суббота, 23 декабря 2023 г.

[life.audiophilia.diy] Итоги уходящего года в сфере самодельных наушников и мои текущие предпочтения

Сразу приношу свои извинения за то, что приведенный ниже персональный ТОП динамиков для DIY-вкладышей публикую уже после того, как на Aliexpress закончились все ноябрьские и декабрьские скидки :(

Но как раз эти самые скидочные периоды заставили меня всерьез оценить имеющуюся коллекцию, чтобы расставить свои текущие приоритеты и предпочтения по местам. На что потребовалось гораздо больше времени, сравнений и раздумий, чем предполагал. Поэтому получилось как получилось, дико извиняюсь. Кто хочет немного сэкономить может подождать следующих распродаж.

Итак, уходящий 2023-й год для моего увлечения самодельными наушниками (даже более точно: самодельными наушниками-вкладышами) прошел, в целом, неудачно. Было приобретено несколько комплектов дорогих (для меня) динамиков, но мало что понравилось. Да еще и два самых дорогих комплекта были мной сломаны в процессе подбора корпусов. Такое бывает: приобретаешь динамики за $40, а потом раз! и они ломаются при установке в корпус или при извлечении из корпуса, в котором их звучание не понравилось. Это DIY, тут никто тебе никаких гарантий не дает, все от самого себя зависит.

Да еще и с лета 2023 на Aliexpress с покупателей из РБ стали взимать 20%НДС, так что это мое увлечение внезапно стало заметно дороже :(

Пожалуй, единственным светлым пятном было знакомство с (относительно) недорогими 15.4mm динамиками с композитной титановой диафрагмой, о которых речь еще пойдет ниже. Отличный звук за свои деньги, даже не ожидал.

Вот такие вот итоги. Теперь же можно перейти к приятной части, к перечислению того, что мне нравится. Кому интересно, милости прошу под кат.

Сразу отмечу, что ссылки буду давать либо на те магазины и товары, которые я сам покупал, либо на те магазины, в которых динамики можно купить сейчас. Со временем ссылки могут протухнуть, я это дело не отслеживаю, так что если через полгода-год что-то открываться нормально не будет, то прошу понять и простить.


Сперва две пары динамиков, которые, как по мне, просто лидеры в своей категории. Но, так уж оказалось, что это не мои категории. Я их периодически слушаю. Иногда больше, иногда меньше. Но пока что распробовать для длительного прослушивания не смог. Так что не смотря на отличный в техническом плане звук, это пока что не мой звук.

  • 14.2mm карбоновые, 32ом. Самые крутые НЧ из того, что мне доводилось слышать. Такая глубина и проработка, что просто на первое время забываешь про все остальные частоты. Но мне в них не хватает ВЧ, сильно не хватает. Сюда бы ВЧ от LCP/DLC и был бы настоящий end-game.
  • 15.4mm композит из литиево-магниевого сплава, 32ом. Возможно, самые техничные и нейтральные из побывавших у меня. С приятной тоналкой. С неожиданно неглубокой и не широкой сценой для вкладышей. Но при этом с поразительной передачей трехмерности и разделением между инструментами. Звук в них ощущается не так, как в других описанных здесь динамиках: более камерно, что ли. К сожалению, для меня они пока слишком светлые, не хватает мне в них веса на НЧ.

Могу сказать, что в плане техничности эти две пары динамиков свою цену полностью оправдывают. Но вот насколько их звучание понравится -- это уже субъективное дело.


Теперь же мой ТОП-4. Изначально предполагалось, что будет всего лишь ТОП-2, но динамики с CNT и с композитной титановой диафрагмой не так уж и сильно отстают от LCP/DLC, так что для меня они все же ТОПовые.

Описания расположены в порядке убывания предпочтений. Т.е. LCP-динамики мне нравятся больше, чем с композитной титановой диафрагмой. Но преимущество здесь, по совокупности, в каких-то 10-15%, ни о каком драматическом разрыве нет и речи.

  • 15.4mm LCP-диафрагма, 32ом. Ставлю ссылку на магазин, где их можно выгодно купить сейчас. Но свои я покупал еще в 2021-ом, когда LCP-динамики только-только появились, и в магазине, которого уже нет. Так что остается надеятся, что продающиеся сейчас LCP-динамики не хуже моих, хотя их уже и отдают в два раза дешевле, чем в 2021-ом.

    По звуку отличные НЧ и, наверное, самые лучшие ВЧ из услышанного мной. Возможно, только у DLC-динамиков ВЧ могут соперничать. На мой вкус, серединка чуть провалена, из-за чего вокал иногда звучит как бы чуть позади других инструментов.

    Еще одна претензия -- это то, что НЧ ощущаются не такими хлесткими, ударными и упругими как в описанных ниже CNT-драйверах. Но все равно НЧ отличные. Что сейчас даже кажется забавным, т.к. два года назад мне LCP-динамики казались излишне светлыми и вовсе не басовитыми. Сейчас же предпочтения изменились и НЧ в LCP чуть ли не идеал.

    В общем, для меня LCP являются наиболее универсальными из всех здесь описанных.

