среда, 24 июня 2020 г.

[prog.c++] Максимальное значение времени, которое можно передать в std::condition_variable::wait_for

Метод std::condition_variable::wait_for в качестве одного из параметров получает время ожидания срабатывания condition_variable. На cppreference.com этот параметр называется rel_time. И про его значение сказано следующее:

an object of type std::chrono::duration representing the maximum time to spend waiting. Note that rel_time must be small enough not to overflow when added to std::chrono::steady_clock::now().

Ok. Значит значение rel_time не должно быть таким, чтобы вызвать переполнение, когда его суммируют с std::chrono::steady_clock::now(). Но каким же оно тогда может быть?

В принципе, можно предположить, что максимально допустимое значение для rel_time может быть получено таким нехитрым способом:

std::chrono::steady_clock::time_point::max() - std::chrono::steady_clock::now()

Т.е. оно не должно быть больше разницы между самой большой меткой времени, которую можно выразить в std::chrono::steady_clock, и текущей меткой времени.

Вроде бы так. Но не все так просто, ведь мы же в мире C++.

Вот программка, которую я написал для того, чтобы проверить, какое значение rel_time можно подсунуть в wait_for и получить при этом ожидаемое поведение wait_for. Ее суть в том, что она пытается брать сперва большое значение rel_time, а затем постепенно уменьшает это значение. Если же значение rel_time слишком большое, то wait_for может завершать свою работу сразу же, вообще без ожидания.

Так вот под Windows и VC++19 (и под FreeBSD и clang) получается вполне себе ожидаемый результат:

wait_time: 9222236437359ms, days: 1
wait for: 1001ms

А вот под Linux-ом и GCC/clang меня ждет неожиданное открытие:

wait_time: 9223171751593ms, days: 1
wait for: 0ms
wait_time: 9136771751593ms, days: 1001
wait for: 0ms
wait_time: 9050371751593ms, days: 2001
wait for: 0ms
wait_time: 8963971751593ms, days: 3001
wait for: 0ms
wait_time: 8877571751593ms, days: 4001
wait for: 0ms
wait_time: 8791171751593ms, days: 5001
wait for: 0ms
... skipped
wait_time: 7840771751592ms, days: 16001
wait for: 0ms
wait_time: 7754371751592ms, days: 17001
wait for: 0ms
wait_time: 7667971751592ms, days: 18001
wait for: 0ms
wait_time: 7581571751592ms, days: 19001
wait for: 1000ms

Т.е. мало того, что нельзя просто взять разность между (time_point::max() - time_point::now()) и для безопасности отнять оттуда какую-то разумную дельту (вроде 24 часов). Эту самую дельту нужно сделать весьма большой.

Почему так -- я хз. Вероятно какие-то фокусы трансформации вызова condition_variable::wait_for в POSIX-овый вызов. Но вот на практике довелось в это стукнуться.

PS. Зачем может потребоваться задавать большие значения для rel_time? Бывают случаи, когда либо пользователь задает время ожидания какого-то события, либо же нужно ждать "когда рак на горе свиснет". И если мы хотим время ожидания представить в программе всего одним значением std::chrono::duration, которое можно будет просто без дополнительных проверок отдать в condition_variable::wait_for (или не делать отдельно вызовы condition_variable::wait и condition_variable::wait_for), то нужно понимать, какая именно величина будет означать "когда рак на горе свиснет".

понедельник, 22 июня 2020 г.

[prog.c++] Релиз SObjectizer-5.7.1 и so5extra-1.4.1

Нашлось время и ресурсы запилить новые версии SObjectizer и so5extra.

В SObjectizer-5.7.1 реализовано несколько полезных нововведений и исправлено несколько косяков, которые пока еще не проявлялись.

Одно из самых важных изменений в SObjectizer-5.7.1 -- это возможность назначать лимиты для сообщений по умолчанию:

class demo final : public so_5::agent_t
{
public:
   demo(context_t ctx)
      : so_5::agent_t{ctx
         + limit_then_drop<msg_A>(100u)
         + limit_then_abort<msg_B>(10u)
         // That limit will be used for all other messages.
         + limit_then_drop<any_unspecified_message>(50u)
         }
   {}

   void so_define_agent() override
   {
      // Explicitly defined limit will be used.
      so_subscribe_self().event([](mhood_t<msg_A> cmd) {...});

      // A new limit object will be created for msg_C here.
      so_subscribe_self().event([](mhood_t<msg_C> cmd) {...});
   }
};

Так что теперь, если агенту нужно обрабатывать 100500 разных сообщений с одинаковыми лимитами, то можно сделать всего одно описание этого общего лимита.

Второе полезное нововведение в SO-5.7.1 -- это шаблонная функция make_agent_ref, которая позволяет гарантировать нужное время жизни указателя на агента, если этот указатель приходится отдавать в какой-нибудь коллбэк:

class io_performer final : public so_5::agent_t
{
   asio::io::tcp::socket connection_;
   std::array<std::byte, 4096> input_buffer_;

   void handle_incoming_data(std::size_t bytes_transferred) {...}

   void on_some_event(mhood_t<some_msg> cmd)
   {
      // It's time to read some data.
      connection_.async_read_some(asio::buffer(input_buffer_),
         [self=so_5::make_agent_ref(this)]
         (const asio::error_code & ec, std::size_t bytes_transferred)
         {
            if(!ec)
               self->handle_incoming_data(bytes_transferred);
         });
   }
   ...
};

Полный перечень нововведений и изменений в SO-5.7.1 можно найти здесь.

В so5extra-1.4.1 был добавлен новый тип диспетчера: asio_one_thread.

Этот диспетчер использует отдельную рабочую нить, на которой запускается io_context::run и на которой обслуживаются как I/O-операции, так и события привязанных к этому диспетчеру агентов.

По своей логике работы asio_one_thread очень похож на asio_thread_pool диспетчер, но имеет более простую реализацию. И он более удобен в использовании, когда все I/O-операции нужно "прибить" к одному контексту.

На самом деле asio_one_thread-диспетчер в so5extra появился еще месяц назад, но публичных анонсов so5extra-1.4.1 пока не было, т.к. asio_one_thread обкатывался в новой проекте. Вроде бы работает как и задумывалось, так что можно и анонсировать его наличие.


Хочу поблагодарить всех, кто выбрал SObjectizer/so5extra. Ваш интерес к этим проектам является самым важным стимулом для дальнейшего развития SObjectizer-а. А ваша обратная связь позволяет добавлять в SObjectizer/so5extra функциоальность, до который мы сами бы и не дошли. Что делает SObjectizer/so5extra полезными еще большему кругу разработчиков.