суббота, 19 декабря 2009 г.

[life.business] Поток сознания на тему “Своя Компания”…

…родившийся по мотивам заметки “Своя Компания” и комментариев к ней в блоге “Алёна C++”.

В детстве было очевидно, что когда я вырасту, то стану знаменитым и богатым. Такое будущее воспринималось как естественное и само собой разумеющееся. Но время шло, и все острее вставал вопрос: “Ну и где, собственно?” ;)

Главный ответ на этот вопрос мне повезло вычитать в какой-то книжке в возрасте 16-ти или 17-ти лет: нельзя стать миллионером, работая “на дядю”. Но создавать свое дело у меня никогда не было большого желания. Первая причина – наследственная неспособность дешево купить и дорого продать. Со временем стала понятна и вторая причина – трудности в общении с людьми. Поскольку бизнес, как мне представляется, это связи. Которые нужно заводить, нужно поддерживать, нужно использовать. Причем связи не только в смысле “блата” или “полезных знакомств”, а даже взаимоотношения между коллегами и подчиненными – суметь заинтересовать кого-то своей идеей – это большое дело.

В общем, довольно давно я осознал, что бизнесменом мне не быть, поэтому сконцентрировался на том, чтобы стать хорошим исполнителем. В конце-концов, подумал я, нельзя же все время заниматься куплей-перепродажей. Когда-нибудь возникнет и производство собственных товаров. Которые кому-то придется делать. Вот мне, например. И если я буду делать это хорошо, то хоть и не стану миллионером, но и без куска хлеба остаться не должен.

На том и успокоился. Что, видимо, и привело в конечном счете, к формированию “психологии наемного рабочего”, готовности продавать свои мозги и свое время за фиксированную ставку. Зато получив возможность концентрироваться на вопросе “Как?” вместо вопросов “Что? Зачем? По чём?”

Если на этом моменте сильно акцентировать внимание, то возникает соблазн провести четкую грань: наемный рабочий – лузер, а владелец компании – соответственно, виннер. Такое бинарное деление мне просто фиолетово. Курчатов и Королев были, по сути, наемными рабочими. Или, чтобы быть ближе к своей профессиональной области – Никлаус Вирт, Бьярн Страуструп, Джеймс Гослинг или Гвидо ван Россум. Мне всегда хотелось сделать востребованный язык программирования, а не бизнес по продаже компиляторов.

Но чем старше я становлюсь, тем чаще возникают сожаления о том, что я не (со)владею каким-нибудь бизнесом. Временами накатывает нежелание выполнять чужие поручения. Временами задумываешься, а за счет чего придется жить, если не повезет дожить до пенсии? Временами становиться страшно, когда думаешь, что останется моей семье, если со мной внезапно что-нибудь случится (недавние смерти Романа Трахтенберга и Владимира Турчинского, скоропостижная смерть знатока Дмитрия Коноваленко несколько лет назад)?

Пока кажется, что собственный бизнес является хоть какой-то страховкой в таких ситуациях. В крайнем случае его можно будет продать… Так вот, в последний год-два свербит во мне мысль, что не плохо было бы попробовать стать если не владельцем, то хотя бы совладельцем какого-нибудь дела.

И вот с этой позиции интересно читать мнения разных людей о начале собственного бизнеса. Вопрос об идеях я даже не буду затрагивать. Рождение идеи – это таинство, вряд ли кто-нибудь знает рецепты этого дела.

А вот со стартовыми условиями ситуация иная, более-менее мне знакомая. Так уж получилось, что в двух из своих четырех мест работы, я работал как раз в условиях стартапов. Сначала в КСБП, где за очень смешные деньги мы пытались родить новую SCADA-систему. Затем в Интервэйл (особенно его подразделение в Гомеле), когда из небольшой фирмочки с едва ли десятком сотрудников (включая директора и бухгалтера) выросла приличная компания, с филиалами в нескольких странах. У нас в Гомеле изначально даже не было офисного помещения – несколько местных сотрудников встречались в аудиториях ВУЗ-ов, в кафе, на квартирах. Потом появился первый офис – комната в 15 метров с четырьмя столами. Потом следующий офис – уже из трех комнат. Теперь мы снимаем половину этажа в местном научно-исследовательском институте и планируем занять весь этаж.

Так что работу в условиях стартапа я себе прекрасно представляю. Более того, именно такая работа мне больше всего нравится: есть цель, есть несколько единомышленников, всех остальных нужно сделать, если не мы, то нас… Ну и все такое. Плюс никакой бюрократии, иерархии, сложных служебных взаимоотношений и прочей политики. Лепота! Хорошие были времена. Правда, хорошие.

Зачастую приходится слышать, что стартапу на первом этапе нужен большой стартовый капитал для того, чтобы платить прилично “крутым” разработчикам. Мол, для создания нового продукта с нуля нельзя брать дешевых студентов, нужно брать матерых проффи, которые все сделают в лучшем виде.

Такая постановка вопроса, имхо, ошибочна сразу по нескольким причинам. Проффи на то и проффи, чтобы вкладывать в чужой продукт не свою душу, а только свои умения. Однако, без души новые продукты не делаются.

Думаю, что найдутся опытные разработчики, которые рискнут ввязаться в новый амбициозный проект даже за небольшие “живые” деньги, но с расчетом на долю в прибыли. По крайней мере один такой точно есть – я еще не настолько стар, чтобы отказаться от риска окунуться в новый стартап :) Конечно, я не мегамонстр от программирования, но многих молодых порвать вполне способен (и в прямом смысле так же) ;)

Так что небольшой совет желающим открыть свой маленький свечной заводиксофтверный бизнес: не стесняйтесь предлагать работу опытным разработчикам за маленькое вознаграждение и партнерство в предприятии – кто-нибудь может и согласиться ;)

Отправить комментарий