суббота, 30 июля 2022 г.

[life.audiophilia.diy] Переделка кабеля с 3.5mm на балансный 4.4mm штекер и использование его для самодельных 14.8mm вкладышей

Давно ничего не рассказывал про свое увлечение бюджетной аудиофилией. Да и особо нечего рассказывать. Многое перепробовал, некоторое мнение составил. Экспериментировать с доступными мне комплектующими и относительно недорогими ЦАПами уже не интересно, а на то, что еще хочется попробовать, пока нет средств :)

Но вот вчера решил закрыть сразу два открытых вопроса:

  • что делать с 3.5mm MMCX кабелем от NiceHCK, который уже больше года валяется у меня без дела. Покупался этот кабель когда-то под очень даже неплохие заушные мониторы Tiandirenhe TD2, но затем я все свои заушные мониторы распродал, а кабель остался. Кабель специфический: очень тонкий, очень гибкий, завязывается в труднораспутываемые узлы просто на раз-два. Зато очень легкий, практически невесомый. Плюс к тому я перешел на балансный 4.4mm разъем и старые небалансные кабеля с 3.5mm штекером мне уже и не нужны. Следовало бы его продать, но так как он изначально недорогой, да еще и б/у, то с продажей лень было связываться;
  • что делать с самодельными вкладышами с неплохим 14.8mm драйвером с титановой диафрагмой и импедансом 40ом. Вкладыши эти были собраны с несъемным кабелем больше года назад и отношения с этими наушниками у меня не особо складывались. После ВАУ-эффекта в первые пару дней показалось, что в них слишком мощные басы, способные продолбить дырку в башке. Потом, когда пытался слушать их без амбушюр вообще, стало не хватать детализации на верхах. В общем, всегда обнаруживался какой-то фатальный недостаток и наушники лежали без дела. Кроме того, кабель у этих наушников был небалансный 3.5mm, поэтому не было возможности послушать вкладыши с балансными ЦАПами.

Изначально было желание выставить на продажу и кабель, и вкладыши.

Но пару дней назад сравнивая свои основные 15.4mm вкладыши с LCP-диафрагмой с самодельными затычками с 10mm динамиком внезапно обнаружил, что мне перестали нравится басы на LCP-динамиках. В некоторых композициях, особенно с женским вокалом, звуки ударных как будто бы выходили на передний план и "забивали" своим буханием все остальное. Тогда как в затычках с 10mm динамиком такой проблемы не было, там на первом плане как раз был женский вокал, а басы оставались на заднем плане.

Мне стало интересно, а как себя поведут на этом же материале старые вкладыши с 14.8mm динамиком с титановой диафрагмой, там же басы были еще более ударными.

И, как это не удивительно, но 14.8mm динамики показали себя более достойно. Ударные мощные, но звучат чуть "дальше", женский вокал остается на переднем плане.

Захотелось переделать эти 14.8mm вкладыши так, чтобы их можно было использовать и с ЦАПами с балансным выходом. Тем более, что за время лежания в футляре установленный на наушники кабель загрубел и утратил эластичность, что не есть хорошо: явно рано или поздно где-то переломится и придется менять.

К сожалению, корпусов с MMCX разъемами под 14.8mm динамики у меня нет, а самостоятельно переделывать пластиковые под MMCX не хотелось, не очень эстетично выглядящий результат получается.

Еще одной неприятной особенностью имеющихся у меня корпусов под 14.8mm является то, что в них узкий кабель-канал. Только относительно тонкие провода туда можно засунуть.

Тут-то и появилась идея взять валяющийся без дела черный кабель от NiceHCK, заменить 3.5mm штекер на 4.4mm, срезать MMCX-контакты и использовать получившийся балансный 4.4mm кабель для переделки 14.8mm владышей.

Что и было проделано вчера вечером. Так что из двух ненужных ранее вещей получилась одна, надеюсь, нужная.

Кому интересен небольшой фотоотчет, милости прошу под кат.

Вот какие наушники предстояло пределывать:

А это кабель, который хотелось вставить в наушники, предварительно заменив в нем штекер на 4.4mm:

Снять старый штекер оказалось не просто. Выяснилось, что он там был не на резьбе, а просто зафиксирован термоклеем или чем-то вроде эпоксидки. В общем, пришлось тупо выдрать:

Начало подготовки к пайке нового штекера. С уже допущенной ошибкой из-за которой затем пришлось половину работы переделывать:

Просто фрагмент рабочего беспорядка в процессе:

Часть самой геморройной работы сделана:

После того, как новый кабель был подготовлен, пришло время избавляться от старого. Чем хороши именно эти корпуса кроме своей великолепной эргономики, так это тем, что динамики из корпусов без проблем извлекаются:

Ну и финальный результат. К сожалению, в процессе слегка забабахался и забыл сфотографировать стадию, когда новый провод уже был припаян к динамикам, но сами динамики в корпуса еще не были установлены:

С пайкой, конечно же, было непросто, слишком уж тоненькие проводочки, слишком уж их много. Плюс из-за недостатка опыта немного затупил и после того, как спаял 4.4mm разъем, пришлось все переделывать из-за неправильного порядка нанизывания на провод резиновых прокладок. Посему переделка многожильного 3.5mm кабеля под 4.4mm возможна, но если опыта в этом нет, то удовольствие ниже среднего.

Для того, чтобы все это проделать мне моих двух рук не хватило, если бы жена не пришла на помощь, то процесс прозвона кабеля мог бы вообще завершиться полным фиаско. Но в четыре руки его удалось завершить :)

В завершение хочу сказать, что по мере знакомства с разными наушниками и разными ЦАПами мои ощущения от звука меняются, а вкусовые предпочтения, похоже, меняются еще сильнее. Если два года назад, когда вся эта история еще только-только начиналась, я был типичным басхэдом, для которого главным было наличие глубоких и раскатистых басов, то сейчас я все более и более склоняюсь к сбалансированной подаче.

Так, когда я первый раз услышал динамики с LCP-диафрагмой год назад, они мне показались очень светлыми, баса мне не хватало. Теперь же LCP для меня уже даже слишком темные. А динамики с PET-диафрагмой, с которыми я познакомился полгода назад, и которые для меня были слишком светлыми, сейчас уже звучат очень даже ничего (правда, для этого нужен хороший ЦАП).

Заодно в последние пару месяцев немного поэкспериментировал с внутриканалками-вкладышами (с динамиками 10mm и 9.2mm). И начал понимать, почему внутриканалки предпочитают вкладышам: там совсем другая подача звука, совсем другие ощущения, совсем другое количество деталей. Впрочем, это уже совсем другая история.

Комментариев нет: