воскресенье, 24 сентября 2023 г.

[life.work] Переживания по поводу "Мне уже XX лет, а я все еще пишу код"

У меня тут заканчивается участие в проекте длиной почти в 2.5 года и начинается период неопределенности относительно ближайшего будущего. Невольно оглядываешься назад, пытаешься рефлексировать на тему все ли сделал, что мог, можно ли было или следовало ли было сделать иначе. Из-за чего в голову лезут разные мысли. И, возможно, ближайшие несколько постов будут написаны по мотивам этих размышлений. По крайней мере этот пост навеян упомянутыми размышлениями.

Полагаю, есть одна мысль, которая рано или поздно настигает любого программиста с амбициями достичь чего-либо в своей профессии: мне уже XX лет, а я все еще пишу код, а не руковожу крупными проектами, не являюсь CTO в большой и богатой компании, не владею успешным стартапом... Если я такой умный, то почему я не миллионер?

Не знаю у кого как, но у меня в первые 5-10 лет профессиональной карьеры программиста (т.е. когда я уже работал работу за деньги) был стереотип, что хороший программист должен обязательно расти по карьерной лестнице в управленца.

Это потому, что начинал еще на осколках созданного в СССР, поэтому естественной и единственной видимой мне лестницей был рост до руководителя группы, потом до руководителя отдела, потом до руководителя управления и т.д. Уже много лет спустя узнал, что в современном мире разработчик может расти и в сторону "архитекторов" различного уровня: system architect, solution architect и т.д, и т.п.

Но, по большому счету, название, форма и цвет лычек, которые следует зарабатывать для того, чтобы подниматься все выше и выше, роли не играет. Смысл виделся в том, что сперва ты просто пишешь код, а затем по мере совершенствования собственного мастерства и накопления опыта, переходишь к тому, что ты тем или иным образом координируешь работу других людей, которые реализуют твои замыслы и идеи. Т.е. успех в профессии означал переход от "ты придумал, ты и сделал" к "ты придумал, а воплотили под твоим началом другие".

И вот при таком видении "успешного успеха" рано или поздно происходит оценка того, что ты имеешь по сравнению с тем, о чем мечталось в юные годы. Не знаю, как это происходит у женщин, но у мужчин, как мне думается, подобное может проявиться в районе 33-х лет ("возраст Христа" и навязанные этим стереотипы), а так же между 37-ю и 50-ю годами, в очередной волне кризиса среднего возраста (тут у каждого индивидуально). Где-то в эти периоды в голове и возникает вопрос о том, а нормально ли то, что тебе уже XX лет, а ты все еще пишешь код.

Лично мне от размышлений и сожалений по этому поводу помогла избавиться вот такая аналогия.

Представьте себе что 30 лет назад два врача-стоматолога закончили ВУЗ и начали работать по профессии. Первый быстро продвинулся по административной линии, набрался опыта, построил нужные связи, открыл собственную стоматологическую клинику, которая сейчас в вашем городе считается лучшей (а может и вообще в вашей стране). И в которую все хотят попасть, особенно если вдруг у кого-то совсем тяжелый случай произошел.

Второй же врач так и остался врачом, 30 лет совершенствуясь в своей профессии, набравшись такого опыта и мастерства, что мало кто с ним сравнится.

А теперь, внимание, вопрос: если у вас или у ваших близких, нипривидихоспади, что-то серьезное случилось с зубами, к кому вы захотите попасть в кресло? К успешному руководителю самой лучшей клиники? Или к человеку, который лечит зубы 30 лет подряд без перерыва?

Как по мне, так каждый из этих врачей успешен. И более того, глупо противопоставлять успех одного успеху другого, ведь если вдуматься, они оба зависят друг от друга: нельзя построить самую лучшую клинику не привлекая туда отличных врачей и нельзя стать отличным врачом без подходящих для этого условий.

У каждого из них просто разные жизненные пути.

Да, наверное, второй в материальном плане будет обеспечен хуже первого. Но, с другой стороны, это будет компенсироваться отсутствием того геморроя, с которым сопряжена деятельность первого. Так что к подобным сравнениям "кому лучше" нужно подходить с большой осторожностью и помнить о принципе "везде хорошо, где нас нет".


Морали не будет. Просто поделился взглядом, который когда-то помог мне самому проще смотреть на происходящее. Возможно, это поможет кому-то еще. Ну или просто покажется заслуживающим внимания.

4 комментария:

Stanislav Mischenko комментирует...

Мне кажется вопрос в том, что бы мы стали делать, если бы не надо было зарабатывать деньги. Я сам стал программировать ещё до того, как это стало моей профессией. Собственно деньги это побочный продукт моего увлечения, можно сказать мне повезло, что не пришлось себя заставлять делать что-то другое. Всё остальное, что связано с профессией, помимо программирования, меня не интересует совсем. Другое дело, что индустрии наплевать на то, что я хочу, и тут есть два выхода, либо сидеть тихо в уголке и делать то, что тебе скажут, лишь бы не попасть под волну сокращения, либо играть по их правилам и полировать "софт скилс". А так, если б не деньги, в гробу я видал эту индустрию.

eao197 комментирует...

@Stanislav Mischenko

Я начал работать программистом в 1994-ом году, когда еще никто не предполагал, что за это будут столько платить. Думаю, что и продолжу программировать когда ЗП программистов перестанут отличаться от ЗП других специалистов.

Stanislav Mischenko комментирует...

@eao197
Программировать то и я буду, даже на пенсии. Я к тому, что делать карьеру и зарабатывать деньги никогда не было моим желанием, и я бы с удовольствием это забросил, если б мог.

eao197 комментирует...

@Stanislav Mischenko

Я про карьеру говорил в положительном смысле этого слова. В том плане, что если в начале карьеры тебе позволяют разве что ключи опытным слесарям подавать, то в расцвете ты сам становишься тем самым слесарем, который берется за тяжелые случаи и доводит их до успеха. Поэтому в посте и упоминались "амбиции", но, опять же в хорошем смысле этого слова.

Так-то в любой профессии есть люди, которые попали в нее почти случайно и работают с 9 до 17 потому, что здесь деньги платят. Наверняка у них есть свое представление о "карьере" и свои сожаления о том, что чего-то не сложилось.