четверг, 17 декабря 2009 г.

[life.thoughts] Повод застрелиться: “Если ты доцент, и у тебя нет бизнеса…”

Сегодня в блоге “Алёна C++” появилась заметка “Своя компания”. Поскольку в последнее время меня донимают разные мысли на эту тему, то я стал обдумывать свой собственный очередной блог-пост. А тут наводка в Тупичке Гоблина на феноменальное высказывание Анатолия Чубайса:

- Если ты доцент, и у тебя нет бизнеса, то на кой черт ты мне вообще нужен! - пытаясь в очередной раз объяснить особенности нового курса на модернизацию, заявил Анатолий Чубайс на заседании Правительства Иркутской области. - Преподаватель, не способный создать бизнес, ставит под вопрос свой профессионализм.

Мое первое впечатление – если это не вырванная журналистами из очень узкого контекста фраза, то это просто приплыздец… Еще больше убеждаешься в разумности анекдота: “Я не знаю, о чем вы тут разговариваете, но таки послушайте, что я вам скажу – ехать надо!”

Потом погуглил. Нашел статью, в которой контекст этой фразы развернут более широко:

— Только один Массачусетский технический институт за время своей работы создал столько бизнесов, что их ежегодный объем продаж равен четырнадцатому ВВП в мире, — обратился Анатолий Чубайс к опыту зарубежных коллег. — А у вас целых 36 вузов. Да голову надо приложить, голову к этой задаче! Спроси любого ректора, сколько студентов, какой объем научно-исследовательских разработок выполняете, — с ходу ответит. Задаешь третий вопрос — сколько бизнесов создал вуз? Ответят: «Ну, вот полторы компании есть, одна скоро точно появится... Если ты доцент или заведующий кафедрой и у тебя по твоему направлению нет бизнеса своего, да на кой черт ты мне нужен? Это вчерашний день, и профессионал-преподаватель сегодня, не способный создать своего бизнеса, ставит под вопрос свой профессионализм, — высказал свою точку зрения Анатолий Чубайс.

В таком ракурсе ситуация оказывается менее категоричной. Помню, когда я был студентом, я сам удивлялся, почему нас, студентов, не сильно привлекают к выполнению каких-либо работ. Хотя преподаватели все-таки какие-то хоздоговора вели. Особенно, пока был Союз и с деньгами был порядок. Скажем, наша кафедра Вычислительной Математики и Программирования делала расчеты по заказу Гомсельмаша. А на старшем курсе я и сам попал на хоздоговор, который довольно хорошо кормил меня еще несколько лет (и благодаря которому я отучился в аспирантуре).

И вот из моих воспоминаний выходит, что есть “преподаватели”, которые бизнесмены и есть преподаватели, которые абсолютно не бизнесмены. Первые совершенно не могут учить, хотя и имеют научные звания и должности. Зато очень умело припахивают других людей, в том числе и для получения “собственных” научных результатов.

Так вот, если в России действительно внемлют словам Чубайса и начнут претворять их в жизнь с чисто русским размахом (“…до основания, а потом…”), то приплыздец обязательно случится.

PS. Есть у меня мнение, что куча бизнесов вокруг MIT возникла вовсе не усилиями преподавателей, а силами бывших студентов и аспирантов MIT-а. И еще мне кажется, что MIT-овские профессора в советах директоров разных компаний – это в большей степени PR-ходы самих компаний, которые таким образом пытаются создать себе больший вес в глазах клиентов. Сами же профессора к именно бизнесу имеют посредственное отношение. Впрочем, здесь я не копенгаген…

Отправить комментарий