пятница, 8 мая 2009 г.

Читал, немного думал (околорабочее)…

Вторая часть сегодняшней серии.

А ведь мне ни разу не пригодилось резюме…

Люблю на время от времени почитать форум О работе. Такие там знатоки жизни попадаются! Везде успели поработать, все видели, все знают, все умеют, по $1K в день зашибают. В общем, такие монстры, что остается только недоумевать по поводу двух вещей:

  • почему же все-таки программы вокруг глючные? Ладно бы я их все писал, тогда понятно. Но вот почему эти монстры не могут помочь MS или хотя бы Opera Software – фиг знает. Наверное, не хватает у этих компаний денег на таких крутых спецов;
  • почему же они, все из себя такие успешные, треплются на форуме?

Ну да не о том речь.

Давеча наткнулся я на тему Сколько просить за резюме? (программист C++, Москва). Девушка-программист (девушка-программист!) приводит свое резюме и спрашивает, на какую сумму она может рассчитывать в Москве. Обсуждение неинтересное, тему захламили страдающие от весеннего спермотоксикоза личности мужеского полу. Из самого резюме, если бы мне довелось его оценивать, я так и не понял, почему именно ее нужно брать на работу (ну разве что хороший английский, все остальное – какие-то общие слова).

Но меня зацепило другое. Прочитал я приведенное в начале темы резюме и задумался, а что бы я сам смог в своем резюме написать? Вот ведь, вопросец. Наверное, ничего бы не написал. Поскольку по ходу работы над проектами я никаких записок-памяток не веду и даже вспомнить сейчас многое из сделанного в прошлом вряд ли получится. Более того, я даже не знаю, что бы перечислил в списке инструментов и платформ, которыми владею. Вот ведь…

Потом я с удивлением вспомнил, что вообще никогда не устраивался на работу с помощью резюме. Году в 1993-м меня вместе с несколькими студентами один преподаватель отправил на просмотр в некую фирму. К счастью, там по какой-то мутной причине не сложилось – не довелось профессионально попрограммировать на Clipper-е :) Затем в 1994-м я сам напросился к другому преподавателю, который меня знал по своему курсу. Но и там, к счастью не сложилось – как раз летом 94-го в Белоруссии перекрыли какой-то способ обналичивания денег и фирма не знала, как выплачивать деньги своим старым сотрудникам, не говоря уже про новых. Так я и не стал профессиональным системным администратором :) Осенью 94-го (ух ты, в этом году будет 15 лет моей профессиональной деятельности) мы с друзьями подались в КБСП – нас туда позвал еще один преподаватель, который читал нам пару предметов на предыдущем курсе и который звал нас к себе. А весной 95-го на другую работу меня с другом сосватал заведующий нашей кафедрой, который так же меня хорошо знал. Вот так и получилось, что на свои первые места работы я попал исключительно по знакомству. Никакого резюме не требовалось.

В 2001-м, когда я надумал уходить из КБСП мой друг позвал меня в EPAm. Так что и туда я попал без резюме и по знакомству. И ушел из EPAm-а в Интервэйл так же по знакомству – благодаря другу, который пришел работать в Интервэйл из КБСП раньше. Так что и здесь резюме не потребовалось :)

Конечно, все это совсем не показатель, т.к. Гомель – это маленький город. Фактически даже большая деревня, в которой все всех знают. В Москве или Питере ситуация явно другая. Но, думается мне, что и там хорошие спецы (ну тут типа намек, что я и сам как бы такой хороший спец :)) находят себе работу вовсе не через рассылку резюме. В особенности, если и учились они в Москве. Ведь толковых программистов всегда мало, их замечают и начинают “сватать” еще в студенчестве. А затем стараются заполучить проверенных людей, с которыми работали раньше, переманивая их с одного места на другое. Хотя, может я и ошибаюсь.

Однако, хотелось бы думать, что найм людей “по репутации” все-таки существует. Т.е. работает себе человек, тянет проекты, где-то засвечивается. Его запоминают, а затем выходят на него с заманчивым предложением :) Поскольку мне кажется, что это более надежный способ найма правильных людей, чем анализ резюме или обращение к рекрутерским компаниям. Но, опять же, поскольку работу я менял всего лишь два раза за пятнадцать лет, то опыта в этом деле у меня нет. Поэтому и могу выдавать желаемое за действительное.

В любом случае, надеюсь, что приобретать опыт написания резюме мне в ближайшее время не потребуется. А лучше, чтобы вообще не потребовался :)

7 комментариев:

Dmitry Vyukov комментирует...

Я оба раза устраивался по резюме.

eao197 комментирует...

Ну я же предупреждал, что в Москве ситуация иная...

eao197 комментирует...

Дима, хочу спросить: а ты отсылал свои резюме на конкретные предложения или же оставлял где-то в каталогах?

Анонимный комментирует...

В Москве тоже большой процент переходов с места на место "по знакомству". Особенно в кругах от рук. проекта и выше.

Тем не менее, мои знакомые, занимающие высокие посты в банках, всегда держат резюме в актуальном состоянии и даже публикуют его.

Когда я спросил, нафига, собственно? Мне сказали, что гораздо лучше, если предлагают разные вакансии, а ты не соглашаешься, выбираешь, чем когда вовсе не предлагают.

При этом я зачастую слышал, что, мол, если подвернётся интересный проект - соглашусь на вакансию. Вот такому подходу завидую. Я так не могу, привязываюсь к работе, к машине, городу, да ко всему, собственно.

А многие "попрыгунчики" имеют гораздо больший опыт, чем, к примеру, я, поменявший за последние 8 лет работу один раз и работающий на однотипных проектах в одних условиях последние 5 лет. Причём такой опыт ценится, кроме того, круг знакомых расширяется, количество рекомендаций увеличивается. Как результат, больше предлагают мест, больше возможностей выбора пути дальнейшего роста.

Ну и закончить этот сумбурный коммент хотелось бы ещё одной ссылкой на знакомых из московской банковской сферы. Серьёзных специалистов среднего и высшего звена уже хорошо знают HR-агенства, у них даже свои агенты есть, которые звонят периодически и предлагают то одну, то другую вакансию.

eao197 комментирует...

Слава, спасибо за развернутый комментарий. Я вот тоже не могу просто так работу сменить -- особенно, когда есть чувство, что не сделал всего, что хотел сделать. Только когда появляется чуство, что "все долги отданы", тогда как тумблером щелкает -- нужно валить.

1 комментирует...

"Все долги отданы" быть не могут. Добросовестному и увлечённому человеку всегда будет "что отдавать".

eao197 комментирует...

Так в этом-то и фокус. В какой-то момент что-то щелкает и бах! Ты уже не столь добросовесный и совсем не увлеченный человек, которым был еще вчера. Т.е. тебя совсем перестает интересовать то, чем занимаешься. И остатки добросовесности держат тебя на работе лишь до тех пор, пока твоя совесть не засыпает с чувством того, что "все долги отданы".

В конце-концов, когда интерес к работе потерян, оставаться на ней не имеет смысла, в том числе, и из-за добросовестности. Ведь, если работа не цепляет, то и работать с полной отдачей не сможешь. А скорее всего, что работать ты станешь даже хуже. Так что лучше чесно освободить место для человека, который отнесется к работе с большим увлечением.