понедельник, 4 мая 2015 г.

[life.photo] Репортажно-портреное с первенства РБ по ката (кёкусинкай каратэ)

Тридцатого апреля в кои-то веки выбрался из дому по делам. Увидел на остановке афишу намеченного на 3-е мая чемпионата и первенства РБ по ката (кёкусинкай каратэ). Поскольку настолько давно ничего не фотографировал, что на эту тему меня стали подкалывать даже мои домашние, то собрался таки с духом и выбрался на турнир в качестве вольного фотографа. Прошлялся там среди участников чуть больше двух часов, на больше не хватило здоровья. Под катом несколько десятков фотографий с небольшими комментариями. Надеюсь, участники соревнований и сочувствующие ни на снимки, ни на комментарии не обидятся -- мой рассказ будет не о турнире и спортивных достижениях, а о процессе фотосъемки.

Как водится в последние время, практически все в Ч/Б. За исключением одного снимка, перевести который в монохром рука не поднялась...

Кому лень читать, вот прямая ссылка на альбом с фотографиями в FullHD-размере. А вот альбом со всеми фотографиями с турнира (~200 штук).

Турнир проходил на сцене Гомельского областного дворца творчества молодежи. Сцена маленькая, зал небольшой, весьма темный. Освещение на сцене довольно специфическое.


Из показательного выступления на открытии турнира.

Но на эту тему чуть позже.

Зато за сценой было что-то вроде фойе, одна сторона которого -- это большие окна на улицу. Вот там, местами, было светло. И как раз там участники соревнований разминались и готовились к своему выступлению. Собственно, там и происходило все самое интересное для меня и именно там я и пробыл практически все время.

Т.к. я вышел на охоту за снимками в своем любимом жанре, репортажном портрете, то у меня не было задачи сделать фотоотчет о турнире, и я снимал то, что считал интересным для себя.

Основных проблем было две. Самая важная -- это освещение. Не смотря на окна во всю стену, света не хватало. Удлинять выдержку более, чем 1/250 не позволял диапазон ФР объектива (максимально 200mm). Но даже 1/250 было недостаточно, т.к. хоть ката -- это не так динамично, как кумитэ, но все-таки и здесь зачастую очень желательно было снимать не медленнее 1/500. А при 1/500 даже в более-менее освещенном фойе ISO часто подпрыгивало выше 1600. При съемках на сцене моменты, когда ISO опускалось ниже 6400 были счастливым исключением.

К тому же многие спортсмены предпочитали на разминке крутить свои ката спиной к окну. Снимать их было бесполезно, т.к. получались одни темные силуэты на светлом фоне. Если же спортсмен начинал ката в глубине фойе и двигался в сторону окна, то свет получался фронтовым и сильно рассеянным, поэтому никакого интересного светотеневого рисунка не было. За пару часов съемки удалось поймать буквально один или два момента, когда было хоть какое-то подобие интересного освещения.


Тот редкий случай, когда свет хоть сколько-то поиграл во время разминки.

Вторая проблема -- это контекст происходящего вокруг. Меня никто не знал, я никого не знал. Мешать никому не хотелось. Поэтому действовал по принципу "прикинуться ветошью и не отсвечивать". Насколько получилось -- не знаю. Вроде бы никто не жаловался :) Хотя могли бы и шашкой рубануть

Другая сторона незнания контекста -- это отсутствие представления о том, что именно спортсмен делает в том или ином ката. Что снимать, когда снимать, с какого ракурса... Ничего не понятно. Стоишь, смотришь как баран на новые ворота, щелкаешь затвором невпопад :) В общем, одно из основных правил спортивной репортажной съемки, а именно, хорошее знание предмета съемки, было грубейшим образом нарушено. Поэтому снимал то, что попадало в поле зрения и казалось заслуживающим внимания.

А вот этот кадр стал следствием счастливой случайности. Пытаясь поймать движущихся спортсменов, ошибся с выбором точки фокусировки и фокус поймал спортсмена на заднем плане. Что привело к появлению снимка, который лично мне очень нравится:

Как мне показалось, девушки относились к тому, что их фотографируют намного спокойнее, чем ребята. Одна из них даже предложила покрутить ката специально под прицелом объектива. Получилась хорошая серия. Вот пара снимков из этой серии:

Есть два варианта последнего снимка. Тот, что показан здесь, снят за доли секунды до полной фиксации стойки. Второй вариант, который можно найти в полном альбоме, снят когда стойка уже зафиксирована. Но лично мне нравится тот, что приведен выше -- нечеткие руки спортсменки передают движение.

