вторник, 13 января 2015 г.

[management.book] Впечатления о книге "В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки"

Если в двух словах, то книга из категории "must read". Только обязательно нужно затем прочитать статью одного из авторов, Тома Питерса, приуроченную к двадцатилетию книги: "Tom Peters's True Confessions" (часть 1, часть 2).

Если чуть более подробно, то книга производит впечатление сборника большого количества любопытных и поучительных историй. Этому сборнику попытались придать видимость некоторой системы принципов и последовательности в изложении, но, как мне показалось, сделано было это уже после того, как основной материал был подготовлен и оформлен. Поэтому такого целостного впечатления, как, например, "Живая компания", книга "В поисках совершенства" не производит.

Так же по ходу чтения несколько напрягает послезнание и информация, которая была получена из других источников о текущем состоянии дел в компаниях, объявленных в книге примерами для подражания. Например, много хороших слов сказано о Digital Equipment Corporation (DEC) и ее лидере, тогда как история показала, что DEC при всей своей инновационности и уникальной корпоративной культуре не смогла приспособиться к глобальным изменениям на рынке компьютеров. И ее лидер, которому пелись дифирамбы авторами книги, сыграл здесь не последнюю роль. Другой пример: хвалебные слова в адрес IBM по поводу свободы, демократии и возможности для самодеятельности у сотрудников. Что несколько не стыкуется с той информацией, которая доходила до меня о текущем уровне формализма при управлении проектами в IBM.

Так что при чтении нужно делать поправку на то, что книга была написана 30 лет назад. Так же нужно делать поправку на то, что авторы книги в качестве основной информации о происходящем в компаниях брали слова руководителей и источники вроде Fortune. Соответственно, у руководителя корпорации и рядового сотрудника этой же корпорации могут быть совершенно противоположные взгляды на возможности, которые открываются для сотрудников корпорации вообще, о культуре, о свободе, о продуманности и логичности корпоративных порядков и т.д.

Но, что самое важное (и это Том Питерс особо подчеркивает в своей статье от 2001-го года) -- список правил и принципов из книги следует рассматривать не как "рецепт успеха", а как маркеры провала. Т.е. следование принципам не гарантирует вашей компании успеха. А вот их нарушение гарантирует неудачу.

Так что изложенный материал даже сейчас, по прошествии 30 лет, можно использовать в качестве "лакмусовой бумажки" для оценки жизнеспособности той компании, в которой вы работаете в данный момент. Если в этой компании нарушаются принципы из "В поисках совершенства", то имеет смысл задуматься о том, а не тратите ли вы свое время понапрасну и есть ли у вас будущее там, где вы сейчас работаете. И есть ли будущее у этого места вообще.

Не думаю, что в предыдущем абзаце я сгустил краски. В 2001-м году Том Питерс, описывая, что изменилось за 20-ть лет после выхода "В поисках совершенства", сказал, что условия ведения бизнеса поменялись принципиально. Скорость коммуникаций изменила все. Уже в 2001-м не было возможности использовать подход "Товсь! Целсь! Пли!", нужно было действовать в режиме "Пли! Пли! Пли!" Ну а сейчас и подавно. Поэтому, если в компании (особенно в ИТ-шной) нет условий для динамической и оперативной реакции на требования рынка, если вся деятельность заформализована и для любой инициативы нужно собрать десяток подписей, если сотрудников рассматривают как тупых и ленивых бездельников, за которыми нужен глаз да глаз, если компания на полном серьезе формирует подробные планы на пятилетие и требует их неукоснительного исполнения, то... То, скорее всего, руководители вашей компании застряли даже не в 1980-х, а 1920-х или 1930-х.

Недостаток книги -- это прямое продолжение ее достоинств, а именно объем :) Очень объемная книга, очень много информации. И хотя читается довольно легко, воды в ней налито не очень много, но проглотить ее за один-два дня точно не получится. Это желательно учитывать приступая к чтению.

Тем не менее, среди собранной в книге информации можно найти много интересного, полезного и примечательного. Часть ярких фрагментов я уже разместил в блоге, еще несколько на подходе. Ну а здесь приведу еще один интересный пример.

Читая предыдущую книгу, "Построенные навечно", встретил такую историю. В начале своего существования компания 3M испытывала серьезные трудности. Акционеры вложились в корундовую шахту, но выяснилось, что ценности этот актив не представляет и нужно было искать какой-то другой способ для зарабатывания денег и выживания. На одном из советов директоров один из акционеров предложил размельчать отходы горной породы из шахты, наклеивать каменную крошку на ленту и продавать полученную таким образом наждачную бумагу. Это и стало затем основой кучи бизнесов внутри 3М (так, как раз в результате экспериментов с различными клеевыми составами 3M впоследствии удалось придумать скотч, а еще чуть позже знаменитые липкие листочки).

Но как акционеру (повторюсь, акционеру) пришла в голову мысль делать наждачную бумагу из отвалов породы пустой корундовой шахты? Как вообще возникла идея наждачной бумаги? Ведь это самое интересное и таинственное -- возникновение новой идеи.

Косвенный ответ обнаружился в "В поисках совершенства". Оказывается, испытывая трудные времена в самом начале своей жизни, сотрудники 3M стали ходить по окрестным предприятиям выясняя, что можно такого предложить для продажи. Но ходили они не по отделам закупок, а по мастерским и производственным цехам, общались не с коммерсантами, а с рабочими и мастерами. И вот тут картинка начинает складываться: какой-нибудь рабочий определенно мог пожаловаться на недостаток или плохое качество используемых им абразивов. А разговаривавший с ним акционер 3M вполне мог подумать, что у них на шахте полно сырья для производства своей наждачной бумаги. Упс! Все просто. (Если кто-то не слышал, как 3M придумала скотч и липкие листочки, погуглите -- это очень познавательно. По сути, повторение той же самой схемы).

Собственно, в этом основная ценность книги -- большое количество иллюстративного материала. Что-то из этого обязательно оставит свой след и, возможно, к чему нибудь подтолкнет. Так что, повторюсь, книга из категории "must read" для тех, кому интересны проблемы управления коммерческими организациями.

Отправить комментарий