понедельник, 30 декабря 2019 г.

[life.cinema] Очередной кинообзор (2019/11-2019/12). С большим послесловием

Подошло время очередного кинообзора. Но т.к. дело ближется к Новому Году, то после традиционного списка просмотренных фильмов будет высказано еще и несколько более развернутое мнение по поводу пары-тройки наиболее громких премьер второй половины 2019-го года. И не только.

Итак, вот список, в начале которого расположенны наиболее понравившиеся мне фильмы, а в конце -- полный шлак:

Zомбилэнд: Контрольный выстрел (Zombieland: Double Tap, 2019). Похож на первый фильм, так что если первый понравился, то можно и второй посмотреть. Хотя, как по мне, первый фильм был интереснее.

Эскобар (Loving Pablo, 2017). Мне понравилось и снято хорошо.

Падре (The Padre, 2018). На удивление неплохо. Может потому, что я ничего и не ждал от фильма, он мне зашел очень хорошо. Финал, правда, мне не понравился, но предыдущие 3/4 фильма посмотрел с удовольствием.

Три секунды (The Informer, 2019). Добротно, напряженно, достаточно динамично. В общем, если не включать при просмотре голову, то заходит хорошо. Но, боюсь, если начать задумываться на счет "что к чему и почему?", то от хорошего впечатления мало что останется.

Адская кухня (The Kitchen, 2019). Фильм посредственный, но мне зашло, смотреть было интересно. Разве что сильно напрягало какая-то чрезмерная фиксация на феминизме.

Я иду искать (Ready or Not, 2019). Исходя из трейлера я ожидал несколько другого. Посмотреть можно, но чего-то выдающегося лучше не ждать. Мне вот, например, финал не понравился.

Код 8 (Code 8, 2019). Бюджетненько. Но, на удивление, для недорогого фильма про людей со сверхспособностями, вполне неплохо. Если больше смотреть нечего, то этот фильм вполне может зайти.

Иные (Freaks, 2018). Фильм посредственный и дешевенький, но интересен каким-то новым взглядом на тему людей со сверхспособностями и их выживанием в мире обычных людей.

Курьер (The Courier, 2019). Редкая дрянь, смело можно проходить мимо.


А теперь о громких фильмах, о которых имеет смысл сказать больше одного-двух предложений. И начать нужно с завершения саги протяженностью более 40 лет.

Звёздные войны: Скайуокер. Восход (Star Wars: Episode IX - The Rise of Skywalker, 2019). Самая, наверное, самая красочная часть из всей новой трилогии. Поэтому фанатам саги "Звездных войн" можно посмотреть просто как на красивый аттракцион.

Вой критики в адрес логичности последних трех эпизодов "Звездных войн" мне не очень понятен. Это же "Звездные войны", они всегда были откровенно дурацкой сказочкой, лишь слегка приправленной налетом научной фантастики, чтобы эта сказочность не была такой уж откровенной. И рояли в кустах там всегда были. Так что ждать логичности от происходящего в "Звездных войнах" изначально не следует. По большом счету все эти фильмы ориентированы для детей младшего школьного возраста, а людям постарше при просмотре нужно делать на это соответствующую скидку.

Моя личная претензия к последней трилогии следующая. Первая трилогия, вышедшая в 1970-х и 1980-х годах была сказкой, но происходящее в этой сказке отлично пересекалось с тем, что человечество неоднократно видело в своей истории. А именно большие империи, которые распадались под влиянием тех или иных обстоятельств. В 1970-х годах XX-го века за примерами даже далеко и ходить не нужно было. После Первой Мировой войны исчезла Османская, Австро-Венгерская и Российская империи. Во время Второй Мировой войны своего максимального могущества достиг, а затем исчез Третий Рейх. После Второй Мировой войны исчезли Британская и Французские колониальные империи.

Т.е. первая трилогия как будто взяла кусочек обычной человеческой истории и поместила его в футуристический антураж, приправив, для пикантности, элементами религиозной мистики. Причем, несмотря на то, что джедайская тема была одной из основных сюжетных линий в первой трилогии, было очевидно, что сами по себе джедаи (на какой бы стороне силы они не были) погоды не делают. Основные вопросы решали флоты противоборствующих сторон. Т.е. организованные группы людей (и нелюдей), технологии и технический прогресс.

ИМХО, именно это в совокупности и обусловило успех первой трилогии. Нам в XX-ом веке показали как мы, возможно, будем жить спустя двести или триста лет. И это оказалось похоже на то, как люди всегда и жили, только с поправкой на развитие технологий. Опять же, религиозно-мистический аспект, связанный с джедаями, оставляем в стороне.

