воскресенье, 23 сентября 2012 г.

[life.rest] Сиде-2012: поездка в Каппадокию. Часть восьмая: центр керамики Konak

Продолжаю делиться впечатлениями о поездке в Каппадокию (части первая, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая, седьмая).

После долины Пашабаг нас завезли в один из специализированных торговых центров, коих в окрестностях Гёреме, как я понимаю, множество. Этот был необычен не столько тем, что он специализировался на керамике. Сколько тем, что в нем же находилось и производство той самой керамики. Поэтому нам удалось не только приобрести уникальные сувениры на память, но и посмотреть, в каких условиях эта красота создается.

Кому интересно, милости прошу под кат, но предупреждаю, что фотографий будет много.

Центр керамики Konak оказался совсем небольшим, я бы даже сказал невзрачным двухэтажным зданием. В качестве украшения на нем были вывешены образцы производимой здесь же продукции.

Но вошли мы в него не через парадный вход, а через подвал. В котором керамические изделия и производят.

Тут нужно сделать небольшую ремарку. По словам гида, центральная часть Турции, в частности, Каппадокия, издревле считается гончарным краем. Изготавливать керамику здесь начали задолго до того, как в Турцию пришли турки-сельджуки и Турция стала Турцией :) Турки переняли гончарное мастерство у живших здесь ранее хеттов. А те, в свою, очередь у еще более древних народов, живших в этой местности. За многие тысячелетия (и это не преувеличение!) мастерство мастеров керамики здесь достигло невероятных высот. Причем, что интересно, турки бережно отнеслись к хеттским традициям и характерные для хеттов орнаменты и цвета до сих пор активно используются для украшения изделий.

Подвал, в который нас завели, представлял из себя две довольно большие комнаты – мастерская и зрительный зал. Мастерская, самая большая комната, куда мы попали сразу, состояла как-бы из трех секций. В небольшом квадратном закутке мастерской находилась печь для обжига:

и пара столов с ожидающими обжига изделиями

В том, что посуда такая блеклая, не блестящая и совершенно не выразительная, виноват не я и не мое неумение делать постобработку снимков на компьютере :) На самом деле она до обжига именно такая. Яркие цвета краски приобретают именно после обжига. Вот здесь наш гид держит в руках специальный образец, а местный начальник рабочей смены рассказывает о процессе росписи изделий:

Сначала на белую чистую поверхность наносят контуры рисунка. Затем рисунок разукрашивают разноцветными красками. Но краски эти невыразительные, тусклые. Затем происходит обжиг, в результате чего света красок кардинальным образом усиливаются.

Здесь я хочу принести читателям извинения за свой склероз. У меня почему-то отложилось в голове, что после первого обжига, в результате которого закрепляется рисунок, изделие покрывают специальной эмалью, после чего обжигают еще раз. В результате второго обжига эмаль превращается в очень прочное глянцевое покрытие, защищающее глину как от высоких температур, так и от воздействия активных веществ. Но, к сожалению, не могу утверждать, что так делают именно в Каппадокии и что я ничего не перепутал.

По стенам мастерской были развешены образцы продукции. Например, вот такая плитка:

Как я понял, такую активно используют в украшении внутренностей турецких мечетей.

Но больше всего на стенах было тарелок и блюд разных размеров, форм и цветов. Некоторые просто поражали тонкостью линий и детализацией рисунков. Начну демонстрировать это, пожалуй, с самого простенького, небольшого блюдца:

И потихонечку перейду ко все более и более впечатляющим образцам:

Ну а эти две, украшенные традиционным хеттским орнаментом, просто не укладываются в рамки моего понимания:

Как это все умудряются делать люди, которые спокойно и невозмутимо работают в этом подвальчике, практически не обращая внимания на праздных туристов с фото- и видеокамерами… Не зря говорят, терпение и труд все перетрут.

Ну а теперь, собственно, пока показывать из какого сора растут стихи кто и в каких условиях эту красоту создает. Обычные люди, за обычными столами, обычными кисточками. Только заниматься этим делом начинают с ранних лет, и мастерство свое передают по наследству из поколения в поколение.

Над рабочим столом, как оказалось, установлено специальное зеркало, чтобы зрители могли видеть, что это просто ловкость рук и никакого мошенничества :) Я, правда, это зеркало заметил далеко не сразу :)

Показав и рассказав как делаются рисунки на посуде нас повели в соседний зрительный зал, где продемонстрировали процесс производства посуды из куска глины. Но прежде чем переместиться туда еще несколько снимков для передачи атмосферы мастерской:

На двух последних снимках, кстати говоря, находятся предметы расписанные традиционными хеттскими мотивами и выдержанные в традиционных для этой местности цветах.

В зрительном зале на стенах так же размещались готовые изделия. Причем, из-за того, что здесь работают с глиной, они были покрыты слоем пыли и производили впечатление, как будто до них годами никто не дотрагивался. Но блеск эмали был виден даже не смотря на пыль.

Главным же действующим лицом показанного нам представления стал вот этот невысокий, улыбчивый и немногословный турок, скромно сидящий за устаревшим гончарным кругом (устаревшим потому, что раскручивать его нужно ногами, современные круги используют электродвигатели).

Не успели мы до конца дослушать объяснения гида, как он стал ловко что-то выделывать с куском глины

Причем не знаю, как все это воспринимали зрители без фотоаппаратов, которые могли просто следить за его работой. А я не успел сделать пары-тройки кадров, как мастер взял в руки металлический скребок и отсек готовую крышечку от будущей сахарницы:

После чего не менее лихо руками сотворил из оставшегося куска глины саму сахарницу

И, наконец, кульминация всего его выступления – водружение крышки на сахарницу. Полное совпадение размеров! Хотя делалось все быстро, на глазок, без каких либо линеек или замеров!

Еше интересный момент, который запомнился, хоть в кадр и не попал. Отрезал он горшок от основания простой ниткой. Просто раз и готово. Мастер, что тут сказать.

Ну а для того, чтобы показать разницу между мастером и не мастером, из числа зрителей выбрали добровольца, которому (точнее которой) предложили попробовать сделать такую же сахарницу самостоятельно. Причем, как я понимаю, предложено было сделать именно сахарницу (с крышкой) и именно женщине неспроста. Уж больно узнаваемые формы принимала глина в женских руках, что вызывало вполне ожидаемый поток шуток, намеков и (не)здорового смеха у зрителей ;)

В итоге сахарница, понятное дело, не получилась. Зато мог бы получиться вполне симпатичный цветочный горшок. Если бы у него оказалось дно :) А так как дна не оказалась, то ту часть, которая должна была быть крышкой, просто вставили внутрь “основания”. Получился вот такой вот натюрморт, про который старик Фрейд наверняка бы что-нибудь высказал:

На этом наша экскурсия по производству закончилась и нас провели на второй этаж, в магазин. Вот там, я вам скажу, была красота! Глаза разбегались. Цены так же поражали воображение :) Но снимать там нельзя было. Поэтому показать нечего. В качестве небольшой компенсации маленький фрагмент орнамента с блюда, которое я там приобрел на память. Для того, чтобы дать прочувствовать тонкость линий и замысловатость рисунка:

Как это ни грустно говорить, но поездка по Каппадокии уже сильно перевалила за свой экватор. Тем не менее, показать еще есть чего, так что не переключайтесь, продолжение следует…

Продолжение

Отправить комментарий