вторник, 15 сентября 2015 г.

[life.photo] Всякое околофотографическое (если бы сейчас начать все сначала...)

За последние месяц-полтора довелось много чего обдумать касательно фотографии. Какие-то мысли плотно засели в голове и провоцируют очередной приступ графомании дабы быть выплеснутыми на читателей. Пара последних фотосъемок настолько усилили это желание, что сдерживаться уже нет мочи :) Так что, если кому-то интересен поток сознания на фотографическую тему, то милости прошу под кат...

Не смотря на то, что впервые я взял в руки фотоаппарат и начал снимать очень давно, лет 35 тому назад, более-менее серьезное приобщение к фотографии началось совсем недавно, в 2011-ом. С кропнутого Nikon D90. И, соответственно, с кропнутой оптики. Через год все кропнутое было распродано и произошел переход на полноформатную Nikon-овскую технику.

Тогда это казалось оправданным, т.к. много снимал в довольно темных условиях без вспышки. И высокие ISO на полноформатных камерах не шли ни в какое сравнение с таковыми на кропнутых матрицах (что там тогда было? D3000, D7000?).

Сейчас ситуация изменилась, на мой взгляд, кардинальным образом. Nikon-овская зеркалка начального уровня D3300 выдает такую картинку, которая в 2011-ом показалась бы фантастикой. Да еще и на 24Mpx. При всей своей нелюбви к большому количеству мегапикселей вынужден признать, что 24Mpx все-таки дает фотографу больше свободы и лучшее качество, чем 12Mpx. Хотя, вероятно, граница good enough проходит где-то на рубеже 16-18Mpx. То, что меньше 16Mpx, ощутимо хуже. То, что выше, не так чтобы уж сильно лучше. Но раз уж Nikon не делает кропнутых DSLR меньше 24Mpx, то тут уж ничего не поделать, приходится брать, что дают :) Тем более, что качество того, что дают, просто фантастическое, если сравнивать с тем, с чего лично я начинал.

Посему, если бы я сейчас, со своим опытом (громко сказано, конечно, ну да пусть) и знаниями (еще более громко сказано) искал камеру для себя исходя из требования хорошего качества за небольшие деньги, то смотрел бы в сторону D3300.

Но, к сожалению, новые D3300 идут в комплекте с нафиг не нужными бюджетными темными зумами. Отдельно тушку можно взять только б/у, а тут уж как повезет. Отдельно тушки продаются начиная с D5*00. Там еще и дополнительные бонусы в виде встроенного WiFi и поворотного экрана.

В общем, выбирал бы между покупкой D3300 с самым дешевым зумом (который не жалко поставить на полку и никогда им не пользоваться) и тушкой D5500. В сторону более старшей модели D7*00 даже бы не смотрел. Это уже камера для решения профессиональных задач. Любителю, который не собирается отбивать денежные вложения в камеру заработками с фотосъемки смысл смотреть в сторону D7*00 есть только если у этого любителя какие-то специфические увлечения. Например, спортивная съемка. Или фотоохота. И в наличии огромный парк светосильной, качественной и дорогой AF-D оптики (т.е. объективов под "отвертку").

Можно вообще рискнуть купить с рук тушку D3300, особенно если гарантийный талон в наличии. Все равно при такой цене смысла серьезно ремонтировать D3300, если с камерой что-нибудь случится, имхо, нет. Дешевле и проще будет купить новую. Тем более, что это уже будет какой-нибудь D3400 или D3500 :)

В общем, камера уровня D3300/D5500.

С оптикой ситуация чуть интереснее. Просто потому, что я не просто фанат мануальной оптики. Но и за последнее время дошел до того, что снимать мануальными объективами мне стало намного удобнее, чем автофокусными. Поэтому бы я искал себе хорошую мануальную оптику. А хорошая оптика дешево стоить не может. Тут уж ничего не поделать.

Прежде всего нужно было бы определиться с фокусными расстояниями.

Тут я отталкиваюсь от своих предпочтений. А они уже сформировались и оказалось, что в подавляющем большинстве случаев мне достаточно 85mm объектива (в пересчете на 35mm-формат). В остальных случаях нужно что-то в районе 35-40mm (опять же в 35mm-формате). Какие-то длиннофокусные зумы (вроде 80-200mm) -- это вещь хорошая, но настолько редко используемая, что без нее можно было бы и обойтись.

Так уж получилось, что 85mm -- это очень удобный для меня объектив. Как для портретной съемки (что не удивительно, т.к. 85mm является классическим портретником), так и для стрита, и для спорта. Вот со стритом немного неожиданно, даже для меня. Полагаю, дело связано с тем, что я, как правило, намного выше людей, которых снимаю. И будь у меня в руках 50mm объектив, для получения более-менее крупных планов мне бы пришлось слишком близко подходить к объектам съемки (что лично у меня вызывает некоторый дискомфорт, т.к. мне кажется, что я начинаю давить на человека, да и людям, возможно, это неприятно). Плюс мне нужно либо приседать, либо сильно наклоняться, чтобы не снимать совсем уж сверху вниз, что неудобно. Небольшой телевик, коим является 85mm объектив, в этом плане для меня гораздо удобнее: и дистанция для всех комфортная, и сгибаться в три погибели не нужно.

Так что для кропа я бы смотрел что-то из диапазона в 55-60mm для того, чтобы получить аналог полнокадрового 85mm.

С более широким углом ситуация чуток сложнее. Чтобы получить 35-40mm нужно смотреть куда-то в сторону 20-28mm для кропа, в идеале 24mm.

Выбор производителей оптики при таких раскладах совсем небольшой. У Nikon-а уже AF-D-шная оптика, имхо, не предназначена для ручной фокусировки. А безчиповые старые объективы класса AI и AI-s на камерах D3300/D5500 не будут нормально работать, там даже репетитор дифрагммы не срабатывает.

Так что тут либо Zeiss (который дорогой, но своих денег стоит), либо Voigtlander (который заметно дешевле, но так же очень неплох). Можно было бы посмотреть и в сторону экзотики вроде Samyang и Rokinon, но этих зверей я живьем не видел, так что судить сложно.

Остановился бы, скорее всего, на Voigtlander Nokton 58mm/1.4 и Voigtlander Color Skopar 28mm/2.8. Просто потому, что при достойном качестве картинки оба эти объектива стоили бы дешевле, чем какой-нибудь Zeiss.

Итак, если бы мне сейчас в голову взбрело бы полностью поменять свой парк техники, то мне было бы достаточно Nikon D3300 + Voigtlander 58mm/1.4 + Voigtlander 28mm/2.8. Причем снимал бы в основном на 58mm.

Тут можно еще раз сделать акцент на важном моменте. Если есть желание развиваться и совершенствоваться, то очень и очень полезно обойтись всего одним светосильным фиксом. Выбираете то фокусное расстояние, которое вам больше всего подходит, цепляете на камеру соответствующий фикс и не снимаете его с камеры месяцами, а то и годами.

Чрезвычайно полезное упражнение. Не я его придумал, лишь пытаюсь ему следовать. И чем больше пытаюсь, тем больше убеждаюсь в том, что именно так и нужно делать. Особенно, если фокусное расстояние сильно отличается от 50mm (речь про 50mm для полного кадра). Ведь если у вас объектив 85mm или 35mm, то через него вы будете видеть другую картинку, а не то, что видите просто глазами, без камеры. К этому нужно привыкнуть, эта привычка заставит вас заранее выбирать подходящую точку съемки.

Но даже если вы снимаете на 50mm и видите в видоискателе почти тоже самое, что и без него, то все равно остаются такие тонкие материи, как глубина резкости и размытие фона. Эти вещи очень тонко зависят от диафрагмы, расстояния до объекта съемки, расстояния от объекта съемки до фона и т.д. Одна и та же диафрагма 1.8 даст вам совсем разный эффект когда объект съемки находится от вас в 1.5 метрах и в 3 метрах. Это нужно так же ощущать на уровне рефлексов и соответствующим образом зажимать или открывать диафрагму в процессе выбора ракурса и точки съемки. Я уже пару лет снимаю на мануальный светосильный объектив и могу сказать, что только сейчас начинаю хоть что-то соображать в этой тонкой взаимосвязи. Может даже не соображать, а хотя бы задумываться об этом.

В общем, тут работает старый принцип: чем в более ограниченные условия ты себя поставишь, тем быстрее освоишь базис. А уж на надежном базисе лучше пойдет освоение намного более важных для фотографии вещей, а именно -- умения смотреть и видеть.

Мне доводилось читать разные мнения о том, в каком именно порядке следует расставлять составляющие хорошего снимка: кто-то ставит на первое место свет, кто-то сюжет, кто-то момент съемки. Наверное, на каком-то уровне мастерства данный порядок важен. Но до такого уровня мастерства нужно дойти. Нужно довести свое мастерство до такого состояния, чтобы думать о свете, о моменте, о сюжете, о том, что попадает в кадр, для чего попадает, какую роль оно там будет играть, о композиции, о цвете, о геометрии, о цензуре и еще о куче вещей. Из этого складывается хорошая фотография. Но чтобы думать об этом, нужно, чтобы все остальное происходило на уровне рефлексов. Ну и на чем проще прокачать рефлексы до такого уровня автоматизма? На одном-единственном фиксе, который не снимается годами, или же на куче зумов, перекрывающих все мыслимые диапазоны фокусных расстояний?

Вот такой экстремальной точки зрения я придерживаюсь. Ни в коем случае не прошу читателей ее разделять. Просто рассказываю. И подтверждаю ее тем, что снимаю очень много всего на один-единственный фикс.

Правда снимаю для себя. Поэтому могу позволять себе не делать кадры, которые не позволяет сделать фикс с конкретным фокусным расстоянием. Был бы я профессиональным репортером, который не может позволить себе такую роскошь, то смотрел бы на вещи по-другому. Но тогда вряд ли я покупал бы оптику за свой счет :)

Итак, технологии за последние годы ушли так далеко, что сейчас D3300+Voigtlander 58mm/1.4 дают такое качество, которое и не снилось D700+Zeiss 1.4/85mm пять лет назад. И это просто офигенно круто.

Но, с другой стороны, связка из D3300+Voigtlander 58mm/1.4 при всем своем качестве довольно-таки объемна. Ее не будешь таскать с собой каждый день. На роль фотоаппарата, который всегда под рукой, такой комплект вряд ли подходит. Тут уж нужно смотреть в сторону компактов и беззеркалок.

На данный момент тут выбор просто огромный, есть модели на любой вкус и кошелек. Но как по мне, наиболее удачная штука получилась у Fujifilm. Их x30 просто вне конкуренции, если только речь не идет о качестве картинки на высоких ISO. Мануальный зум у x30 -- это гениальная штука, почему другие производители до этого не додумались для меня загадка. Впрочем, об x30 лучше было бы поговорить в другое время.

Вот такие вот соображения. Может быть они окажутся для кого-то полезными при выборе своей первой (или очередной камеры). Если бы года четыре назад мне кто-нибудь вот так же на пальцах объяснил что к чему, то может я бы сейчас снимал намного лучше и обошлось бы мне это в разы дешевле. Но историю вспять не повернуть :) Поэтому остается только рассказывать про самостоятельно набитые шишки и натертые мозоли ;)

Комментариев нет: