вторник, 30 марта 2021 г.

[life.music] Продолжение саги о выборе хороших, но недорогих наушников на Aliexpress. Мое отношение к "тёмным" наушникам

Продолжаю рассказывать о своей попытке приобщения к бюджетной аудиофилии, которая длится вот уже три месяца. Пока что я еще не готов представить отчет о побывавших в моих руках внутриканальных наушниках (затычках и заушных мониторах), но зато могу рассказать о том, как неожиданно для самого себя обнаружил, что с "темными" наушниками нужно быть осторожнее.

Светлые vs темные

Для тех, кто не читал поясняющий пост, кратенько про различие между "светлыми" и "темными" наушниками (или "светлой" и "темной" подачей).

Светлые наушники имеют акцент на средних и высоких частотах, басовая часть обозначается чисто номинально. Чем более светлые наушники, тем меньше в них басов.

Темные же наушники, напротив, акцентируют слушателя на низких частотах. Средние частоты могут быть представлены хорошо, но вот высокие как бы идут в довесок.

По моим ощущениям, темная подача делает музыку более объемной, мощной, обволакивающей. В некоторых жанрах, например, в современной электронной музыке, нужны мощные низкие частоты для того, чтобы адекватно передавать тяжелые электронные басы.

Светлая же подача делает музыку более воздушной, прозрачной, быстрой. Местами даже агрессивной.

Как это не странно, но часть роковых жанров, вроде старого-доброго хард-рока и хэви-металла, очень нуждаются в хорошей проработке и большом количестве высоких частот. Это нужно и для нормального звучания гитарных соло, и для того, чтобы прослушивались ударные партии с тарелочками.

Казалось бы, жанр тяжёлый, и ему нужна темная подача для придания этой самой тяжести. Но если высокие в наушниках будут "провалены", то не будет ощущения скорости и драйва.

Другая крайность -- излишне светлые наушники (которые еще называют нашниками для ВЧфилов). Скажем, в жанре легкого инструментального джаза, где много тарелочек, щеточек и других звенящих инструментов, где музыканты могут лихо уходить "на верха" при исполнении гитарных соло или импровизации на клавишных, нормальная проработка высоких частот в наушниках должна быть по умолчанию. Но все это потеряет ритм, если наушники не будут давать должного веса бас-гитаре и контрабасу.

В общем, в наушниках должно быть и то, и другое.

Но, с одной стороны, в бюджетном сегменте достичь баланса очень непросто.

И, с другой стороны, у каждого из нас свои предпочтения и кому-то нужно чуть меньше низких, а кому-то чуть больше высоких.

Более того даже на уровне чисто психофизиологического восприятия звука мы разные и кому-то реально нужно больше тех или иных частот, а кто-то тупо не может воспринимать ВЧ свыше, скажем, 13KHz. Поэтому-то и есть как приверженцы темной подачи, как и любители светлого звука.

Изначально я думал, что являюсь любителем темных наушников

Из-за того, что прежде чем погрузиться в тему аудиофилии пользовался внутриканальными наушниками, в которых басов явно не хватало, мне хотелось заполучить именно темные наушники. Чтобы басов было в избытке.

Поэтому и выбирал модели, в обзорах которых говорилось, что басов много.

И когда заказанные на Aliexpress наушники таки начали приходить, то действительно темные модели приводили меня в восторг (по началу), а наушники с недостаточно темной подачей разочаровывали (опять же, по началу).

Но все изменилось когда я начал слушать новые наушники часами напролет.

Что не так с темной подачей для меня?

Самое простое: недостаточно хороший звук

Самая распространенная беда у совсем недорогих наушников (до 10USD плюс-минус пару баксов) -- это дефицит высоких. Т.е. практически все, что выдает динамик наушника -- это большой объем низких частот, более-менее нормальное количество средних и совсем-совсем мало высоких.

На каких-то композициях, типа легкого инструментального джаза, это еще не так заметно. Но на инструментальном роке или какой-нибудь энергичной электронике недостаток такой подачи становится очевидным.

Складывается ощущение, что часть средних частот и практически все высокие доносятся до тебя как будто через вату. Т.е. на первом плане стоит тяжелый и не всегда разборчивый гул, сквозь который едва-едва пробивается что-то еще.

Со временем от этого начинаешь уставать, чем дальше, тем больше.

Более сбалансированные наушники из этой же ценовой категории такой проблемы не имеют. И слушать их гораздо приятнее, особенно в течении многих часов в фоновом режиме.

Более сложное: басы хороши, но они настолько сильны, что пробивают дыру в башке

Если с недостаточно качественными дешевыми динамиками все очевидно и предсказуемо, то вот ситуация, в которую иногда попадаешь с многодрайверными моделями за 20-50USD, в которых с качеством звука проблем нет, меня сильно удивила.

Особенно заметно этот эффект проявился на наушниках CCA CA16 за 50USD. Это ярко выраженная V-шка, у которой средние поджаты, а с количеством и качеством высоких нет никаких проблем.

Низкие в CA16 настолько мощные и ударные, что где-то через 20-30 минут прослушивания музыки в них начинает казаться, что ударные партии просто пробивают здоровенную дыру в башке.

К счастью, с таким феноменом имел дело только на внутриканальных наушниках. Там характер звучания можно очень сильно изменить меняя амбушюры. Что я и проделал в итоге на CCA CA16 и Senfer DT6 Pro. Благодаря этому объем и ударную мощь басов удалось взять под контроль.

Если бы такой эффект проявился бы на вкладышах, то выход был бы только один -- менять сами вкладыши.

Ну и общее впечатление: для меня лично обилие низких хуже, чем обилие высоких

Да, вот к такому выводу я пришел после того, как получил возможность подолгу слушать музыку в фоновом режиме в разных наушниках.

Откровенно темные наушники достаточно быстро утомляют. Даже если у них нет каких-то заметных проблем с воспроизведением средних и высоких частот.

Откровенно светлые наушники со временем утомляют так же. Но это происходит гораздо позже. Такое ощущение, что к обилию высоких в фоновом режиме приспособиться проще.

Лучше всего, когда подача сбалансирована и низы с верхами находятся более-менее в равновесии.

Какой практический вывод из всего этого?

Если вы на собственном опыте еще не выяснили, являетесь ли вы строгим приверженцем тяжелой или же светлой подачи, то с осторожностью относитесь к наушникам, которые на Aliexpress помечены как Heavy Bass, Extra Base или даже просто Bass. Т.к. в таких наушниках баса может оказаться настолько много, что вы не будете знать, что с ним делать.

Обычно такие пометки стоят в описаниях к динамическим наушникам-вкладышам. Но могут встречаться и для внутриканальных заушных мониторов.

Так что, прежде чем тратить свои деньги на покупку действительно "темных" наушников, подумайте несколько раз: "А оно вам действительно надо?"


Не переключайтесь...

Ко мне таки доехала последняя пара из заказанных внутриканальных наушников. Так что есть хорошие шансы, что на выходных у меня получится составить краткий отчетик о побывавших в моих руках внутриканалках. Затем, надеюсь, придет время такого же отчета по вкладышам, в том числе и собственноручно спаянным из китайских компонентов. Ну а далее можно будет уже поделиться и своими выводами по итогам данного эксперимента.

Комментариев нет: