пятница, 30 октября 2020 г.

[life.business] Несколько слов о "спиральной динамике" вообще и о графомании ее апологета Максима Цепкова в частности

Давеча угораздило ввязаться в бессмысленный спор на RSDN в ходе которого мой оппонент апеллировал к некой "спиральной динамике". Т.к. раньше я про эту самую динамику, к своему счастью, ничего не знал, то решил ознакомиться с предметом. Сейчас попробую поделиться впечатлениями.

Источник изображения здесь

Клер Грейвз, его теория, спиральная динамика поверх теории Грейвза

вторник, 27 октября 2020 г.

[work] Наткнулся тут на невероятное...

В поисках информации о "спиральной динамике" нашел такого автора на vc.ru: Максим Цепков. А среди его статей ознакомился вот с этой: "Реальность цифрового мира: проекты делает некомпетентная команда". И вот в этой статье практически сходу споткнулся о пару-тройку моментов, которые заставили всерьез задуматься о том, а не сказочный ли пишет все эти буквы? Уж простите мне мой французский, но запись в блог сразу после прочтения, еще под свежими впечатлениями.

Итак, цитата:

Получается, что нам нужно делать проекты некомпетентной командой. В то время в любом учебнике по менеджменту написано: обязательным условием для успеха проекта является компетентная команда, поэтому определите, какие компетентные специалисты вам нужны, найдите их и привлеките к проекту. Это оказывается невозможным. Как можно ли в таких условиях успешно делать проекты?

Оказывается, для этого уже давно есть методы. Первые из них появились, естественно, в IT как раз тогда, когда было осознанно, что регламенты и правила не работают, а ключевым фактором успеха является человеческий фактор. Об этом есть классическая книга Тома ДеМарко «Peopleware» (1987), которая в русском переводе так и называется «Человеческий фактор».

И как ответ на эту ситуацию появился Agile. Он взлетел именно поэтому, что появился во время прихода персоналок. Персоналки ведь пришли не домой, они сделали компьютеры доступными для мелких и средних компаний. И потребовалось массово автоматизировать бизнес, возник дефицит разработчиков. Их не было, выпуск институтов не увеличился. И именно Scrum и Agile обеспечили решение этой проблемы, позволив успешно делать проекты некомпетентной командой. Это был один из ключевых факторов их успеха и широкого распространения. В России, кстати, мы это не очень ощутили, потому что именно тогда, в период появления персоналок, развалилась оборонка и много квалифицированных инженеров ушли в айтишники, они демпфировали этот кризис.

Что меня здесь смущает?

Первое. Agile и персоналки. Если я правильно помню, то первопроходцы Agile делали приснопамятную систему расчета компенсаций для Крайслера в 1993-1999 годах как раз таки не для персоналок вообще, а для мейнфреймов. Могу ошибаться, поэтому если кто-то владеет информацией лучше меня, то поправте плиз.

Далее, период развития интереса к Agile, начиная с появления Agile Manifesto -- это уже нулевые годы. Когда у персоналок был не то, чтобы приход. Они уже давно пришли. А приход тогда как раз был у Web-а. И именно в конце 1990-х и начале нулевых стартовал и нарастал массовый переход от десктопа к Web-у. В условиях когда не было ни толком развитых Web-технологий, ни опытных Web-разработчиков, зато спрос на Web-разработку был сумасшедший. Так если уж благодаря чему-то Agile и взлетел, так это благодаря Web-разработке.

Второе. Что-то мне трудно припомнить, чтобы в 1990-е в России после распада оборонки квалифицированные инженеры массово уходили в айтишники. При том, что как раз в оборонке до 1990-х огромное количество разработчиков и трудилось. А потом осталось без куска хлеба. В прямом смысле. И поэтому уже существующие профессиональные кадры разбегались и выживали кто как может: кто-то уехал, кто-то переквалифицировался на бух- и складской учет (dBase/FoxBase/Clarion, а затем и 1C с Галактикой и Ко), кто-то ушел в преподавание, кто-то смог уйти в сисадмины (в банках в то время был большой спрос), кто-то тупо торговал широпотребом на рынке.

Так что как-то с моими воспоминаниями ну никак не бьется. Но я и не из России. Поэтому опять же, вопрос к более знающим людям: действительно ли в 1990-х квалифицированные инженеры из оборонки в РФ уходили в айтишники?

PS. Вообще, складывается ощущение, что вокруг Agile сформировался какой-то невероятной силы религиозный налет. Просто трындец. Будет о чем порассуждать, если смогу продраться через всю излившуюся хрень.

понедельник, 26 октября 2020 г.

[prog.c++] Особенность aggregate initialization в современном C++, о которой я и не подозревал

Некоторое время назад попробовал разобраться с тем, как работает трюк, описанный в статье "Reflection in C++14". И очень долго тупил и не понимал, как же так получается, что попытки увеличивать количество параметров в выражении aggregate initialization ведут к должному результату... Т.е. сперва делается T{a1}, затем T{a1, a2}, затем T{a1, a2, a3} и т.д. И останавливается это все на aN, где N и есть количество полей в структуре T.

А тупил и не понимал потому, что считал, что в выражении aggregate initialization нужно передавать начальные значения для всех полей структуры T. Т.е., если в T четыре поля, то и в aggregate initialization нужно отдать именно четыре значения. Не больше, не меньше. А именно четыре.

Ну и вот оказалось, что в главном-то я и не прав. В aggregate initialization можно отдать и меньше значений. Вот для иллюстрации работающий пример (убедиться можно на wandbox):

#include <iostream>

struct Demo {
    int a_;
    int b_;
    int c_;
    int d_;
};

std::ostream & operator<<(std::ostream & to, const Demo & d) {
    return (to << '(' << d.a_ << ',' << d.b_ << ',' << d.c_ << ',' << d.d_ << ')');
}

int main() {
    {
        Demo d{};
        std::cout << "First: " << d << std::endl;
    }
    {
        Demo d{10};
        std::cout << "Second: " << d << std::endl;
    }
    {
        Demo d{104215};
        std::cout << "Third: " << d << std::endl;
    }
}

Вот уж, что называется, век живи, век учись, а помрешь все равно дураком ;)