суббота, 3 ноября 2012 г.

[life.work] Джобс как будто говорил о том, что происходит у меня на работе

Последние пару недель читаю книгу Уолтера Айзексона "Стив Джобс". Некоторые вещи, которые описаны в книге, настолько сильно перекликаются с тем, что происходит у меня на работе, что просто страшно становится. Ну а сегодня дошел до нескольких цитат, которые так точны, что я не могу не запостить их у себя:

Я страстно мечтал построить долговечную компанию, где люди были бы заинтересованы в том, чтобы выпускать отличную продукцию. Все остальное было второстепенно. Разумеется, прибыль — это здорово, потому что она-то и позволяет делать эту самую отличную продукцию. Но главное — продукт, а не прибыль. Скалли сменил приоритеты, нацелившись в первую очередь на деньги. Разница со стороны не так уж заметна, но в конце концов она определяет все: каких людей ты нанимаешь, кого продвигаешь по службе, что вы обсуждаете на собраниях.

Джон Скалли -- это человек, вытеснивший Джобса из Apple в 80-х, после чего компания дошла почти до краха.

У меня есть собственная теория о том, что привело к закату таких компаний, как IBM или Microsoft. Сначала люди работают блестяще, предлагают новаторские решения и становятся монополистами или почти монополистами в своей области. А потом качество продукции постепенно утрачивает значение. В компании начинают высоко ценить уже не инженеров и дизайнеров, а талантливых продавцов, потому что именно от них зависит доход. И в конечном итоге ее возглавляют торговцы.

Это очень, очень точный диагноз.

Но книга хороша тем, что даже не нужно быть внимательным читателем, чтобы найти и рецепт лекарства (из рассказа Джобса о его беседе с Ларри Пейджем):

Мы много говорили о концентрации. И выборе людей. Как понять, кому доверять, и как набрать команду, на которую можно положиться. Я рассказал ему, сколько усилий придется приложить, чтобы уберечь компанию от увядания и засилья посредственностей. Но в основном мы говорили о концентрации. Необходимо определить, к чему стремится Google в будущем. Они сейчас захватили весь мир. На каких пяти продуктах надо сосредоточиться? Вычеркни остальные, потому что они тебя отвлекают. Они превращают тебя в Microsoft. Из-за них ты выдаешь обычные продукты, а не крутые.

Ну а поскольку этот блог, в общем-то, про меня, то нужно сказать, почему меня это так зацепило. "Менеджеры среднего звена", к клану коих я принадлежу уже три месяца, прекрасно видят противоречие между целями топ-тограшменеджеров и устремлениями разработчиков. Но рычагов влияния на изменение ситуации не имеют. И, насколько я смог разобраться, могут выбириать всего лишь из трех вариантов действий:

  1. Бороться с системой и доказывать руководству необходимость концентрации на производстве и продуктах.
  2. Затаиться и переждать время, когда компания проест старые наработки, войдет в период кризиса, в котором акценты вынуждены будут сместить.
  3. Плюнуть на все и уйти в другое место, где власть пока принадлежит разработчикам продуктов, а не профессиональным продавцам.

К сожалению, по своему менталитету, на вариант b) я пойти не могу. Тупо не хватит терпения. А вот на вариант a) уже может не хватить здоровья...

Отправить комментарий