пятница, 21 сентября 2018 г.

[prog.thoughts] Мнение пациента с хроническим NIH-синдромом: плюсы и минусы самодельного внутреннего инструментария

Так уж получилось, что я являюсь паталогическим велосипедостроителем. Отчасти тому виной моя собственная натура, ну вот нравится делать что-то свое или же переделывать чужое под себя. Отчасти потому, что в программирование я пришел в начале 90-х, да еще в СССР, который был сильно изолирован от остального мира в области ИТ. Поэтому, просто из-за отсутствия инструментария, приходилось многое делать своими руками.

Как бы то ни было, так уж случилось, что за время своей работы в ИТ мне довелось создать несколько инструментов для разработчиков, которые использовались для создания прикладного софта. Созданный на базе моих инструментов работал годами и годами же находился на сопровождении. Ну, скажем, в 2002-ом году мной были сделаны первая версия SObjectizer-4 и встраиваемая ООСУБД ObjESSty, на базе которых затем был сделан агрегатор SMS/USSD сообщений. Этот агрегатор, как оказалось, до сих пор работает, прокачивает пару тройку десятков миллионов сообщений в сутки, что дает более полумиллиарда сообщений в месяц. Часть компонентов все еще работают именно на SO-4 и ObjESSty. Часть компонентов была написана уже на SObjectizer-5. Но, опять же, возраст этих "новых" компонентов так же измеряется годами.

Да, все это был софт, про который нигде не рассказывали, с ним не сталкиваются миллионы пользователей напрямую, как это происходит с продуктами известных компаний, вроде Microsoft, Google, Yandex и иже с ними. Так что вам, читатель, решать, интересно ли вам мнение велосипедостроителя, работавшего в noname-компаниях и принимавшего участие в проектах, о которых вы никогда не слышали и не услышите.

Но т.к. этот блог был создан для того, чтобы я мог свободно говорить то, что хочу, то все-таки выскажу свои мысли на тему того, насколько выгодно или невыгодно компании создавать и развивать свой внутренний инструментарий. Что может быть интересно тем, кто работает не в Google или Yandex-е, а в продуктовых конторах поменьше, с другими штатами, бюджетами и возможностями. Речь про продуктовые компании, т.к. про то, как со внутренним инструментарием дела обстоят на аутсорсинговых галерах я понятия не имею.

вторник, 18 сентября 2018 г.

[prog.c++] Let's talk about hierarchical finite state machines and their support in SObjectizer-5.5

Finite state machine is a probably one of most basic and widespread thing in software development. Finite state machines (FSM) are actively used in many areas. For example in such niches as SCADA- and telecom systems FSM are used almost everywhere.

In this article we will try to speak about hierarchical FSM. And then we will try to take a look at FSM's support in SObjectizer-5. SObjectizer is one of a few OpenSource and live "actor" frameworks for C++ and actors in SObjectizer are FSMs. We will speak why SObjectizer's actors are FSMs and which capabilities they have.

A Brief Introduction Into Finite State Machines

It is hard to explain in a shot article such big topics as automata theory in general and finite state machines in particular. Because of that an basic understanding of these topics are required from a reader.

Advanced Finite State Machines And Their Features

There are several "advanced features" of FSM which significantly simplify usage of FSM. Let's talk about them briefly.

Disclaimer: if a reader has a good knowledge of UML's statechart diagrams then he or she doesn't find anything new here.

[work.thoughts] Люди, действительно, главный ресурс. Печально, когда это не так

В течении нескольких дней пересекся и пообщался с двумя бывшими коллегами с предыдущего места работы. Ну, того, которое в Гомеле создавалось с нуля и не без моего участия, в котором повезло поработать больше десяти лет бок о бок с ну очень крутыми ребятами и девчатами.

К своему большому удивлению узнал, что ряд людей, про которых я думал, что они там до сих пор еще работают, на самом деле уже компанию покинули. Такое ощущение, что о мощного когда-то в прошлом коллектива там остались какие-то жалкие ошметки. В смысле -- от старой гвардии в строю сохранились лишь редкие ветераны.

Печально это все как-то. Настолько, что даже не хочется вспоминать, что "я же говорил". Хотя говорил. Правда, я думал, что исход произойдет гораздо быстрее, ошибся на пару лет. Недооценил тот запас прочности, который был когда-то заложен. И, вероятно, это запас до сих сказывается.

Действительно, печально это как-то все. Настолько, что не хочется говорить о том, почему такое произошло и как можно было этому воспрепятствовать. Тем более, что кто-то из ушедших на самом-то деле далеко не ушел, а продолжает работать в тех же областях, но уже под другими вывесками. Свои версии почему и как, у меня, конечно же имеются. Но делится нет желания, да и бесполезно это.

Зато в очередной раз лучше понимаешь, в какую уникальную среду и движуху удалось попасть в 2001-ом году и насколько невероятно удачно все складывалось где-то до 2010-го года...

В общем-то и тогда было понятно, что коллектив подобрался просто уникальный. И насколько весом и значим был вклад каждого из тех людей. И как они друг друга дополняли и развивали, не смотря на то, что все были очень разные. Настолько, что не всегда было просто достичь консенсуса по каким-то вопросам. Тем не менее, чем больше проходит времени, тем больше я утверждаюсь во мнении, что не смотря на удачное стечение обстоятельств, все-таки ключевым фактором, благодаря которому все сложилось и выросло, был именно коллектив.

PS. Что еще печально, так это то, что не удалось получить от бывшего работодателя success story по итогам разработок, который мой отдел когда-то делал на базе SObjectizer-а. Уже и отдела нет. И, как будто, сами эти разработки уже были проданы одному очень крупному банку. А уж от банка-то мы точно success story не получим.