Вторая трилогия была интересна тем, что она показала насколько красочнее и качественнее можно было бы снять "Звездные войны" если бы у Лукаса изначально были бы компьютерные технологии из 1990-х годов. Ну и, плюс к тому, была рассказана некоторая предыстория персонажей из первой трилогии. Происходящее на экране, опять же, находило свои параллели с историей человечества, в которой различных заговоров и попыток узурпации власти было более чем достаточно.

Но вот тот "исторический контекст", в который поместили героев третьей трилогии, как мне кажется, вообще никак не бьется с тем, что случалось в истории человечества. Ведь что произошло в шестой части "Звездных войн"? Произошел крах империи. Не важно, хорошей или плохой. Но крах существующего уклада, в котором была устоявшаяся система управления, система безопасности, взаимоувязанная экономика и пр., и пр., и пр. И вот все это рухнуло.

Что должно было произойти после этого? И что неоднократно происходило в истории человечества на протяжении многих тысячелетий? Можно даже не вспоминать Древний мир и Античность, достаточно посмотреть на то, что происходило и происходит на просторах бывшего СССР после 1991-го года.

После распада империи должно было бы образоваться множество разнообразных центров сил разной степени мощности, между многими из которых завязалась бы борьба за влияние в различных регионах бывшей империи. А общая ситуация характеризовалась бы тремя словами: упадок, хаос и анархия.

Бывшие повстанцы, как единственная серьезная и организованная сила, должны были бы взяться за наведение порядка и восстановление нормального режима функционирования бывшей империи. При этом между самими повстанцами должны были бы произойти какие-то собственные разборки и разделение на конфликтующие фракции.

В общем, логичнее было бы поместить происходящее в последней трилогии в условия, когда разругавшиеся между собой фракции бывших повстанцев образовали несколько разношерстных союзов, каждый из которых пытается навести мир и порядок в подконтрольных ему "территориях". У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже, у кого-то все вообще летит в тартарары. Где-то хозяйничают недобитые боеспособные части флота бывшей империи. Где-то откровенно бандитские края, в которых полнейшая анархия без каких-то надежд на стабилизацию.

Вот если бы персонажей третьей трилогии поместили бы в такой мир, то я бы простил авторам все их рояли в кустах, включая родственные связи между ключевыми персонажами.

Но этого не было. Что лично мне говорит о том, что последняя трилогия -- это не попытка рассказать нам интересную историю (пусть даже и сказочную), а всего лишь халтура в попытке заработать деньги на прошлой славе. Хорошо хоть, что в этой халтуре качественно подошли к визуальной составляющей. Пусть хоть это сделано на все деньги. Но все остальное позорно слили.


Ирландец (The Irishman, 2019). У меня две большие претензии к этому фильму, причем ни одна из них не касается применения технологии омоложения актеров. Как раз к этому самому омоложению у меня претензий нет (за исключением некоторых моментов, в которых было ну очень уж сильно видно, что играет сильно пожилой человек, который уже двигается совсем по-другому).

Первая претензия -- это затянутость фильма. Ну очень уж нудно. Ну очень уж. Так и хотелось увеличить скорость воспроизведения раза в полтора. На мой взгляд, одно это убивало больше, чем все остальные проблемы фильма вместе взятые.

Вторая претензия -- это желание Скорсезе вместить в одно кино конспирологические версии чуть ли не ко всем главным американским загадкам XX века, начиная от подготовки кубинских эмигрантов к высадке в Заливе Свиней, проходя через убийство президента Кеннеди и заканчивая исчезновением Джимми Хоффа.

Дмитрий "Гоблин" Пучков сделал большой разбор "Ирландца". На мой взгляд, ряд наездов на режиссера в этом разборе напрасны, т.к. некоторые несуразности можно считать "художественными приемами". Например, один художественный прием наглядно показывает, как часто проблеме решались путем убийства оппонентов (как раз большое количество разнообразного оружия на дне канала). Второй художественный прием показывает, что герой Де Ниро в своих кражах мяса из фургона вообще перешел все мыслимые границы и настолько уверовал в свою безнаказанность, что не стал даже заморачиваться на сколько-нибудь правдоподобные объяснения пропажи перевозимого им товара. Третий художественный прием показывает, как дети начали бояться своего отца, понимая, что их отец не просто может, а именно что причастен к избиениям других людей.

Ну а я сам в фильме "Ирландец" увидел всего одну вещь, которая произвела на меня впечатление: масштаб преступности и степень ее проникновения в различные сферы жизни в США. Грубо говоря, криминал повсюду: от уличных торговцев, до связей с мафией если не самих президентов США, то их ближайших родственников.


Джокер (Joker, 2019). Я собирался смотреть фильм по комиксам, а увидел даже не криминальную, а остросоциальную драму. Что-то из категории чернушного соцреализма, которым нас отечественный кинематограф потчевал в перестроечные и постперестроечные времена.

Поэтому в данном фильме я увидел не историю криминального гения Джокера из фэнтези мира Бэтмена и Ко. А мир развитого капитализма со всеми прелестями, которые этот мир готовит обычным людям, живущим от зарплаты до зарплаты.

Имхо, это как раз то, что ждет нас всех после того, как на просторах бывшего СССР, во-первых, завершится период начального накопления капитала и передела собственности, появления кланов власть имущих с потомственной аристократией и окончательного расслоения общества по имущественному принципу. И, во-вторых, исчерпания запасов советского наследия. Как материального (в виде заводов/фабрик, путей сообщений и пр. производственно-хозяйственной инфраструктуры). Так и нематериального, в виде систем образования, здравоохранения, соцобеспечения и пр.


Однажды в… Голливуде (Once Upon a Time... in Hollywood, 2019). Фильм, который вызвал полный восторг от операторской работы и от игры актеров, но который меня больше ничем не зацепил.

После всего того шлака, который выходил на экраны в 2019-ом году (включая сюда и "Мстителей", "Джона Уика-3" и "Рэмбо 5") происходящее на экране было просто какой-то усладой для глаз. Как выстроен кадр, как проезжает камера, как меняются планы... За всем этим можно было наблюдать бесконечно. А как играл ДиКаприо?!!! Особенно мне понравились две сцены: где герой ДиКаприо в перерыве разговаривает с девочкой-актрисой и где его же герой снимается в сцене в трактире и несколько раз забывает текст. Ну вот реально смотришь на это и понимаешь, что ДиКаприо -- это талантливый актер и своего Оскара он взял не зря.

Но при этом всем рассказанная в фильме история лично мне не интересна совершенно. Ну вот не моя это тема. Поэтому и происходящее на экране оставляет равнодушным.

Поэтому по качеству изготовления "Однажды...", вероятно, самый лучший фильм 2019-го года. Но с совершенно не тронувшей меня историей.


И еще пару слов про сериалы.

Неожиданно для себя посмотрел по одному сезону двух сериалов.

Мандалорец (The Mandalorian). Вот это, для меня лично, и есть самое настоящее продолжение первой трилогии "Звездных войн". Которое по своей аутентичности и бережному отношению к оригиналу уделывает все остальные продолжения и спиноффы (может быть за исключением "Изгой один"). Жаль только, что кино это детское. Детям 10-12 лет должно быть интересно. Мне уже как-то поздновато :( Но сделано добротно, хоть и совсем бюджетно.

Пространство (The Expanse). Очень затянуто. 10 серий первого сезона, как по мне, можно было бы уместить в пять серий, которые смотрелись бы динамичнее, и ничего из рассказанной истории бы не потерялось. Но заострить внимание хотелось бы на другом. По части антуража и тщательности выстраивания мира будущего с космическими перелетами и базами на астероидах это, пожалуй, лучшее из научной фантастики, увиденное мной после "Пассажиров" 2016-го года. И очень напоминающее замечательный фильм "Чужая земля" с Шоном Коннери от 1981-го года, где атмосфера богом забытой станции где-то в космической тьмутаракани была передана прям на отлично. Остается только пожалеть, что в "большом метре" выпускают откровенный шлак вроде "Мстителей" и "Капитана Марвел", а действительно интересную фантастику делают в виде затянутых дешевых сериалов.

3 комментария:

Dmitry Popov комментирует...

Спасибо за аннотации и наводки! Многое из перечисленного еще не видел.

Ирландца сразу смотрел на 120% скорости, плюс со стаканчиком улучшителя фильмов, так даже и затянутым не показался.

Вот "Однажды в Голливуде" - показался. Может, потому что в кинотеатре смотрел.

The Expanse первый сезон смотрел несколько лет назад, в памяти осталась лишь характеристика "чумазые люди в темных коридорах", совсем не зацепил. Следующие сезоны не стал смотреть.

Dmitry Popov комментирует...

Из относительно недавних фант. сериалов ярко и позитивно запомнился Altered Carbon.

eao197 комментирует...

@Dmitry Popov:

> ярко и позитивно запомнился Altered Carbon

А мне где-то на третьей или четвертой серии стало невыносимо скучно и досмотреть не сумел. Хотя снято было довольно круто для сериала.