воскресенье, 29 апреля 2018 г.

[business.book] Впечатления от книги "Airbnb. Как три простых парня создали новую модель бизнеса"

По дороге в Питер и обратно прочел небольшую книгу "Airbnb. Как три простых парня создали новую модель бизнеса". Позволю себе высказать свои впечатления.

Книга не понравилась. Тратить свое время и деньги на нее не рекомендую.

Почему не понравилась? Потому, что я рассчитывал получить рассказ о том, как компания появилась, развивалась, что в ней происходило с течением времени, как и почему это происходило. Но более-менее интересная информация на эту тему касалась только самого раннего этапа жизни Airbnb, когда основатели жили впроголодь и искали инвесторов для своего бизнеса. А вот после того, как инвестиции пошли и бизнес начал развиваться, инсайды прекратились и книга лишь пересказывала те или иные связанные с Airbnb инциденты, а так же официальную реакцию компании на них. А это совсем не интересно.

Вот ты читаешь, что кто-то пожаловался на услугу Airbnb или на качество техподдержки Airbnb, прошло какое-то время и Airbnb выпустила пресс-релиз и обещала исправиться в будущем. Но меня интересует именно то, что происходило внутри Airbnb в связи с каким-то громким скандалом. Кто обосрался внутри компании и не принял вовремя нужных мер? Как и когда поняли, что все вышло из под контроля? Как выстраивали план решения проблемы? И выстраивали вообще? Кто принимал решения, какие меры воздействия были приняты? В общем, ничего, что действительно могло бы стать интересным и полезным, в 2/3 книги нет.

Из того немногого, что зацепило в хорошем смысле слова, я бы отметил примеры побочных бизнесов, которые стали возникать локально вокруг Airbnb. Например, сервис Keycafe, предназначенный для упрощения процедуры обмена ключей между владельцами квартир и постояльцами. Идея в том, что в каком-то кафе или пабе устанавливается автоматизированный шкаф-сейф с отдельными ячейками. Владелец квартиры кладет ключ в ячейку и сообщает ее номер+код постояльцу, постоялец может забрать ключ не встречаясь с владельцем. Владелец получает уведомления, когда ячейку открывают/закрывают. И за этот сервис владелец квартиры платит небольшую арендную плату Keycafe. Т.е. меня зацепил не этот конкретный вид бизнеса, а то, что люди видя некоторые сложности с использованием Airbnb, начинают сами создавать свои маленькие бизнесы вокруг. Вот это оказалось для меня ценным, т.к. зачастую ловишь себя на том, что из-за длительного копания в одной и той же области образуются "шоры на глазах".

Так что хорошего в книге немного: рассказ о становлении Airbnb до привлечения первых инвестиций и небольшие мелочи, вроде интересных бизнесов вокруг Airbnb или каких-то случаях мошенничества с использованием Airbnb. Имхо, это слишком мало, чтобы оправдать покупку данной книги.


Отдельного разговора, наверное, заслуживает вся эта возня вокруг фондового рынка, рыночной капитализации и IPO. В книге пишут, что Airbnb оценивается чуть ли не в 30 миллиардов долларов. Миллиардов, Карл! При том, что это пока еще частная компания, которая не обязана отчитываться о своем финансовом состоянии. За время своего существования (т.е. с 2009-го года) Airbnb привлекла порядка 3 миллиардов долларов инвестиций и сейчас она оценивается в 31 миллиард (судя по Wikipedia). Последний раунд инвестиций состоялся в 2017-ом и составил один миллиард долларов. При этом, как я полагаю, мало кто реально знает, сколько действительно Airbnb зарабатывает. Вроде как речь идет о прибыли порядка 100 миллионов в год.

Сразу видно, что очень далек я от мира финансов, не понять мне, как компания с прибылью в $100 миллионов и долгами в $3 миллиарда может оцениваться в $31 миллиард. Не понимаю. Но, видимо, из-за этого непонимания я и не миллионер :)

Отправить комментарий