понедельник, 26 мая 2014 г.

[life.photo] На тему ручной фокусировки и подтверждения фокуса от камеры

В продолжение разговора о подтверждении фокусировки от камеры при работе с мануальным объективом, начатой вот здесь. Вчера как раз довелось еще раз столкнуться с этой темой, да еще и получился очень хороший пример. Так что интересующимся добро пожаловать под кат.

Итак, DSLR умеют подтверждать фокус посредством визуальной и/или звуковой сигнализации. На Nikon-овских камерах для работы с мануальными объективами визуальная индикация устроена посредством трех значков: если в статусной строке загорается точка, значит фокус пойман. Если вместо точки загорается треугольный индикатор, значит, кольцо фокусировки нужно вращать в ту сторону, в которую указывает индикатор. В принципе, штука удобная, но лично мне не всегда удается обращать внимания на эти индикаторы, а иногда я их просто физически не вижу в видоискателе :)

Но благодаря чему камера понимает, что фокус пойман? Благодаря точкам фокусировки, которых в разных камерах разное количество. Например, в Nikon D700/D800/D4/D4s 51 точка фокусировки, в Nikon D3300 (самая младшая модель) -- всего 11, а в Nikon D5300 -- 39.

Чем больше точек фокусировки, тем больше возможностей у фотографа выбрать ту из них, которая точно попадает именно на самый важный фрагмент фотографии. Если кто не в курсе, то на нормальных DSLR камерах фотограф может джойстиком выбирать точку фокусировки. Причем делать это можно как в режиме автофокусировки (т.е. ты выбираешь точку, а камера заставляет объектив сфокусироваться на ней), так и в режиме ручного фокуса. В последнем случае кольцо фокусировки на объективе вращает фотограф, а аппарат контролирует контрастность изображения в этом месте и, когда она достигает максимума, подтверждает фокусировку.

Однако, важно не только количество точек фокусировки, но и их расположение в кадре. Как правило, точки группируются ближе к центру кадра. Например, на моем D700 точки фокусировки распределены следующим образом:

Хорошо видно, что в кадре есть много пространства, которое вообще не закрыто точками фокусировки. Причем, что обидно, точек фокусировки нет в зонах, в которых рекомендуют располагать ключевые элементы композиции, следуя правилам третей или золотого сечения :( Т.е., если вы снимаете человека и помещаете его лицо в центр кадра, то у вас есть хорошие шансы, что на глаза модели придется одна или даже несколько точек фокусировки. Но вот если вы хотите, чтобы глаза модели попадали на условную линию, отделяющую верхнюю 1/3 снимка, то точки фокусировки на D700 там не будет. Да и не только на D700, насколько я помню, легко можно погуглить D4 viewfinder или D600 viewfinder. Вот, кстати, хорошая картинка, показывающая расположение точек фокусировки на нескольких Nikon-овских камерах:

Итак, допустим, вам потребовалось навести фокус на элемент, который находится вне зоны расположения датчиков фокусировки вашей камеры. Вот как мне на этом снимке, где фокус должен был попасть на глаза игрока:

Что делать в этом случае?

Я знаю всего два решения. Если кто-то знает еще способы, то было бы здорово и полезно (не только мне) услышать о них, скажем, в комментариях.

Первый способ заключается в перекомпоновке кадра после фиксации фокуса и экспозиции. Т.е. сначала вы компонуете кадр так, чтобы на нужный фрагмент (в данном случае на глаза модели) попадала точка фокусировки. После чего притапливаете кнопку спуска наполовину (или же нажимаете AF-L, если таковая имеется) и перекомпонуете кадр так, чтобы глаза модели оказались в нужном вам месте кадра.

Проблемы с данным способом начинаются при работе с широко открытыми диафрагмами. Чем шире диафрагма, тем меньше глубина резкости. Тем больше шансов выйти из фокуса при перекомпоновке кадра. Сложность еще и в том, что ГРИП зависит не только от диафрагмы, но еще и от фокусного расстояния и от расстояния до объекта съемки. Поэтому, скажем, при съемке на f4 35-миллиметровым объективом перекомпоновка кадра после фиксации фокуса может пройти незамеченной, а на 85-миллиметровом объективе расфокусировка будет очевидной и недопустимой.

Поэтому данным способом я стараюсь не пользоваться, особенно в условиях съемки фоторепортажа с мануальным объективом. Уж слишком много мороки -- выбрать точку, поймать фокус, перекомпоновать кадр. Гораздо быстрее пользоваться вторым способом.

Второй способ состоит в том, чтобы фокусироваться без помощи камеры. Как только показалось, что нужная тебе часть резкая, так и нажал на спуск. Это сложно, особенно когда освещения недостаточно. В приведенном мной примере я не смог правильно сфокусироваться :(

Но зато получается снимать максимально быстро и ты не отвлекаешься от композиции снимка. А то ведь бывает еще и так, что перекомпонуешь кадр после фиксации фокуса, а там внезапно оказывается чья-то совершенно неуместная часть тела :)

Кстати говоря, именно из-за того, что при репортажной съемке приходится фокусироваться на расположенных близко к краям кадра объектах, пользы от фокусировочных экранов с микропризмами/клиньями оказывается не много :( Возвращать штатный фокусировочный экран в свой D700 я не собираюсь, временами экран с микропризмами бывает полезен. Но сейчас очень хочется просто более большого и светлого видоискателя. Как в старых пленочных зеркалках.

PS. Обладатели камер с немерянным для обычного использования количеством мегапикселей (24Mpx, а то и 36Mpx) могут применять кадрирование. Т.е. при съемке задействовать крайние точки фокусировки, располагая ключевые элементы композиции ближе к центру кадра, нежели этого хотелось бы. А затем обрезая пустые места снимка и получая из 36/24Mpx-кадра обычный 12/14/16Mpx снимок.

Отправить комментарий