среда, 7 января 2015 г.

[management.book] Книга "Построенные навечно. Успех компаний, обладающих видением"

Вслед за "Живой компанией" Ари де Гиуса прочел книгу Джима Коллинза и Джери Порраса "Построенные навечно. Успех компаний, обладающих видением". Прочел потому, что де Гиус ссылается на "Построенные навечно" в своей книге.

В чем суть "Построенных навечно"? Суть в том, что в 1988-м году двое ученых (одновременно преподававших в школе MBA и консультантов, имхо, это важно) начали проводить исследование на предмет того, что позволяло компаниями становиться "великими". Коллинз и Поррас путем опроса ТОП-овых менеджеров американских компаний составили список из 18 великих компаний. Так же они выбрали 18 компаний сравнения -- компаний, которые появились приблизительно тогда же, когда и великие, занимались приблизительно тем же, но великими не стали. Так, например, великой компанией была объявлена Hewlett-Packard, а компанией сравнения для нее -- Texas Instruments. Великой объявлена Boeing, а компанией сравнения для нее -- McDonnel Douglas. Великая Procter & Gamble против Colgate и т.д.

Исследования заключались в сравнении показателей, управленческих решений и их последствий, стилей менеджмента и методов работы в каждой из выбранных пар. Результаты исследования были опубликованы в 1994 году в первом издании книги "Построенные навечно". С тех пор книга выдержала несколько переизданий. Я читал 2-е издание, выпущенное в 2014 году издательством "Манн, Иванов и Фербер" (соответствует англоязычной версии книги от 2002-го года).

Впечатления от книги нужно разделить на две половины. Первая половина касается самой книги, вторая половина -- почерпнутой из книги информации.

Так вот, сразу должен сказать, что книга мне не понравилась. Во-первых, мне показалось, что книга написана в стиле "мы очень грамотные и заслуженные ребята, мы проделали невероятно большой объем работ, очень этим гордимся и сейчас вашему вниманию предоставим супер-пупер материал, которого вы больше нигде не найдете". За счет чего первые 30-40 страниц, посвященных введению, прологам, предисловиям, пояснениям и прочим прелюдиям можно смело пропускать не тратя на них свое время.

Во-вторых, в книге налито ну уж очень много "воды". Проявляется это постоянно. Особенно в первой половине книги. Бывает прочитаешь несколько немаленьких абзацев и вдруг ловишь себя на мысли о том, что они вообще не оставили никакого следа. Возвращаешься, перечитываешь -- действительно, ничего полезного в них нет. Либо повторение того, что уже читал. Либо какие-то полу- или же совсем риторические вопросы.

В-третьих, чрезвычайно много авторы говорят про идеологию. Мне, как выходцу из СССР, разговоры про идеологию вообще крайне подозрительны. А уж в таком тоне, в котором про идеологию, ключевые ценности и пр. высокие материи говорят авторы книги -- тем более. Грешным делом подумалось, что раз книга начала писаться еще по ходу холодной войны между США и СССР (т.е. между капитализмом и социализмом), не поставил ли кто-нибудь перед авторами задачу доказать преимущество одного строя перед другим. Очень тяжело было отмахиваться от данной мысли, т.к. ну уж очень стиль и содержание первых глав напоминали передовицы советских газет времен "развитого социализма".

Из-за всех этих причин читать "Построенные навечно" поначалу было тяжко. С трудом осилив первые 100 страниц уж было решил бросить чтение. Но все-же поставил себе рубеж в 200 страниц: мол, если и там будет все то же самое, то точно брошу и дочитывать не стану.

К счастью, где-то в районе 180-й страницы ситуация изменилась. Авторы стали меньше писать об идеологической составляющей, перешли к конкретным примерам и тут-то началось то, что читать было действительно интересно и полезно. Правда, закончилось все это довольно быстро, где-то к 270-й странице, все закончилось. Потом оказалось еще пара-тройка десятков страниц, написанных ко второму изданию, кратко повторяющих предыдущее содержание. А затем еще страниц 50-60 приложений и перечней использованных материалов.

Теперь о том, что же удалось почерпнуть. Очень интересные примеры из жизни разных компаний. Несколько интересных приемов. Например:

  • определение людей, которые представляются для компании самыми ценными. Упражнение под названием "Полет на Марс": нужно представить себе, что компании на Земле грозит гибель, но есть шансы возродить ее на Марсе. Для этого на космическом корабле нужно отправить на Марс тех сотрудников компании, которые смогут обеспечить ее восстановление. Фокус в том, что размер экипажа корабля ограничен и можно оправить только 7 (или 5, или 10 -- тут можно варьировать) сотрудников;
  • определение реальных причин и целей существования компании. Упражнение под названием "Пять почему?": начинается с простой констатации факта, вроде "Мы предоставляем услугу X", после чего задаются вопросы "Почему?". Например, "Почему предоставление услуги X важно для компании?". После чего к полученному ответу применить вопрос "Почему?" еще раз и т.д. несколько итераций.

