четверг, 20 декабря 2012 г.

[life.work.thoughts] Несколько мыслей о спорте и начальствовании

Появилась возможность выплеснуть на читателей несколько мыслей на тему параллелей между работой и спортом. Я, возможно, слишком самоуверенно, но отношу себя к действующим спортсменам, поскольку уже несколько лет: a) постоянно тренируюсь (по несколько часов в день практически ежедневно), b) участвую в соревнованиях и c) целью всего этого является не "поддержать себя в хорошей форме", а достичь максимально высокого результата (сколь далеко бы я не был от этой цели на данный момент). Что, может опять слишком самоуверенно, но позволяет мне говорить о спорте более-менее со знанием дела (хотя понятно, что по сравнению с такими зубрами, как Вячеслав Толкачев, я еще "дитё неразумное"). И вот из попыток сравнить то, что со мной происходит на работе, и то, чего я пытаюсь достичь в спорте, получился нижеследующий текст.


Мысль первая, "бежать изо всех сил, чтобы стоять на месте".

Несколько лет назад, в бытность простым программистом, я ловил себя на мысли о наступлении некоей размеренности: днем работа, вечером дом, чуть-чуть самообразования, чуть-чуть хобби, чуть-чуть всего остального. Спокойствие, удовлетворенность, уравновешенность, предсказуемость... Идиллию разрушало, разве что врожденное разгильдяйство, которое мне приятнее именовать "менталитетом морского корпуса" :) Из-за чего я постоянно занимался какими-нибудь безнадежными проектами в авральном режиме :)) Что, впрочем, так же можно было бы считать частью предсказуемой и размеренной жизни, только на более высоком уровне абстракции :)))

Став начальником я довольно быстро обнаружил, что ни о какой размеренности и, уж тем более, о предсказуемости, отныне не может быть и речи. Крайне редко случается, что в течении дня я занимаюсь именно тем, что было запланировано накануне. Поэтому всегда нужно быть готовым к внезапным вбрасываниям, к неожиданным поворотам. Расслабляться особо некогда, должна быть постоянная готовность резко взять с низкого старта. И все это заставляет постоянно учиться. На своих ошибках, к сожалению, но все-таки учиться. Обязательно произойдет что-нибудь, к чему ты не готов, что-то, что заставит тебя поступить неправильно, что-то, что ты не сможешь вовремя распознать. Все это нужно анализировать, нужно делать выводы, нужно готовиться в следующий раз вовремя и правильно среагировать.

А это очень сильно напоминает то, чем приходится заниматься в спорте.

В спорте так же не может быть никакой самоуспокоенности. Постоянно нужно развиваться, постоянно нужно изо всех сил работать над собой. Анализировать промахи и неудачи, тренироваться, доводить свои действия до автоматизма, чтобы в нужный момент все сделать именно так, как надо.

При этом как в спорте, так и в руководстве, у меня никогда нет уверенности, что я полностью готов к любым матчам (задачам). Точнее, такое чувство иногда мимолетом возникает, но очень быстро выбивается из головы суровой окружающей действительностью :) Всегда есть противники, которые сильнее тебя. Всегда есть задачи, с которыми пока не справиться. Тем не менее, сам факт их наличия является причиной тратить усилия на движение вперед.


Мысль вторая, "твоя цель -- это всего лишь выиграть этот лег" (термин "лег обозначает одну партию/розыгрыш в дартсе).

В спорте вполне можно ставить себе глобальные задачи. Вроде: выиграть очередной этап Кубка РБ по дартс. После чего стать Чемпионом РБ. После чего выиграть несколько международных турниров в ближайших окрестностях (Прибалтика, Чехия). После чего отобраться на Чемпионат Мира по версии BDO/WDF. После чего завоевать ProTour Card в PDC. После чего... Можно даже план себе расписать по достижению всех этих целей (план лет эдак на 15-20 вперед) и постепенно корректировать и уточнять его в зависимости от текущих результатов.

Более того, в спорте нужно ставить себе именно такие глобальные задачи. Если ты не хочешь быть первым, если тебя вполне удовлетворяет "пробиться в 1/4", то следует сильно задуматься, а стоит ли тебе продолжать заниматься спортом. Высказывания вроде "я занял 8-е место и для меня это очень высокий результат, прыжок выше головы" еще могут сойти в качестве успокоительного после проигрыша, но не более.

Только вот все эти глобальные задачи ничто по сравнении с одной, на самом деле самой важной задачей: всего лишь выиграть этот лег. Выигрываешь его, начинается новый лег и цель остается той же самой -- всего лишь выиграть его. Не выиграешь, ничего не получится. Поэтому концентрироваться нужно только на этом. Не сможешь, будешь держать в голове мысли о Чемпионате Мира, о DBO, о PDC -- ничего не получится. Есть только этот лег и тебе нужна только победа.

И, что важно, в спорте делается сильнейший упор на достижение именно этой цели. Тренировки, спарринги, различного калибра турниры -- все это только для того, чтобы быть готовым в нужный момент выиграть очередной лег.

А вот на работе я не наблюдаю достаточной концентрации на очень простой, но наиболее важной цели: сделать очередной релиз (выпустить очередную версию продукта). Причем не вижу этой концентрации не столько на уровне исполнителей (как раз на их уровне все в порядке). Не вижу этой концентрации я на уровне руководства.

Построить глобальные планы о мировом господстве -- это пожалуйста. Обозначить масштабы желаемой экспансии -- да без проблем. Заявить о желании диктовать моду на что-либо -- как два пальца... А вот продемострировать понимание, что без очередного релиза ничего этого не будет, что нужно сконцентрировать на этом, что нужно создать условия, при которых релизы будут обычным делом, а не подвигом в авральных условиях... Вот этого я не вижу. Ну или смотреть не умею.

Ну и более того. Похоже, что тот иерархический уровень, на котором мне довелось оказаться, уже не дает мне самому толком сконцентрироваться на том, что главная цель -- это этот релиз.


Ну и что-то вроде бонуса для тех, кто осилил сей поток сознания. Маленькое наблюдение.

Спорт, как и начальствование, концентрируется вокруг двух вещей: преодоление самого себя и доминирование. Только вот я не могу понять, что именно является основополагающим: либо стремление к доминированию заставляет тебя преодолевать самого себя. Либо же ты в первую очередь хочешь заставить себя сделать больше, чем ты можешь, а это уже трансформируется в доминирование.

Непонятно :)))

Комментариев нет: