четверг, 2 января 2020 г.

[life.sport.darts] Послесловие к завершившемуся PDC-шному Чемпионату Мира 2020. И еще пару слов про дартс

Завершился Чемпионат Мира 2020-го года по дартсу, проводившийся организацией PDC. Победу в финале над Майклом ван Гервеном одержал Питер Райт. Что меня порадовало вдвойне, т.к. за Райта я болеюю последние несколько лет.

Подробнее про значимость победы Райта я написал по горячим следам в Facebook-е. Здесь же хочется поделиться общими впечатлениями от прошедшего чемпионата. И немного поговорить о дартсе вообще, т.к. есть значимый повод для этого.

Много новых имен

Итак, главное впечатление от этого чемпионата (если не считать исторической, на мой взгляд, победы Райта) -- это четкое осознание того, что в ТОП-е мирового дартса происходит серьезная смена состава. Из тех ТОП-овых игроков, за которыми я следил и от игры которых пытался что-то брать в 2010-2012-х годах, остались считанные имена. Да и из тех, кто остался, далеко не все показывают игру достаточно хорошего уровня, чтобы претендовать на высокие места.

Карьера хорошего игрока в дартс может длится десятилетиями. На прошедшем ЧМ 2020 это можно было видеть на примере Стива Битона, которому сейчас 55 лет, а свою победу на BDO-шном ЧМ он одержал в далеком 1996-ом году. Но не смотря на то, что в дартс на высоком уровне можно играть и в 40, и в 50 лет, все-таки состав претендентов на победу за последние годы сильно обновился. Что хорошо для дартса. Что так же означает, что я сам слежу за дартсом уже настолько долго, что помню не только игроков, которые блистали 10 лет назад (Терри Дженкинс, например), но и тех, кто лет 6-7 назад вихрем ворвался в элиту дартса, ярко промелькнул на нескольких турнирах, а теперь лищь изредка заявляет от себе (Ким Хайбрехт и Стивен Бантинг вспоминаются в первую очередь).

Неожиданные прорывы

Второе сильное впечатление -- это неожиданные прорывы по турнирной сетке игроков, от которых вряд ли кто-нибудь ожидал такой прыти. И я даже затрудняюсь сказать, чей прорыв был наиболее ярким.

Наверное, в порядке вежливости, сперва нужно сказать о двух победах Фэллон Шеррок. Женщины вообще редко попадают на PDC-шный Чемпионат Мира. И раньше они никогда не проходили дальше первого тура. На ЧМ 2020 произошла настоящая сенсация: мало того, что Фэллон Шеррок выиграла в первом туре и прошла во второй, так она еще и во втором туре выиграла. И не у кого-то там, а у Менсура Сулловича, одного из тех, кто был в десятке потенциальных претендентов на звание чемпиона. Да и в третьем туре она смогла изрядно напрячь Криса Дабби, так что я бы не удивился, если бы Фэллон прошла и в четвертый тур. В общем, удивительно было наблюдать за игрой женщины против мужчин, да еще и показывающей средний набор в 90+ очков.

И, конечно же, нельзя не сказать о том, что Дариус Лабанаускас из Литвы сумел дойти до четвертьфинала, где его путь был остановлен не кем нибудь, а самим Майклом ван Гервеном. Проигрыш 2-5 в 1/4 финала ван Гервену -- это очень и очень достойно. И, мне показалось, что Дариусу помешал недосток опыта выступлений на таком высоком уровне и на арене с таким большим количеством зрителей. Было бы опыта чуть-чуть побольше, ван Гервену пришлось бы приложить значительно больше усилий. А так досадные промахи по удвоениям из-за волнения позволили выиграть ван Гервену с комфортным преимуществом в три сета. Тем не менее, у меня лично осталось ощущение, что прорыв Дариуса не случаен, поэтому буду ждать от нее еще более яркой игры в будущем.

Игра Эдриана Льюиса

Сильное впечатление на меня произвели две первые игры Эдриана Льюиса на этом ЧМ (третью я не смог посмотреть). Было ощущение, что Льюис сражается не за победу, а за свою жизнь.

Попробую объяснить почему мне так показалось.

Дело в том, что несколько лет назад Льюис был одним из самых талантливых и многообещающих игроков в PDC. Благодаря своему таланту он не только стал двухкратным чемпионом мира, но и выиграл ЧМ два раза подряд (что вообще-то мало кому удается). Но затем в его игре наступил спад, из которого Льюис не может выбраться до сих пор.

Наблюдая за игрой Льюиса на этом ЧМ у меня появилась версия, почему Эдриан не может вернуться на свой прошлый уровень. Мне думается, что это связано с техникой броска и манерой игры. Льюис очень быстро играет, бросает практически не целясь. И при такой манере игры чрезвычайно важна собственная уверенность в том, что ты попадешь. Вот в прошлом Льюис играл зная, что он не может промахнуться. А сейчас он играет зная, что он может промахнуться.

Это может выглядеть как дурацкая игра слов, но в дартсе уверенность в том, что дротик полетит именно туда, куда нужно, чрезвычайно важна. Потому что одно дело, когда ты знаешь, что обязательно попадешь в T20, а даже если и не попадешь, то это всего лишь случайно. И совсем другое дело, когда ты знаешь, что следует постараться, чтобы попасть в T20, а промах -- это твое обычное состояние.

Вот Льюис такую уверенность потерял. Обрести ее не может. При этом он еще достаточно молод, но всю свою жизнь он посвятил дартсу и вряд ли он видит себя вне дартса. Поэтому чтобы сохранить свою жизнь он должен хорошо играть, а хорошо играть не особо получается, потому что уверенность в своем броске никак не может вернуться.

И мне бы хотелось, чтобы Льюис справился с тараканами в своей голове. Но, боюсь, для этого нужно, чтобы в жизни Эдриана произошло какое-то серьезное проишествие, которое заставит его пересмотреть свое отношение к дартсу. Поэтому я уже не сильно верю в возраждение Льюиса как ТОП-ового игрока. Хотя и буду очень рад ошибиться. Чем больше у ван Гервена сильных конкурентов, тем интереснее.

10 лет назад...

В начале 2010-го года на Евроспорте случайно наткнулся на трансляции BDO-шного Чемпионата Мира по дартсу. И с этого, по сути, началось мое приобщение к дартсу.

Видимо, этот же чемпионат посмотрел кто-то еще, потому что вскоре на двери офисной кухни какая-то добрая душа повесила детскую бумажную мишень. И я, под впечатлением от просмотренных трансляций, стал пытаться бросать в нее корявые китайские пластиковые дротики с маленькими иглами. Чем и занимался несколько месяцев после чего решил, что нужно делать следующие шаги на пути в дартс: сперва настоящие, хоть и латунные, дротики, затем настоящая сизалевая мишень, затем профессиональные вольфрамовые дротики, затем первые турниры внутри офиса, затем первая поездка на настоящий турнир в Минск...

Это было интересно и неверно круто. Дартс помог лучше понять самого себя и справиться с одной из волн кризиса среднего возраста. В дарсе удалось понять, чем спорт отличается от физкультуры. Чем спорт отличается от простого увлечения. Да и почуствовать себя спортсменом в 40 лет -- это было, мягко говоря, неожиданно.

Поиграть удалось совсем немного. В конце 2014-го моя карьера как игрока завершилась. Здоровье дало понять, что оно не железное и не казенное. Нужно было решить, имеет ли смысл рисковать его остатками ради возможных побед или нет. Решил, что нет. А т.к. дартс был для меня спортом, а не физкультурой и занимался я дартсом для того, чтобы бороться за победы и побеждать, то в итоге дротики отправились в коробку, а сам я переквалифицировался в болельщика.

Тем не менее, немного греет мысль, что может быть я хоть немного поспособствовал популяризации дартса у нас в Гомеле и в стране в целом. Пусть это и самонадеянно, но думаю, что были какие-то вещи, к которым я приложил руку. Пусть даже это всего лишь логотип сообщества GomelDarts в VK :)

Так, что, наверное, все это было не зря. Особенно с учетом тех замечательных людей, с которыми меня познакомил дартс.

Вместо послесловия

А закончу я традиционно:

  • тем, кто еще не пробовал играть в дартс: играйте, это здорово!
  • тем, кто уже играет в дартс: больших наборов и быстрых закрытий!

Комментариев нет: