вторник, 22 сентября 2015 г.

[life.photo] Наглядное подтверждение важной роли случайности в фотографии

Есть разные мнения на тему того, что же в фотографии является самым важным. Некоторые ставят на первое место свет: нет интересного освещения, значит нет фотографии. Некоторые говорят о сюжете. Некоторые -- о композиции. Все это, безусловно, важно. Но у меня к фотографии несколько другое отношение...

Поскольку в детстве чуток увлекался рисованием, то свет, сюжет и композиция на изображении мной не воспринимается как нечто, присущее исключительно фотографии. Все те же самые законы применимы и для рисунка, и для живописи. Если говорить о сюжете и композиции, то еще и для скульптуры. Так что у меня отношение к художественному фото, да еще и с интенсивной постобработкой в фотошопе, довольно прохладное: в этом направлении изобразительного искусства камера становится таким же инструментом, как кисть, краски и палитра. Зачастую просматривая постановочные, художественные портретные фото задаешься вопросом: а не проще ли было бы все это нарисовать/написать, а не фотографировать?

Вот в чем для меня лично фотография кардинально отличается от живописи, так это в способности зафиксировать уникальный момент. Т.е. выхватить из последовательности событий один-единственый миг, в котором отразиться если не вся суть происходящего, то какой-то характерный эпизод, ценный именно как документальное свидетельство, не воспроизводимое другими средствами.

На словах-то это все хорошо, но как ловить эти самые моменты?

А вот фиг его знает! :)

Говорят, что очень сильно помогает умение наблюдать, предугадывать и фантазировать, ждать и действовать импульсивно, не раздумывая.

Но все это хорошо для тех, кому от природы даны соответствующие способности и они, попав в соответствующую среду, способны развиваться и совершенствоваться, становясь Анри Картье-Брессоном и Робертом Капой. А вот на что рассчитывать всем остальным? Таким как я, например?

Полагаю, что только на случайность. Поскольку отсняв не одну тысячу кадров за последние пару-тройку лет, я не представляю, как можно спрогнозировать и преднамеренно получить снимки, вроде показанных чуть ниже. Их всех объединяет то, что в момент съемки я вообще не думал о заднем плане, о том, что делают там люди, какие у них эмоции, как они вписываются в общую композицию и как их поведение играет на общее ощущение от фотографии. На это тупо не было времени. Все происходило очень динамично, основной заботой было поймать в фокус основной объект съемки и разместить его в кадре более-менее нормально, чтобы затем не пришлось очень уж сильно кропить снимок. Поэтому я, зачастую, просто не видел, что еще есть в кадре.

А результат, при этом, получается просто удивительный. Объяснить это могу только чистой воды везением. По неволе поверишь в афоризм, что Господь помогает дуракам и дилетантам :) Есть, конечно, еще одно объяснение: снимки ничего из себя не представляют и имеют ценность только для их автора. Но это слишком тривиальная версия и она не рассматривается из-за своей очевидности ;)

Итак, а теперь слайды! Или что я могу привести в качестве доказательства своей мысли. Ну вот несколько самых свежих фотографий.

Задачей было поймать в кадр велосипедиста, участвовавшего в конкурсе (целью было максимально долгое время продержаться на велосипеде в небольшом прямоугольнике, не переставая манипулировать педалями). И вот как можно было преднамеренно дождаться и поймать именно такую реакцию главного судьи на заднем плане?

А вот еще такая же карточка, с того же конкурса, но с другим велосипедистом. Тут очень хотелось удержать в кадре крупный план соревнующегося, возможности смотреть на героев заднего плана вообще не было. По крайней мере с моей скоростью реакции и рефлексов. Тем не менее, весь снимок делает именно поведение людей на заднем плане.

А вот еще снимок, который мне очень нравится, но который я не публиковал в общих альбомах с мероприятия. Как раз потому, что случайно пойманный взгляд девушки на заднем плане превращает фотографию из портрета в какую-то жанровую сценку. Ведь иногда девушки рассматривают других двушек такими взглядами, которые сложно описать :)

Ну а это уже просто классический и наихарактернейший пример чистого везения.

Дяденька в шляпе играл на какой-то хитрой свистульки всего несколько секунд во время припева. За эти несколько секунд нужно было поймать его в фокус, разместить в нужной части кадра, да еще и выбрать момент, когда он не будет смотреть вниз или не закроет глаза вообще. Может быть кто-то и мог бы предугадать, что сзади от него не просто пройдут две тетеньки, а одна из них еще и обернется как раз в тот момент, когда я буду нажимать на спуск... Но мне это не под силу, так что остается надеяться только на везение :) Так что, когда снимал, то вообще не видел, кто там идет за спиной главного героя.

Вот как-то так :) С опытом, конечно, при съемке время начинает течь несколько по другому, понемножку учишься обращать внимание и отслеживать все больше и больше вещей. Но пока главный рецепт -- это увеличение количества дублей, чтобы по закону больших чисел мизерная вероятность таки трансформировалась в пару-тройку удачных кадров.

Отправить комментарий