воскресенье, 25 октября 2009 г.

[life.cinema] Альтернативный сценарий Moon 2112 :)

После просмотра фильма Moon 2112 осталось двойственное чувство: с одной стороны, фильм весьма не плох – и идея хорошая, и воплощение отличное, и игра Сэма Рокуэлла заслуживает похвалы. Но, с другой стороны, во второй половине фильма возникает стойкое впечатление, что концы с концами не сходятся.

Если кто-то не смотрел еще этот фильм и не хочет портить себе впечатление моими рассуждениями, тот может прерваться на этом месте. Для остальных я продолжу.

Итак, суть в том, что на Луне работает практически автоматическая станция по сбору какого-то там вещества (гелия-3, кажется). За ней присматривает один человек – Сэм. Он заключил контракт на 3 года, вот-вот этот срок истечет и он отправится домой, на Землю, к жене и дочке, которая родилась уже после его отлета на Луну. Но тут случается ЧП – его машина, на которой он добирался до одного из сборщиков гелия-3, попадает в аварию и он сам чуть не погибает.

На станции в себя приходит новый Сэм. Он узнает, что попал в аварию, но сейчас с ним все в порядке. Ему дают время отдохнуть и говорят, что скоро прилетит аварийная команда, которая починит сломавшийся сборщик. Но Сэм чувствует в этом что-то подозрительное и делает так, что его помощник-робот-надсмотрщик, разрешил ему выйти наружу. Там он находит попавшую в аварию машину, а в ней – еще одного Сэма в бессознательном состоянии.

Далее герои объединяются и выясняют, что они оба клоны. Что вся система была простроена так – на станции находится изрядный запас тел клонов. Раз в три года предыдущего клона под предлогом отлета на Землю утилизируют, а нового – оживляют, вкладывают в него воспоминания о Земле, о жене, которая ждет ребенка. Этот новый клон живет себе три года, отправляет видеообращения на Землю (прямой связи с Землей нет из-за какой-то аварии, поэтому общение возможно только через видеопочту), получает ответные сообщения, работает, ожидает момента окончания контракта… Потом его так же утилизируют, а нового оживляют. И все повторяется снова и снова, уже лет пятнадцать. Но в данном случае в отлаженной схеме произошел сбой – попавший в аварию клон не умер, а был найден новым клоном.

Они придумывают, как им обмануть систему – нужно улететь на Землю в капсуле для гелия-3. Но им:

  • во-первых, нужно оставить какое-то тело в попавшей в аварию машине и
  • во-вторых, оставить какого-то клона вместо себя на станции.

И тут происходит очень удачное стечение обстоятельств. Попавший в аварию клон вдруг начинает стремительно терять здоровье. Его тошнит, у него выпадают зубы, его лихорадит и вообще становится понятно, что он не жилец. Поэтому он вызывается вернуться в аварийную машину, чтобы его там и нашли.

А робот-надсмотрщик ни с того, ни с сего начинает им помогать. То покажет видеозаписи предыдущих жильцов станции, чтобы герои увидели, что происходило с предшественниками (они все к истечению 3-х летнего срока чуть ли не разлагаются на ходу), то по их просьбе инициирует процесс оживления нового клона, то подскажет, что его нужно перезагрузить (иначе аварийная команда найдет в его памяти следы двух одновременно живых клонов).

Именно эти два обстоятельства и “портят всю малину”. Ну не верится мне, что клонов делают как-то так, чтобы они чуть ли не умирали от всех возможных болезней к концу 3-х летнего срока. Тем более, что эта болезнь вдруг начинает так быстро прогрессировать – еще вчера герой был как огурчик, занимался на тренажерах, а сегодня он отхаркивает свои внутренности вместе с зубами. Понятно, для чего этот сюжетный ход нужен – чтобы один из клонов пожертвовал собой и остался умирать на месте аварии. Но выглядит этот ход неправдоподобно.

Во-вторых, с чего бы вдруг робот-надсмотрщик стал таким добрым? Типа человечность искусственного разума? Не верю! :)

Так вот, вторую половину фильма (после того, как новый клон находит выжившего в аварии) я бы построил по другому:

Притаскивает “новый” Сэм спасенного “старого” Сэма на станцию и относит в медпункт. Но вместо того, чтобы помочь привести пострадавшего в чувство, робот-надсмотрщик вдруг вырубается и начинает перезагружаться. На это уходит какое-то время, после чего он опять видит двух живых Сэм-ов и опять вырубается. Когда перезагрузка завершается, робот видит всего одного Сэма в отсеке управления. Некоторое время они общаются, потом из медпункта выходит пришедший в себя “старый” Сэм. И робот опять вырубается.

В общем, наши герои понимают, что они очень смахивают на клонов, но не понимают, что именно здесь происходит. Потом они соображают, что робот вырубается не просто так, а именно тогда, когда видит их двоих. Значит, двое живых Сэмов – это нештатная ситуация, не заложенная в программу робота.

Они пытаются как-то реанимировать робота, но тот продолжает постоянные перезагрузки, как только обнаруживает двоих клонов сразу. Тут выясняется, что непосредственно перед перезагрузкой на одном из компьютеров появляется надпись: “Сбой системы, для перехода в ручной режим нажмите клавишу ‘M’, до автоматической перезагрузки осталось 5 секунд”. Потом начинается обратный отсчет и по истечении 5 секунд робот перезагружается. При очередном сбое они успевают нажать ‘M’ и получают управление над роботом и всей станцией.

Тут-то они и обнаруживают видеоархивы с записями предыдущих клонов, и узнают об искусственной блокировке прямой связи с Землей (посредством специальных антен-глушителей), и о наличии множества тел-полуфабрикатов, готовых к оживлению. Так же узнают, что на станцию направляется аварийная команда, которая прибудет через несколько часов. За это время им нужно придумать способ спасения.

Способ простой – одному из них следует забраться в капсулу для гелия-3 и улететь на Землю. Но кому? И что делать второму? В идеале, второму нужно вернуться в потерпевшую аварию машину и умереть там. Чтобы на станции начался процесс оживления нового клона и аварийная команда после прибытия ничего не заподозрила.

Легко сказать, но кому же хочется умирать? Они пытаются решить это силой, накинувшись друг на друга с кулаками. Но, изрядно набив друг другу морду, они понимают, что никто из них не может убить другого.

Поэтому остается один выбор – жребий. Который выпадает “старому” Сэму. Ему предстоит вернуться на место аварии и отключить кислород в своем скафандре. А отвезти его туда должен “новый” Сэм.

Так они и делают. Уезжают вдвоем. Потом сдержано, по-мужски, прощаются. “Старый” Сэм говорит “новому” что-нибудь такое, в меру слезоточивое. Типа “живи и за меня тоже” или “когда увидишь мою дочь – поцелуй ее за меня”. Потом “старый” Сэм остается, “новый” Сэм возвращается на станцию. “Старый” какое-то время рассматривает фотографию своей жены и дочки. Потом видит, что приближается корабль с аварийной командой и перекрывает себе кислород.

“Новый” Сэм возвращается на станцию, перепрограммирует маршруты движения сборщиков так, чтобы они разрушили антены-глушители, запускает рестарт робота-надсмотрщика, а сам улетает в капсуле для гелия-3.

Прилетает аварийная команда. Находит на станции только что оживленного клона, который еще полностью не пришел в себя (его оживил робот-надсмотрщик после своей перезагрузки) и мертвого “старого” Сэма в машине.


Вот как-то так.

По-моему, так будет суровее и драматичнее.

3 комментария:

Skynin комментирует...

Смотрел фильм, неплохое впечатление оставил.

Резкое старение клона - это калька с реальных проблем с клонированными животными - стареют стремительно.

eao197 комментирует...

Ну, если там технологии дошли до искусственного интеллекта, то проблему старения клонов они должны были решить гораздо раньше. А то ведь клон мог состариться гораздо раньше истечения срока 3-х летнего контракта :)

Skynin комментирует...

Ну, если там технологии дошли до искусственного интеллекта
То клоны им вообще не нужны :)

В фильме не счесть таких неувязок.

А то ведь клон мог состариться гораздо раньше истечения срока 3-х летнего контракта
Фильм рассчитан на сегодняшнего зрителя, а не живущего в 2112 года. А сегодняшний зритель слышал, что "овечки долли" старятся быстро. И ему приятно увидеть "правдивый" фильм.

Вообще, еще Лем (да и Ефремов кажись) отмечал - научная фантастика не занимается футурологическими предсказаниями, или не стремится к точности показа будущего. А заостряет - сегодняшние проблемы.

"2112" как и "Район №9" как раз такая фантастика, которая говорит о дне сегодняшнем и сегодняшних проблемах. Какой Вопрос поднят в 2112 - обладает ли правом на жизнь клон. И вообще, какими либо правами.
Ну а о Районе №9 Вы и сами ранее написали - нет там фантастики.