Однако, все это портилось несколькими вещами.

Во-первых, странной интерпретацией некоторых фактов. Например, авторы книги делали упор на убежденности Генри Форда в том, что автомобиль должен быть "народным", т.е. доступным широкому кругу покупателей. И выдавали эту убежденность как важную идеологическую составляющую компании Ford. Между тем, лично мне было непонятно, зачем это стремление Генри Форда возводить в ранг идеологических ценностей, когда в стремлении выпускать массово продающийся автомобиль есть простая и очевидная экономическая составляющая. Ведь доход автомобильные компании получают не только от продажи автомобилей. Но еще и от продажи запчастей к ним. Чем больше продашь автомобилей, тем больше затем продашь запчастей. И еще один важный момент: чем доступнее будет автомобиль, тем проще человеку будет решиться затем поменять его на новый.

Или еще из той же оперы. Авторы приводили в пример компании, которые плотно занимаются исследовательскими разработками и стараются выводить на рынок новинки. Мол, некоторые из них принципиально отказываются продлевать жизнь, производить и продавать товары, старше 3-х лет. Потому, что компания уже располагает новыми, более инновационными, современными и привлекательными товарами. Ну как тут не вспомнить MS Windows, каждая версия которой требовала все более и более мощного железа, хотя как-то принципиально быстрее или лучше работать не начинала ;)

Во-вторых, восприятию каких-то вещей мешали знания, почерпнутые из других источников. Как, например, вспоминая книгу Ли Якокка "Карьера менеджера", противопоставление Ford и General Motors выглядит несколько иначе. Якокка жаловался, что когда американские производители автомобилей столкнулись с энергетическим кризисом и жесточайшей конкуренцией со стороны японских автомобильных компаний, из американской большой тройки (Ford, GM и Chrysler) лучше всего себя чувствовал именно GM, который держал львиную долю рынка в США. А Ford-у и Chrysler-у пришлось очень и очень сильно напрягаться. Chrysler, кстати, в конце-концов не выжил.

Или, например, дифирамбы в адрес HP, мол какая это компания великая, какие там условия сделаны, как она поддерживает инновации сотрудников :) Все бы ничего, если бы не знание того, как HP отмахнулась от идей некого Возняка. Или как в HP попытались воспользоваться наследием Palm и получили невзлетевшую webOS, проданную впоследствии LG. Да и вообще, довольно странным казалось противопоставление HP такой компании, как Texas Instruments.

В-третьих, мешало послезнание, т.е. информация о событиях, которые происходили с некоторыми компаниями уже после выхода "Построенные навечно". Например, странно читать о великой компании Motorola, дела которой в 2000-х пошли настолько плохо, что она была разделена на части и распродана. Ну или тот же пример с webOS в HP. Или факт того, что лишенная права считаться великой компания Texas Instruments через 20 лет после выхода книги является одним из крупнейших в мире производителей полупроводниковых компонентов.


В общем, если резюмировать, то данную книгу я читать не советую. Слишком уж мал объем полезной информации в сравнении с общим объемом книги. Ужали бы ее авторы до 100-120 страниц, была бы совсем другая история.

Если же все-таки возникнет необходимость с ней познакомиться, то:

  • из первой главы книги внимание заслуживает перечень 12-ти мифов с их разоблачением (это всего несколько страниц);
  • в начальных главах (с 1-й по 6-ю) можно читать несколько последних страниц каждой главы, там кратко резюмируются основные пункты;
  • главы 7-10 следует читать полностью. Это, имхо, самая ценная часть книги.

Итоговое впечатление такое, что авторы проделали большой объем работы, но не удержались от того, чтобы раздуть итоговый формат книги до неприличных размеров. Или же просто оказались не в состоянии выделить действительно ценный сухой остаток (ведь они же не действующие бизнесмены или менеджеры, они ученые, преподаватели и консультанты). Плюс какая-то очень нездоровая любовь к идеологии. Хотя нужно отдать должное авторам, они неоднократно указывают, что "голая идеология" не будет ничего стоить, если не будет подтверждаться реальными повседневными действиями. Т.е. вроде бы очень толковые люди писали эту книгу. Почему же вышло столь неоднозначно -- не понятно.

Если же стоит выбор о том, на что тратить время: на "Живую компанию" или "Построенные навечно", то, по-моему мнению, выбор нужно делать однозначно в пользу "Живой компании".

PS. Несколько цитат из "Построенных навечно" будут опубликованы в блоге в ближайшее время.

PPS. На очереди "В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки" Томаса Питерса и Роберта Уотермана-мл.

Отправить комментарий