  • 15.4mm DLC-диафрагма, 32ом. В отличии от LCP здесь чуть больше акцент на серединку и чуть меньше НЧ. Поэтому звучат они немного светлее и ровнее, чем LCP. Хоть НЧ и поменьше, но они немного более хлесткие и упругие. В принципе, DLC-динамики могли бы стать моими фаворитами вместо LCP, но в некоторых жанрах при длительном прослушивании начинает не хватать массы на НЧ, здесь различия с LCP как раз начинают сказываться. Отличным примером является замечательный альбом Head Movies от nobody.one: когда слушаешь его полностью, то ближе к концу начинает казаться, что DLC слишком светлые, хочется чего-то "потемнее".
  • 15.4mm CNT-диафрагма, 32ом. Свои брал здесь, но такие же чуть подешевле можно найти здесь. Очень приятная теплая тоналка, просто шикарные НЧ и, на удивление, неплохие для темных наушников ВЧ. Хотя по ВЧ они явно проигрывают LCP и DLC-динамикам. Для некоторых жанров самое то. Но, как по мне, здесь акцент смещен в сторону НЧ и нижней середины, что при длительном прослушивании таки утомляет, хочется чуть больше воздуха и пространства. Плюс к тому, из всех перечисленных здесь динамиков у них наиболее близко расположенная к слушателю сцена. Иногда это ОК, но далеко не всегда.
  • 15.4mm композитная титановая диафрагма, 32ом. Самая приятная тоналка из всего здесь упомянутого. Для своей цены все хорошо и с НЧ, и с СЧ, и с ВЧ. Хотя на ВЧ, конечно же, деталей и протяженности не хватает, если сравнивать с LCP/DLC. Для каких-то жанров, вроде испанской гитары и легкого инструментального джаза, вот просто самое оно. Мне кажется, что звук струн классической гитары эти динамики передают просто лучше всех. Однако, когда инструментов в композиции много (например, целый оркестр), то звучание оказывается слишком уж "монолитным", не знаю как лучше выразить. Отличным примером служит альбом Plays The Movies от гитариста Джона Уилльямса. Когда вместе с гитарой вступает оркестр, то сразу чувствуется, как эти динамики уступают вышеупомянутым :( Так что, увы, не самые универсальные.

Если попытаться дать какие-то рекомендации, то если хочется выслушивать мельчайшие детали и переливы на ВЧ, то LCP/DLC. Если хочется теплого звука и мощного баса, то CNT или титановый композит.


Напоследок пару слов для тех, кто хочет просто нормальные вкладыши за копейки, но которые бы отлично звучали от телефона или планшета/ноутбука. По идее, если вы обычный меломан, не обладающий продвинутой аппаратурой и слушающий с телефона стримминги или свою старую коллекцию MP3-файлов (или даже FLAC-ов, но не хайрезных), то на любых из описанных ниже динамиков можно остановиться на ближайшие лет 5-6. Часто я сам жалею, что не сделал этого в 2021-ом :)

  • 15.4mm 32ом (с голубым лаком). Легкие на раскачку, отлично звучат от телефона. Хорошие НЧ, СЧ и ВЧ, приятная тоналка. Но хоть ВЧ и громкие, но недостаточно детальные. Иногда в этих динамиках слышишь на ВЧ просто какое-то мутноватое шипение там, где в более дорогих динамиках слышны более четкие отзвуки и призвуки. Но, блин, за свои деньги просто огонь. Всякие Sennheiser MX170 или Kbear Stellar и рядом не валялись.
  • 15.4mm 32ом (с красным лаком и красным ободком). В отличии от предыдущих требуют более серьезного усиления, от телефона не раскроются, тут нужен ЦАП под 100mW на 32ом. Но зато ВЧ у них намного более чистые и детальные. Если сравнивать с более дорогими наушниками из данного обзора, то главный недостаток этих динамиков -- более резкий и простой звук. Скажем, саксофон на LCP/DLC-драйверах звучит более интересно, чем на этих. Но это проявляется разве что когда сравниваешь лоб-в-лоб, либо когда знаешь что выслушивать.

Для хардкорных басхедов, которым нужно ну очень много баса, могу посоветовать вот эти 15.4mm драйвера с композитной бериллиевой диафрагмой. Больше баса нужно еще поискать (и вряд ли найти). Но, что удивительно, у них совершенно шикарные за для своей цены ВЧ, которые запросто могут спорить с ВЧ от LCP/DLC. Да, у LCP/DLC будут таки получше, но блин, разница-то в стоимости какая. Однако, если вы не басхед, то от такого притемненного звука и откровенно проваленной серединки, быстро устанете. Что интересно: как мне кажется, именно эти динамики стоят в известных в узких кругах наушника "кошачьи лапки" модель "Спецэффект". Только вот "Спецэффект" продают на Avito за 5000+ RUR, тогда как динамики на Aliexpress с доставкой обойдутся в $5.

Если 15.4mm динамики для ваших ушей слишком крупные, то мне и, особенно, моей дочке очень зашли вот эти 14.8mm динамики с титановой диафрагмой.


Пару слов о дальнеших планах.

Пора с этим увлечением завязывать ;)

Поскольку главный вопрос у меня сейчас, когда я вижу какую-то многообещающую новинку на Aliexpress: "А куда девать те, что у меня есть, и которые мне очень нравятся?"

Ответа на этот вопрос нет. Наушников уже сейчас больше, чем мне нужно. Продавать на барахолке не интересно, на DIY-вкладыши нет спроса. А просто складывать в коробку наушники с отличным звуком жалко: они должны звучать, а не пылиться на полке.

Так что, возможно, раз-два в год буду брать что-то из новинок. Просто чтобы узнать куда продвинулось динамикостроение. А так уже есть ощущение, что наушниками себя обеспечил лет на 10 вперед, слушать не переслушать :)

Комментариев нет: