четверг, 21 ноября 2013 г.

[life.photo] Прослушал мастер-класс Дмитрия Шатрова "Жанровая съемка в путешествии"

Вчера прослушал мастер-класс Дмитрия Шатрова "Жанровая съемка в путешествии".

В этом посте поделюсь своими впечатлениями. Кому интересно, милости прошу под кат.
Для начала скажу, почему я таки решился на участие в данном мастер-классе. Во-первых, за ЖЖ Дмитрия Шатрова я слежу довольно давно, несколько лет точно. Посты Дмитрия интересно читать, еще интереснее рассматривать его фотоработы. Очень захотелось послушать его рассказы. А тут такая хорошая возможность: и не дорого, и ехать никуда не надо :)
Во-вторых, в фотографии душа у меня лежит всего к двум вещам: либо к цветочкам и козявкам каким-нибудь, либо же к съемке людей в их естественной среде (т.е. тайком). Но снимать людей так, чтобы они не обращали на тебя внимания нужно уметь. А данный мастер-класс должен был затронуть и эти вещи.
По совокупности двух вышеописанных причин я и решился. О решении не жалею. Хотя некоторое двойственное чувство осталось. Но об этом я расскажу ниже. Впечатления же можно разделить на две части.
Первая часть касается самой технологии проведения мастер-класса и его общего уровня. Тут особо придраться не к чему. Хорошая трансляция. Началась вовремя, проблем с изображением/звуком/чатом не было (временами что-то у меня замирало, но я это списываю на качество своего домашнего канала). Вообще техническая организация мастер-класса выглядела профессионально, было видно, что люди знают свое дело. Порадовало, что общее время мастер-класса, по моим наблюдением, несколько превысило заявленные в анонсе два часа. Но занятие не прервали, дали Дмитрию его спокойно закончить и ответить на вопросы аудитории. Мелочь, а приятно.
К самому качеству материала и форме его подачи никаких претензий. Дмитрий молодец. Выглядел подготовленным, было ощущение, что материал уже проходил обкатку, подавался уверенно. Наверное, именно такая форма общения с аудиторией для автора курса была в новинку, но он быстро приспособился и вел себя как заправский преподаватель с большим опытом. И, что очень важно, с огромным и искренним желанием делиться своими знаниями со слушателями. Это чувствовалось и, скажу прямо, подкупало и радовало.
Единственное, к чему могу придраться по технологической составляющей, так это наличие окна общего чата, куда все участники семинара могли и писали все, что им захочется. Вот эта штука отвлекала и раздражала. Так по мне, так я бы сделал всего два окна чата: одно с преподавателем, второе с техническим координатором. Чтобы у слушателей не было желания развлекать друг друга попытками посоревноваться в остроумии.
Вторая часть впечатлений касается самого материала и его полезности для меня лично. Тут я буду говорить субъективные вещи, во многом вызванные моими собственными тараканами. Поэтому, боюсь, я могу незаслуженно обидеть и Дмитрия, и других участников мастер-класса. Приношу свои извинения, но здесь я пишу то, что думаю, поэтому будет так, как будет.
Во-первых, слушать мастера своего дела -- это одно удовольствие. Говорят, что бесконечно долго можно наблюдать за тем, как горит огонь, течет вода, считаются деньги и как что-то другой работает. Вот приблизительно так же долго можно смотреть и слушать, как Дмитрий Шатров рассказывает о своих путешествиях, о персонажах своих фотографий, об истории съемок тех или иных карточек, о технических приемах и т.д. Тут реальность превзошла все мои ожидания. Хотел послушать Дмитрия живьем -- послушал, очень понравилось :)
Во-вторых, в его рассказах иногда всплывали вещи, о которых я, например, не задумывался. И которые наглядно демонстрируют разницу в уровне мастерства. Характерный пример -- это слова Дмитрия о том, что о параметрах съемки нужно думать постоянно. Т.е. идешь по улице с фотоаппаратом, чуть-чуть изменились условия, ты уже должен изменить экспозицию на камере (ну или хотя бы прикинуть, какой она должна быть). Чтобы когда возникает момент для съемки не приходилось тратить на это время.
Ну и, в-третьих, нужно сказать о различии интересного и полезного.
Но сначала сделаю небольшое лирическое отступление. В некоторых вещах кроме знания основных принципов нужно иметь в распоряжении некоторый набор простых технических приемов и уловок, и чем больше этот набор, тем лучше. Вот, например, в книгах по воспитанию детей можно встретить советы "отвлеките чем-нибудь внимание ребенка". Но чем? Когда молодой неопытный папаша сталкивается с истерикой, которую ребенок внезапно закатывает в людном месте, абстрактные советы "отвлечь внимание" почему-то не действуют :)
Что-то аналогичное есть и при фотографировании незнакомых людей. Понятно, что со стороны фотографа должна быть доброжелательность, общительность, уважение, понимание ситуации и обычаев и т.д. Но это общие слова, а что же делать конкретно, когда ты оказываешься в каком-то месте и тебе хочется снять человека, но так, чтобы он не обращал на тебя внимания? Именно о примерах конкретных действий в конкретных местах я и хотел услышать.
Услышал. Было очень интересно и познавательно. Например, о том, как Дмитрий попал на территорию "банно-прачечного комбината" в Индии. Или о том, как снимал дворника с метлой на фоне Тадж-Махала. И другие подобные истории.
Но лично мне их не хватило :(
Вот как раз здесь и появляется двойственность ощущений. С одной стороны, все было хорошо сделано технически и был очень интересный двухчасовой рассказ о путешествиях, о фотографиях, о людях, об объективах, камерах и технических приемах. В том числе были те самые фокусы и уловки, которые можно применять, чтобы стать "своим" в чужой среде. Но именно этого мне было мало. Я бы, наверное, пожертвовал бы какой-то частью рассказа (например, опустил бы описание деталей быта пастухов и паломников в Тибете) чтобы послушать чуть больше примеров о том, как снимать на улице, маскируя или, напротив, явно демонстрируя свои намерения.
Но тут я, вероятно, не объективен. С одной стороны, то, что я хотел узнать, полагаю, является всего лишь одним узким направлением внутри "жанровой съемки в путешествии". И мне, возможно, следовало бы попасть на мастер-класс по стрит-фото, где бы больше внимания уделялось именно этому. С другой стороны, по роду деятельности я привык собирать и обрабатывать информацию в концентрированном виде. Здесь же общение было совсем в другом ритме, для меня непривычном (правда, я вообще далек от фототусовки в любом ее проявлении и не представляю себе как проходят живые мастер-классы или сборища фотографов, иногда описываемых Сергеем Доля в своем ЖЖ). Нужна привычка такого общения, чтобы легко переключаться с повествовательной части на важные ключевые моменты, а потом обратно. Поэтому были некоторые персонально мои сложности с восприятием материала и это не могло не сказаться на моем итоговом впечатлении.
Вот как-то так. Резюмируя в двух словах: было очень интересно, узнал много полезного, но ожидал чуть большего. Потраченных времени и денег не жалко совершенно. Напротив, данный мастер-класс с удовольствием рекомендую. Кстати, 26-го марта Дмитрий на той же технологической площадке проводит еще один мастер-класс "Природная съемка в путешествии". Полагаю, что интересующимся природной съемкой и/или путешествиями нужно принять в нем участие.

Комментариев нет: