобилей. Даже собственная средняя школа (Cary Academy), и та есть у Джеймса Гуднайта и компании SAS!

Отдельная комната для каждого сотрудника… Сложно себе представить владельца компании по производству ПО в СНГ, который пошел бы на то, чтобы каждый программист работал в отдельной комнате. :(

[prog] Пишется инструмент под условным названием svn_tag_maker

Мой подчиненный, молодой C++ программист, в порядке обучения пишет программу под названием svn_tag_maker. Ее основное предназначение – наведение порядка в svn-репозиториях.

Суть вот в чем. У нас зависимости между проектами выставляются посредством svn-свойства svn:externals (более подробно идею можно прочитать в моей статье). Например, если проекту ig_inout_door-2.0 нужны подпроекты ace, so_4 и pcre, то ссылки на соответствующие ветки этих проектов помещаются в svn:externals для каталога dev в проекте ig_inout_door. Выглядит такое свойство, приблизительно следующим образом:

ace   http://***/ace/tags/universal_wrapper.1.2/dev/ace
ace_lib_distrib   http://***/ace/tags/distribs/5.6.5/ace_lib_distrib
pcre  http://***/regex/pcre/tags/mxx_ru/7.7/dev/pcre
so_4  http://***/so_4/tags/4.4.b6/dev/so_4

Благодаря этому, если я делаю себе checkout проекта ig_inout_door-2.0, то он автоматом получает и все необходимые зависимости.

В чем здесь есть сложность – в том, что со временем появляются новые версии подпроектов, которые фиксируются в новых тегах своих репозиториев. Причем я могу даже не подозревать об этом. В какой-то прекрасный момент я озадачиваюсь вопросом – а нет ли новых версий для ace или so_4? И что мне делать в этой ситуации?

Можно самому заглянуть в репозитории соответствующих подпроектов и найти там вручную новые теги. Но ведь лучше, чтобы это сделала программа. Как раз такой программой и должна стать svn_tag_maker.

У svn_tag_maker планируется три режима. Первый режим – find, поиск новых версий подпроектов. Натравливаю svn_tag_maker на каталог dev проекта ig_inout_door-2.0 и получаю на выходе текстовый файл вида:

ace # http://***/ace/tags/universal_wrapper.1.2/dev/ace
   http://***/ace/tags/universal_wrapper.1.3/

ace_lib_distrib # http://***/ace/tags/distribs/5.6.5/ace_lib_distrib
   http://***/ace/tags/distribs/5.6.6/
   http://***/ace/tags/distribs/5.6.7/
   http://***/ace/tags/distribs/5.6.8/
   http://***/ace/tags/distribs/5.7.8/

pcre # http://***/regex/pcre/tags/mxx_ru/7.7/dev/pcre
   http://***/regex/pcre/tags/mxx_ru/7.8/

so_4 # http://***/so_4/tags/4.4.b6/dev/so_4
   # New version not found! Last version is used.

Здесь каждый блок относится к одному подпроекту. Первая строка блока содержит имя каталога, завязанного на подпроект (например, ace и ace_lib_distrib), и текущую версию этого подпроекта. В последующих строках блока перечисляются более свежие версии подпроекта. Если для подпроекта новых версий нет (как в данном примере для so_4), то ничего не перечисляется.

Мне остается только выкинуть из этого файла строки с версиями, которые ему не интересны. Например, мне не интересны версии ace, отличные от 5.6.8, и не интересен so_4, т.к. для него нет новых версий. Я их удаляю и получаю файл вида:

ace # http://***/ace/tags/universal_wrapper.1.2/dev/ace
   http://***/ace/tags/universal_wrapper.1.3/

ace_lib_distrib # http://***/ace/tags/distribs/5.6.5/ace_lib_distrib
   http://***/ace/tags/distribs/5.6.8/

pcre # http://***/regex/pcre/tags/mxx_ru/7.7/dev/pcre
   http://***/regex/pcre/tags/mxx_ru/7.8/

(в принципе, строки для so_4 я мог бы и оставить, они были бы проигнорированы).

Результирующий файл скармливается svn_tag_maker в режиме update – это второй режим ее работы. Получив этот файл svn_tag_maker заменяет в svn:externals для ig_inout_door пути к подпроектам. И новый svn:externals приобретает вид:

ace   http://***/ace/tags/universal_wrapper.1.3/dev/ace
ace_lib_distrib   http://***/ace/tags/distribs/5.6.8/ace_lib_distrib
pcre  http://***/regex/pcre/tags/mxx_ru/7.8/dev/pcre
so_4  http://***/so_4/tags/4.4.b6/dev/so_4

Все, теперь я могу сделать svn up, получить новые версии подпроектов и проверить работоспособность проекта с ними.

Третий режим работы svn_tag_maker – это режим make. В этом режиме программе скармливается рабочая копия проекта и указывается, какую версию нужно создать в репозитории.

Например, пусть я разработал ig_inout_door версии 2.0.3 и мне нужно зафиксировать ее в виде тега. Я запускаю svn_tag_maker и говорю: вот рабочая копия ig_inout_door, версия у нее 2.0.3. После этого svn_tag_maker проверяет, все ли у меня закомичено (чтобы не потерять изменения). И если все нормально, то выполняет svn cp из рабочей копии в раздел tags репозитория – создается ветка tags/2.0.3. При этом для всех svn:externals в tags/2.0.3 будут прописаны точные ревизии подпроектов. Т.е. свойство svn:externals для tags/2.0.3 будет иметь вид:

ace -r346  http://***/ace/tags/universal_wrapper.1.3/dev/ace
ace_lib_distrib -r98  http://***/ace/tags/distribs/5.6.8/ace_lib_distrib
pcre -r13  http://***/regex/pcre/tags/mxx_ru/7.8/dev/pcre
so_4 -r729  http://***/so_4/tags/4.4.b6/dev/so_4

Вот такой инструмент. Пока он разрабатывается в виде консольной программы. Если он окажется удачным и захочется иметь GUI-версию, то прикрутим к нему GUI.

Собственно к чему я это. Если будет интерес к данному инструменту, то я попробую организовать его выпуск в виде открытого проекта. Ну а если нет, то он так и останется поделкой для внутреннего использования.

вторник, 27 апреля 2010 г.

[life.sport] Не, с двумя дротиками в дартс играть нельзя! :)

Подсел на дартс :) История такая. Когда-то давным-давно в офисе завелась доска для дартс с набором самых простых дротиков (такие почти полностью пластиковые, с маленькой иглой, три красных и три зеленых в комплекте с доской). Долго она валялась у нас без дела. Потом чья-то добрая душа повесила ее на двери кухни в коридоре. Появились любители соревноваться на дальность броска – с трех метров, с пяти, с дальнего конца коридора. А незадолго до Нового Года по Евроспорту показали чемпионат мира по дартс среди любителей – увлекательное зрелище, не хуже снукера. С этого-то все и началось.

Стал я раз в день походить к мишени, пытался попадать в нее. Снайпер из меня оказался не просто пипец, а пипец в квадрате. Но зато азарта и упорства мне не занимать :) И, как обычные программисты, никакой документации, т.е. правил игры я не читал, какие бывают мишени и дротики даже не представлял себе. Кстати, книжку с методикой тренировки в дартс я так до сих пор и не прочел :)

Со временем старые дротики стали приходить в полную негодность. И как-то возвращаясь с обеда зашел в ближайший спортивный магазин и купил себе самые лучшие дротики из тех, которые там были. Аж за $8 :) Причем на них даже не было написано, сколько они весят! Сейчас самому смешно вспоминать.

Но какими бы дешевыми эти дротики не оказались, впечатление от бросков очень сильно изменилось. Азарта прибавилось. Поскольку мишень висит на двери кухни, то идя заваривать себе чашку чая, я всегда беру с собой дротики. Ну и просто, когда работа совсем уж забабахает и захочется разогнуть спину, тоже. Так три-четыре подхода в день, каждый по 5-10 минут.

Не то, чтобы точность бросков повысилась, но сейчас дротики летят хотя бы в ту сторону, в которую нужно. Т.е. если целюсь в правый верхний квадрант мишени – там они и оказываются. Мелочь, а приятно. Грею себя надеждой, что лет этак через пять-шесть, буду один раз из трех в утроение двадцати попадать :)

Имхо, для офиса дартс – очень классная штука (если соблюдать предосторожности). Хорошая разрядка. Да и физически не так уж просто – все время топаешь к мишени и обратно, так что к вечеру ноги начинают гудеть. В общем, для программистов весьма неплохое занятие (особенно в дополнение к турнику). Отлично разгоняет послеобеденную сонливость :)

Только вот есть особенность – хвостовики дротиков (это та часть, в которую оперение вставляется) оказались вещью хрупкой и часто ломающейся. Попадание двух дротиков друг в друга, выпадение дротиков из мишени – вот основные причины. Родные хвостовики от своих дротиков я сломал очень быстро. Потом случайно умудрился купить новые хвостовики Harrows Supergrip. Случайно, поскольку очень похоже, что я забрал последний комплект.

И вот вчера один из хвостовиков сломался. Причем не в хвостовой части (усики, к которым крепится оперение, ломаются быстрее всего), а просто переломался в месте окончания резьбы – резьба осталась в дротике, а хвостовик с оперением отвалился. И, сюрпрайз-сюрпрайз, в спортивных магазинах в центре Гомеля не оказалось хвостовиков для дротиков вообще.

А двумя дротиками играть невозможно. К мишени бегаешь гораздо больше. И если третьим дротиком часто попадаешь более-менее туда, куда хочешь (сказываются поправки от двух предыдущих бросков), то два дротика разлетаются кто куда :(

Так что сейчас я дозреваю до того, чтобы заказать себе в Москве Harrows Assassin и кучу запасных хвостовиков (например, вот эту пачку). Точнее уже дозрел, жду подходящей оказии, после майских праздников должна представиться. А пока чешу репу на предмет покупки сизалевой мишени. Не бросать же приличные дротики в дешевую китайскую мишень из бумаги.

Кстати, интересный момент. Когда стал более плотно интересоваться игрой в дартс, забрел на какой-то дартсиский форум. Народ там своими дротиками хвастался. Да уж… :) Пенисометрия в чистом виде. Точно так же, как у программистов в священных войнах “C++ отстой!” и “Haskell наше все!” :)))

Так что принимаю любые советы, ссылки и просто полезную информацию на тему дартса. Может быть кто-то знает людей, занимающихся доставкой спортивных товаров из Москвы в Гомель под заказ?

PS. Пользуясь случаем хочу сказать свое “фи” всем гомельским спортивным магазинам – раз уж вы продаете дротики, продавайте и запчасти к ним – хвостовика и оперения. Или хотя бы предлагайте подвести на заказ. В этом плане более-менее выделяется магазин “Спортладния” на ул.Победы. Но там другая беда – цены, имхо, несколько завышены :(

PPS. К сожалению для меня, это не реклама магазина Harrows.ru :)

[prog.flame] Попрограммировал на Java, делюсь впечатлениями. Часть IV. Не нравится мне Java-вская нотация

Продолжение заметок о впечатлениях после программирования на Java. Предыдущие части здесь:

Часть I
Часть II
Часть III

Данная заметка будет совсем уж флеймовой. Но что поделать, нотация (соглашения о правилах именования классов/методов/переменных) имеет очень важное значение. Она как обувь, в которой приходится много ходить. Если где-то хоть чуть-чуть жмет или трет, или попал маленький камешек – ноги можно стереть в кровь. Так же и с нотацией. Если какая-то мелочь раздражает, то со временем от нее будешь в прямом смысле плеваться.

Вот в Java для меня такой мелочью совершенно неожиданно стало соглашение об именовании методов. Странная штука – этот camelCase. В чем логика не понятно. Почему названия классов в нормальном CamelCase, а вот названия методов в другом camelCase. Прямо как в анекдоте: “Запомнэте это дэти, патамушта понять это нэвазможна!”

Ирония ситуации в том, что где-то с 1994-го по 2001 я сам такой нотацией пользовался в собственных C++ных программах. Но потом, из-за того, что много времени стал просиживать за компьютером, отказался от любого вида CamelCase в пользу lower_case. Намного меньше глаза устают.

В C++ так же часто camelCase используется. В Qt, например. Но это не обязательная к использованию нотация. Поэтому в C++ проще, особенно если в качестве корпоративного стандарта принята удобное для тебя соглашение об именовании :)

На данный момент самыми осмысленными и удобными мне кажутся нотации, принятые в:

  • Ruby: CamelCase для имен классов, lower_case для имен методов, UPPER_CASE для имен констант. Причем, что хорошо в Ruby, там правила именования зашиты в синтаксис языка.
  • Eiffel: UPPER_CASE для классов, lower_case для методов.

Удобно, когда в C/C++ используется lower_case нотация (особенно, когда для типов добавляется суффикс _t).

В OCaml-е было бы все хорошо, если бы там аргументы функций было принято в скобочки заключать. А так приходится разбираться какой пробел что обозначает :)

Вынужден признать, что в C# так же осмысленная нотация, хотя CamelCase мне и не нравится.

понедельник, 26 апреля 2010 г.

[prog.wow] Ознакомился со статьей Automatically Patching Errors in Deployed Software

Просмотрел статью Automatically Patching Errors in Deplyoyed Software. Область для меня совершенно незнакомая, поэтому по ходу чтения мало что понимал. Но из того, что понял получается, что люди занимаются какими-то фантастическими вещами. Авторами статьи была разработана система ClearView, которая следит за работой нативных приложений и собирает информацию о ходе их нормальной работы. Если же в какой-то момент приложение начинает работать не так, как раньше – например, в результате атаки на него – то ClearView пытается сгенерировать патч, который накатывается на работающее приложение. Генерируется сразу несколько разных патчей, но оставляется только тот из них, под которым ошибка устраняется.

Для проверки работоспособности ClearView был проведен эксперимент: взяли оригинальный FireFox 1.0 для которого было 10 известных способов атак. Запустили FireFox под ClearView и атаковали с помощью каждой из этих атак. Ни в одном случае атакующим не удалось запустить вредоносный код. А в 7 случаях из 10 ClearView сгенерировал патчи, которые устраняли уязвимость, через которую действовали атакующие.

Внушаить. Желающим подробнее разобраться с предметом адресую к упомянутой статье.

воскресенье, 25 апреля 2010 г.

[war.photo] Как снимать войну

По следам вчерашней темы, связанной с Днем Победы, захотел в рубрике “Знакомство с фотомастером” опубликовать фотографии, сделанные фронтовыми кинооператорами во время Великой Отечественной.

Вот хорошие подборки:

http://www.1418.ru/photo.php

http://1941-1945.at.ua/photo/7

В процессе их поиска нашел статью “Как снимать войну” – это интервью с Борисом Соколовым, Семеном Школьниковым и рассказ об Малике Каюмове. Интересно. Например:

Отправленный с фронта материал попадал на студию, и за него принимались режиссеры-монтажеры. Установка была: показать героизм советских войск, бесстрашие советского солдата, патриотизм советского народа — вещи, которые, как мы теперь знаем, во время войны не были такими уж повсеместными.

— Мы очень мало снимали отступления наших войск. Кадры поражений были никому не нужны. Сейчас-то жалеем, что их не снимали. В этом смысле сами себя подвергали цензуре. Были случаи, когда снимали отступающих людей, но там операторов чуть ли не камнями забрасывали, кричали им: «Зачем вы снимаете?» Сами отступающие…

Я хорошо помню момент, когда в детстве, в возрасте, наверное, 9 или 10 лет, я вдруг осознал, что война – это страшное дело. Очень страшное. Не как в кино – где бах-бах и наши победили, а все главные герои остались живы и встретились в Берлине. Все это произошло, когда я увидел вот эту фотографию:

До сих пор не могу на нее смотреть спокойно.

Светлая память!