вторник, 15 декабря 2015 г.

[business.book] Таки редкая гадость, этот ваш "Бизнес в стиле фанк"

Пару недель назад поставил себе цель дойти до 101-й страницы книги "Бизнес в стиле фанк". С трудом дошел, но где-то на 90-х страницах обнаружил обещания поговорить о неких серьезных вещах более предметно в главе "Fanky Inc." Пришлось собрать оставшиеся силы, дойти до этой главы и прочесть ее. В итоге, прочитано 200 страниц из 280 и данная книга отправляется туда, куда, на мой взгляд, ей и следует -- в мусорку.

Если кому-то интересно, почему я лично столь невысокого мнения об этом общепризнанном бестселлере, то милости прошу под кат.

Я не бизнесмен, тем не менее, есть некоторый управленческий опыт, а так же мысли о собственном деле, поэтому книги о бизнесе и о менеджменте я читаю с целью получения знаний. В этом плане книга "Бизнес в стиле фанк" оказалась ну совершенно бесполезной. Т.е. абсолютно. По ходу чтения не нашел в ней ничего, что показалось бы полезным или применимым на практике.

Если вы хотите узнать о том, как развиваются компании, как и почему формируются их организационные структуры, какие проблемы с этим связаны, то вы не найдете ответов на эти вопросы в "Бизнес в стиле фанк". Для этого нужно читать Адизеса и Минцберга. Если вы хотите узнать, как находить, занимать и удерживать новые рыночные ниши, как видеть бизнес-возможности там, где не видят другие, то вы не узнаете об этом в "Бизнес в стиле фанк". Для этого нужно читать что-то другое, связанное с маркетингом. Если вы хотите узнать, как строить свою компанию с нуля, с какими проблемами вы столкнетесь, какие способы их решения существуют и т.д., то "Бизнес в стиле фанк" вам об этом не расскажет. Если вы хотите узнать, с какими проблемами сталкиваются менеджеры, что в работе менеджера самое сложное, на чем нужно концентрироваться, а на чем не стоит, то и тут вам "Бизнес в стиле фанк" не поможет. И т.д., и т.п.

В итоге, уже после 30 или 50 прочитанных страниц я пришел к выводу, что "Бизнес в стиле фанк" не может мне помочь проанализировать то, что происходило в компаниях, где я работал (или с которыми приходилось сталкиваться). Так же эта книга не дает никаких рецептов или основ для того, чтобы стало понятно, как начать собственное дело. Прочитав после этого еще 150 страниц лишь убедился в том, что этот вывод для меня лично оказался верным.

Почему же столь редкая хрень оказалась столь популярной? Полагаю, здесь сработало сочетание двух факторов.

Во-первых, стиль повествование. Такое ощущение, что вся книга -- это положенный на бумагу видеоклип с жестким ритмом: бум-бум-бум, бла-бла-бла, бум-бум-бум, бла-бла-бла... Сначала серия коротких предложений-лозунгов. Вроде "Мир изменился. Бизнес должен измениться. Люди стали другими. Нужно быть впереди..." Следом идет два-три предложения с набором каких-то банальностей или цитатой из какого-нибудь авторитета (или же один факт, вырванный из какого-нибудь исследования). Затем опять серия коротких предложений-лозунгов. Затем опять несколько предложений с банальностями/цитатами/фактиками. И так на протяжении большей половины книги. Подозреваю, что какой-то части аудитории такая форма подачи "материала" нравится гораздо больше, чем качество этого самого "материала".

Во-вторых, если я правильно помню, первое издание книги появилось на рубеже 2000-х. А писать книгу авторы начали еще раньше. Поэтому книга может рассматриваться как часть огромного хайпа, возникшего в конце 90-х вокруг понятия "новой экономики". В те времена я совершенно не интересовался вопросами бизнеса, но даже до меня доходили восторженные вопли о том, что с пришествием Интернета все изменится. Еще громче вопли, правда, уже другого рода, оказались в 2001-ом, после краха доткомов. Так вот в качестве рупора глашатаев той самой "новой экономики" книга "Бизнес в стиле фанк", полагаю, могла казаться очень убедительной. Особенно, если использовать ее для прикрытия для выклянчивания средств из инвесторов с последующим их распилом на непонятные цели...

Хотя, даже тогда в начале 2000-х, если относиться к содержанию "Бизнеса в стиле фанк" критически, можно было бы заметить очень серьезную проблему. Как мне показалась, основной посыл книги читателям таков: жизнь изменилась, сейчас нужно жить по другому, поэтому жить нужно вот так. Ну хорошо, допустим, что авторы правы, жизнь изменилась и уже не будет такой, как прежде. Однако, даже если они правы на счет того, как нужно жить сейчас, они не говорят об очень важной вещи: если жизнь меняется, то она меняется постоянно. Поэтому принимая всерьез "рекомендации" авторов нужно помнить, что срок действия этих рекомендаций так же ограничен. Более того, если они так убеждены, что все меняется очень быстро, то их собственные рекомендации могут оказаться устаревшими еще до того, как дойдут до читателей...

В общем, очень жаль потраченных на данную книгу денег и времени. В принципе, можно понять, почему каким-то людям она нравится. Но я для себя какого-то практически значимого сухого остатка в ней не нашел.

Отправить комментарий