среда, 16 сентября 2009 г.

[life.psychology] Впечатления от статьи Б.Березовского “Как заработать большие деньги”

Случайно наткнулся на статью Бориса Березовского “Как заработать большие деньги”. Не то, чтобы она мне понравилась, но читать было интересно. Статья не столько про конкретные способы заработка, сколько о вере в возможность этого. В ней много слов о том, что Вселенная отзывается на наши желания. И что если мы желаем что-то (успех или неудачу), то именно это мы и получаем. Посему, нужно желать себе успеха (желать, но не вожделеть) и Вселенная нам этот успех обеспечит.

В общем, модная нынче тема о материализации наших желаний. Лично я в нее не верю. Т.е. связь между тем, что мы на себя “накликаем” и тем, что с нами происходит, есть. Но я не верю, что простое объяснение о “материализации желаний” сколько-нибудь достоверно.

Что меня в этой статье зацепило, так это то, что описанные в ней принципы должны сработать для достижения любого результата, а не только зарабатывания больших денег. Вы хотите стать автором популярного блога? Разработать хорошую программу? Стать успешным фотографом? Быть восстребованным художником? Все это возможно! Если вы в это поверите. (Характерно, однако, что я не достиг ничего из вышеперечисленного, но тем не менее, буду утверждать, что все это возможно).

Выделю три пункта, которые я бы в этой статье выделил, поскольку до них я сам доходил когда-то собственным умом.

Пункт первый: у вас должна быть вера в то, что вы этого сможете достичь. Сомнения в собственных силах – это верный путь к неудаче. Цитата из статьи:

“Дуракам лишь клад дается” – записал в текст народную поговорку поэт Ершов. Это удивительное наблюдение, кажется на первый взгляд, совершенно алогичным, нелепым, но оно истинно. Почему клад и шире взяв – богатство – даются “дуракам”? Есть их евангельское определение -”нищие духом” – менее грубое, но суть та же.

У дурака есть одно любопытное свойство – начиная какое-либо дело, он не думает обо всех предстоящих сложностях, препонах, преградах, которые “умный” заранее расставит на своем мысленном пути. В силу этого у народного “дурака” сложное оказывается простым. Но, казалось бы, это его личное дело: не видишь стены – не значит, что лбом не треснешься! Однако – что за чудо! – “дурак”, стены не видя, проходит ее насквозь, даже не заметив, и не только в сказке – сплошь и рядом в жизни. Успех получается у него сам собой – видимо, и стена, хорошо видная “умным” на самом деле была воображаемой, самосозданной в сознании, иллюзорной.

Все это верно не только к зарабатыванию денег. Например, это применимо и к разработке ПО. По себе знаю, что как только начинаешь сомневаться в том, хорошее ли решение найдено, следовало ли сделать лучше (проще, красивее), оправдываю ли я свое место, не подвожу ли коллег своей работой и т.д., и т.п., как все начинает идти из рук вон плохо. Вопросам “Смогу ли я делать это хорошо?” не должно быть места. Во-первых, смогу. И, во-вторых, какая сейчас разница? Нужно сделать и посмотреть.

Пункт второй, тесно перекликающаяся с первым: нельзя допускать распространения “упаднических настроений”. Еще одна цитата:

Когда в начале 90-х я, скромный научный работник, начинал бизнес, я очень жестко следовал одному условию западной социальной психологии: “Гнать в шею даже самого толкового сотрудника, если он разлагает пессимизмом и неверием в успех коллектив”. Тогда я просто следовал моде на западное, и не понимал – зачем я это делаю?…

…“Паршивое козлище всю овчару портит”. Прямая суть поговорки ясна – больное животное поражает здоровое. Но ведь речь идет не о животных и не об эпидемии. Символический план поговорки иной – один член коллектива, одержимый некоей духовной проказой способен испортить весь коллектив, развратить и растлить. А почему, к примеру, не наоборот? Казалось бы, у коллектива куда больше возможностей переделать “козлище” в себе подобного. Какой “козлищу” интерес воевать со всеми окружающими? Да зачастую он и не ставит цели кого-то переделывать – все само собой получается. Изменяется социальная реальность в коллективе – из успешного он становится сборищем неудачников, из образцового – толпой жуликов или нытиков…

Когда я учился на четвертом курсе университета, у нас впервые провели командную олимпиаду по программированию, куда допустили даже студентов четвертого и пятого курса (в индивидуальные туры студенты старших курсов не допускались). Мы собрали у себя “команду мечты” – трех программистов и два математика. Мне казалось, что математики справятся с любыми формулами, а мы уж прикроем программную часть. По началу все так и было. Затем мы оставили оставив троих коллег вырабатывать алгоритм, а я с напарником отправился за компьютер. Вернувшись через час к остальной команде я обнаружил, что они сдались и решили отказаться от участия. Из-за того, что им не удалось придумать универсальный алгоритм, обрабатывающий многие граничные условия. Я было попытался объяснить, что это олимпиада, что на ней будут заведомо непроходимые тесты, которые никто вообще не возьмет, что нам подойдет и самый “тупой” алгоритм… Но достаточно было заглянуть этой троице в глаза, чтобы понять – у них уже нет веры в успех. Мы снялись. Потом выяснилось, что никто не сделал нормального решения и мы могли бы выиграть даже с самым простым алгоритмом. Нужно было просто не поддаваться пессимизму. С тех пор я предпочитаю работать в одиночку, но это уже совсем другая тема.

Пункт третий: ваша цель должна быть для вас обыденной. Цитирую:

Сравните свои ощущения в двух случаях. Когда вы хотите поесть, вы идете на кухню и открываете холодильник. В нашем внутреннем мире желание есть, но вожделения нет, вы спокойны, эмоции отсутствуют.

Вы не задаете вопроса, как и откуда, попали в ваш холодильник кефир и колбаса. Вы знаете, что они проделали довольно сложный путь, но у вас их всегда в избытке и вы не беспокоитесь о них. Они – рядом, только протяни руку и возьми…

Наших чувств не могут разделить народы Азии и Африки, где массами мрут от голода. В их случае к желанию пищи примешивается испуганное вожделение, страх перед тем, что пищи может не быть. Чем сильнее этот страх, это сомнение (недаром говорят страшные слова – “червь сомнения”), тем меньше вероятность получить желаемое.

В детстве мне попалась книга Николая Озолина. Если не ошибаюсь, первого человека в СССР, которому удалось покорить рубеж в 4м в прыжках с шестом. Он рассказывал, что готовился к этой высоте очень долго. И чтобы снять психологический барьер он повесил у себя дома планку на высоте 4м. Вот так смотрел на нее каждый день в течении долгих месяцев подготовки и потихоньку привык к ней. Эта высота стала для него обыденной.

Намеченная цель будет покорена, если она перестанет быть чем-то выдающимся. Например, у вас ничего не выйдет, если вы думаете “Я напишу новый Web-фреймворк, который будет лучше Ruby-On-Rails и это будет круто!” Это не должно быть круто, это должно быть просто сделано. И в этом нет сомнений (см.пункт первый). Для этого наша идея и наши мысли должны “вызреть”, дойти до нужной кондиции. Чему можно поспособствовать. Например, как это делал Озолин, или как это делал Березовский:

Рубеж должен все время быть в вашем сознании, и не выходить в то же время на первый план. Самое лучшее – загнать его в подсознание, чтобы не думать о нем, а смутно ощущать.

Поделюсь своей методой: я писал некую цифру (свой рубеж) на разных бумажках, в органайзерах, на телефонной трубке, на производственных совещаниях, в приемных министров и т.п. Все время только число, без комментариев, без излишних разъяснений, Я приучал себя к тому, что это число – очевидно в будущем, что оно – мое, принадлежит мне по праву, что я должен привыкнуть к нему, и не удивиться, когда оно возникнет в моей чековой книжке.


Вот приблизительно такой поток сознания родился у меня после прочтения статьи “Как заработать большие деньги”. В общем, если выбросить из статьи рассуждения о религии, материализации желаний и прочую лабуду (да простит меня Борис Абрамович), то в сухом остатке будут несколько конкретных вещей, которые актуальны не только (даже думаю не столько) для зарабатывания денег, сколько для достижения результата вообще.

В качестве приложения дам ссылку на притчу, которая на мой взгляд, отлично подходит к первым двум пунктам: притча о выигрыше.

4 комментария:

Rustam комментирует...

Помню несколько лет назад это письмо по интернету гуляло, что-то поздно ты на него наткнулся :). На эту же тему фильм "The Secret". Туда же "философия" от двухотцового японца. Что мне во всем этом не нравится это неприкрытая пропаганда и возвышение паразитического образа жизни. Ну и закономерный результат деятельности людей разделяющих эту "философию" тот кризис что мы вокруг наблюдаем.

eao197 комментирует...

2Rustam: обычно я вообще не читаю книги и статьи на тему "как заработать деньги", так что мог на нее еще лет пять не обращать внимания :) Фильм не смотрел, т.к. вокруг него поднялась шумиха в прессе и стало понятно, что не следует тратить на него время.

Мне в этой статье не понравилось то, что не говориться про необходимость много вкалывать. Т.е. на первом месте вера -- мол, веруйте и материализуются вам желания ваши. Может необходимость пахать, брать на себя ответственность, идти на риск неявно подразумевалась... Но мне так не показалось. Хотя вопросы веры и настройки на успех в статье отражены хорошо, это и понравилось.

Так же не думаю, что в статье описывается часть философии, которая привела к кризису. Имхо, к кризису привело массовая безответственность -- когда толпы народу жили не по средствам, не желая самим себе признаваться в том, что это не может продолжаться долго.

Rustam комментирует...

Ну я почитываю околопсихологическое и обычно рядом оказывается и весь этот "успеховый кал" :)

Тут на http://thecroaker.livejournal.com/608221.html классную фразу по теме наткнулся:

Успешные люди почти всегда уверены: их успех означает, что их картина мира верна. А она НИКОГДА не верна. Почему? По определению, потому что это всего лишь картина.

По философии, так это и есть философия безответственности.

eao197 комментирует...

По поводу картины мира -- что то это мне напоминает :) Ведь компьютерные программы -- это так же только картины мира, причем сильно искаженные и оторванные от реальности ;)

Что до "успехового кала", то думаю, что здесь есть два фактора:
1. Никто действительно не знает секрета успеха. Понятно, что туда входят труд, психологический настрой, удача и еще что-то. Но вот рецепта создания всего этого в нужное время в нужном месте пока никто не придумал.
2. Весь этот "успеховый кал" производят, в основном, люди, успеха не добившиеся. Ведь высказываний от, скажем, Билла Гейтса или Бориса Березовского гораздо меньше, чем общего дерьма на эту тему.

А что до психологического настроя на успех, так он должен быть. Скажем, многие спортсмены являются очень суеверными людьми и у них есть целые ритуалы для психологического настроя на хороший результат. И с этим считаются, хотя для обычных людей такие ритуалы могут казаться чем-то ненормальным.