Многие спортсмены сильно волновались. Часто они разбивались на пары и один спортсмен крутил свое ката, а второй внимательно смотрел и указывал на ошибки.

Вот, кстати, парень на одном из самых удачно получившихся портретах, как раз наблюдает за ката своего приятеля:


Будущий сенсей

Было много маленьких спортсменов, которые готовились к выступлениям...

...и выступали...

...ничуть не менее сосредоточено, чем их гораздо более старшие товарищи...

Каюсь, не смотря на то, что гормоны уже совсем скоро окончательно перестанут бурлить, но фотографировать красивых и улыбчивых девушек все-таки приятнее, чем брутальных каратэков мужеского полу :)


Тут не смог себя заставить перевести снимок в Ч/Б и потерять этот замечательный цвет красивых голубых глаз :)

А это, пожалуй, самый искренний и симпатичный для меня снимок. Девушка так серьезно и сосредоточенно крутила свое ката на разминке, что казалось, что на меня она совершенно не обращает внимание. Но в самом конце, когда по "тексту ката" нужно было замереть с закрытыми глазами, она, что называется, "раскололась" и улыбнулась прямо в объектив:

По мере выступления спортсменов, их все меньше и меньше оставалось в фойе и все больше их оседало в зрительном зале. Так что ближе к финалу первого тура соревнований перебрался в зал и я.

Освещение на сцене было специфическим и, в каких-то случаях, производило просто фантастическое впечатление. Перевод в Ч/Б это впечатление только усиливает. Кроме того, перевод в Ч/Б немного повышает качество снятых в зале снимков, т.к. матрица в моем D700 уже давно морально устарела и ISO6400 для нее далеко за пределами комфортной зоны.

То, что вышло в итоге очень сильно напоминает фотографии, снятые на СВЕМАвскую Ч/Б пленку чувствительностью 125 или 250 единиц. Что вызывает воспоминания о 80-х годах, когда многие связанные с каратэ вещи были доступны в виде неважных черно-белых фотографий.

Как бы то ни было, некоторые из снятых на сцене фотографий, имхо, получились очень выразительными. Во многом благодаря игре света и тени, а так же внешности и движениям спортсменов. Ну и их живым эмоциям (хотя ката это не тот раздел каратэ, где эмоциям есть место).

Ну а закончить серию хочу парой снимков спортсмена, которого я бы охарактеризовал как наиболее подходящую иллюстрацию к термину "настоящий каратэка". Настолько качественно он работал на разминке и во время выступления, настолько четкими и выверенными были его движения, столько силы и мощи чувствовалось в ударах... Впрочем, лучше один раз увидеть:

Насколько я понял, именно он набрал больше всего баллов в первом туре. И ничуть не удивлюсь, если окажется, что именно он выиграл первенство в категории коричневых поясов. Поэтому-то еще она его фотография вынесена в качестве заглавной для данного поста.

В общем как-то так. Если кому-то вдруг (ну мало ли, всякое же бывает)... Так вот, если кому-то вдруг понравились приведенные выше снимки, то напоминаю свое предложение о бесплатной съемке характерного портрета в профессиональной обстановке. Оно остается действующим. В том числе и для спортсменов ;)


Общие впечатления от съемок: тяжко. Через два часа съемок спина буквально "стала колом". Руки под тяжестью камеры и объектива начинали дрожать и отснять 30-40-секундное выступление очередного спортсмена было не очень просто, приходилось вспоминать все, что знаешь о правильных стойках для фотографов и надежных способах удержания зеркальной фотокамеры.

Домой привез около 12Gb фотографий, чуть меньше 900 кадров. Два первых подхода к выбраковке сократило это количество до почти 300. Уже при обработке и селекции была выброшена еще одна сотня. На отбор и минимальную обработку (т.е. только средствами Lightroom) ушло, наверное, больше 10 часов. Тормоза LR уже сидят в печенках. И это на 12Mpx снимках. Посему еще больше озадачен вопросом, зачем для репортажной камеры разрешение больше 12-16Mpx. Это же убиться можно... :)

Ну и да, спортивный репортаж -- это один из самых требовательных к фотооборудованию жанров. Тут тебе нужен и очень быстрый автофокус, и серийная съемка, и запредельные ISO, и длиннофокусная и, обязательно, светлая оптика. В общем, если заниматься этой темой всерьез, то камера из категории Nikon Df или даже D4s (а это лидеры по качеству снимка при высоких ISO у Nikon-а) роскошью не покажутся.

Отправить комментарий