понедельник, 22 июня 2015 г.

[life.photo] Пара впечатлений от прошедшего фотографического уик-энда

Выходные прошли под знаком фотографии: две 3-х часовых сессии, после чего еще непонятно сколько часов на выбраковку неудачных фотографий. Более 2000 снимков, из которых пока в работе остается около 550. Еще два-три десятка кадров уйдет в корзину, но принципиального уменьшения их количества не предвидится. Так что объем для такого чайника-любителя, как я, очень приличный. И на таком объеме довелось лучше прочувствовать пару вещей.

В том жанре, в котором пытаюсь снимать... А как правильнее обозвать этот жанр даже и не знаю. Это не репортаж, т.к. за репортажем должна стоять какая-то идея, какой-то сценарий или хотя бы контур сценария. Это не портрет. Это что-то вроде охоты за интересными моментами.

Так вот в этой охоте самым сложным пока является необходимость сочетать неспешность и расторопность. Т.е. нужно тормозить и торопиться одновременно.

Неторопливость нужна потому, что на таких мероприятиях, как выставка собак, ты не можешь носиться вокруг рингов в поисках чего-нибудь "вкусненького". Если быстро бегать от одного места к другому, то шансы снять что-либо стремительно сокращаются. Нужная неторопливость и расслабленность. Остановись, постой спокойно, осмотрись. Может быть уже что-то происходит, просто это нужно заметить. Может быть начнет происходить вот-вот. Может быть чуть позже. Но что-нибудь обязательно будет. Просто это не произойдет "на заказ", только потому, что заявился какой-то чувак с камерой. События развиваются своим чередом, все движется своим собственным потоком. В него нужно влиться и спокойно, расслабленно следовать за ним. Не забывая, однако, вращать головой на 360 градусов :)

У неспешности и неторопливости при такого рода съемках есть важный побочный эффект: окружающие начинают воспринимать фотографа как часть обстановки, смиряются с его присутствием и перестают обращать на него внимание. Одно дело, когда кто-то вылетает ниоткуда, лупит серию кадров, а затем исчезает неизвестно куда. Другое дело, когда один из спокойно стоявших рядом зрителей развернулся, что-то сфотографировал и опять превратился в спокойного зрителя.

Но вот когда ты заметил что-нибудь интересное, тормозить нельзя. Это погоня за уникальным моментом, мигом, который может никогда не повториться. Все нужно делать не просто быстро, а очень быстро. Ракурс, кадрирование, глубина резкости... Плюс, в моем случае, еще и ручная фокусировка.

Может это моя врожденная тупость, может просто недостаток опыта, но когда приходит время нажимать на спуск, думать не успеваешь. Действуешь по какому-то наитию. Что успело отпечататься в подкорке после чтения книг, анализа фотографий, общения с другими фотографами, то может сработать. А вот попытки выстроить логические цепочки вроде "основной объект съемки располагаем в правом верхнем углу кадра, вот это вот все на переднем плане размываем открытой диафрагмой и оно будет образовывать подводку к объекту съемки"... Может у кого-то это получается, но у меня просто не хватает на такие раздумья времени. Кадрирование происходит на автомате. В лучшем случае успеваешь обратить внимание на показатели экспозиции в видоискателе и прикрыть/открыть диафрагму, оставшуюся после съемки предыдущего момента.

Хотя с приобретением опыта некоторый эффект "спрессовывания времени" начинает наблюдаться, но пока он еще недостаточно силен. Остается надеяться, что в дальнейшем он будет усиливаться все сильнее и сильнее.

Вообще такое сочетание "ожидание не пойми чего - мгновенное действие" очень сильно напоминает походы с женщиной по магазинам. Как правило, мужчины ходят в магазин за конкретными покупками: нужна сорочка, идем в соответствующий отдел, выбираем, покупаем. Все, процесс закончен. Женщины же, обычно, действуют совершенно по-другому. Даже если организуется поход за чем-нибудь конкретным, по дороге попадается столько всего, что нужно обязательно посмотреть, потрогать, а то и примерить, что это, мягко говоря, просто выбешивает :)

Поиск интересного с фотографической точки зрения события требует именно что женского подхода к покупкам. Да, тебе нужна сорочка требуется интересный снимок, но где соответствующий отдел магазина и когда появится подходящий сюжет? Ты не знаешь. Остается только понадеяться на удачу, расслабиться, следовать за потоком. Чтобы в любой момент взорваться на минуту-две-три, сделать серию снимков из которой, при хорошем стечении обстоятельств, на память останется один-единственный кадр.

Второе неожиданное впечатление от проведенных с фотоаппаратом выходных: вернулся с выставки собак, запустил закачку фотографий на компьютер, пока суть да дело проверил почту, пробежался взглядом по парочке новостей в соцсетях, потом на автомате заглянул на один из программерских форумов, прочитал несколько заголовков обсуждаемых тем... Вспомнил, какой пустой срач находится там внутри и стало как-то не по себе. Мягко говоря "суета сует", а более грубо -- какая-то никому не нужная мышиная возня ни о чем, на что вдруг стало очень и очень жалко тратить свое время. Хотя, пока я свой софтверный проект еще не забросил, время тратить придется. Но нужно сократить его к самому необходимому минимуму.

PS. Позволю себе озвучить мысль, в актуальности которой с течением времени убеждаюсь все сильнее и сильнее. Возможно, самое лучшее, что мне удалось сделать за двенадцать лет работы в Интервэйле -- это серия фотографий с неформального корпоратива по встрече 2013-го года в Гомельском офисе. Придуманные и реализованные мной технические и технологические решения устареют и будут заменены, кадровые и прочие рабочие решения забудутся, команды расформируются, люди разойдутся кто куда, а вот фотографии останутся. По сути, на всю жизнь. Как бы высокопарно это не звучало.

Отправить комментарий