воскресенье, 17 апреля 2022 г.

[life.music] Что-то типа дыбра на тему аудиофилии

Чуть больше года назад начал публиковать заметки, посвященные попыткам найти на Aliexpress хорошие, но недорогие наушники. Сегодня будет очередная часть, что-то вроде сборной солянки наблюдений и "открытий", сделанных за последние несколько месяцев.

В качестве важного дисклаймера: я не музыкант, не звукорежиссер, к обработке звука никогда никакого отношения не имел. У меня нет и какого-либо подобия музыкального слуха. Поэтому не могу и не берусь рассуждать в терминах, которым обычно оперируют опытные обзорщики (вроде "слишком яркие высокие средние частоты и сильно выраженный акцент на микроконтрасте"). Буду рубить правду-матку как могу, грубо, по рабоче-крестьянски! :)

Когда слушаешь музыку в фоновом режиме, то качество источника не имеет значения

Музыку слушаю, главным образом, со смартфона. У моего телефона не очень емкий аккумулятор, что-то в районе 3700 mAh. Поэтому USB-ЦАПы даже с относительно небольшим по нынешним меркам энергопотреблением в 0.08A на 5V заметно разряжают батарею. Что уж говорить про "свистки" с потреблением в 0.15A выше. Этот вопрос меня сильно беспокоил в течении 2021-го года, т.к. не хотелось убить аккумулятор смартфона за несколько месяцев активного использования USB-ЦАПов.

Но в январе 2022-го стал относиться к этому моменту философски. Ну перестанет держать батарея заряд, ну поменяю смартфон. Все равно уже хочется модель с USB Type-C, а не с MicroUSB. В связи с этим перестал обращать внимание на "прожорливость" ЦАПов, если нужно было подзаряжать телефон раз в день или даже пару раз в день, значит пусть так и будет.

Однако, когда в феврале случились известные события, а затем курс USD улетел в небо, появилось ощущение, что времена поменялись. И что возможности просто взять и купить себе новый смартфон может и не быть, т.к. непонятно как события будут развиваться, что будет с работой, что будет с ценами, что будет с наличием этих самых смартфонов и т.д.

В общем, попробовал бережнее относиться к тому, что имею. И решился на такой эксперимент: начал использовать совсем дешевый USB-ЦАП на непонятно каком чипе, но с самым минимальным энергопотреблением из всего, что было в наличии.

Да, звук, конечно, не шел в сравнение с более продвинутыми конкурентами на CS43131, AK4493 и ES9038Q2M. Но все равно был получше, чем у смартфона. И заряда батареи при моем тогдашнем режиме потребления музыки хватало на два дня, а не на один.

И тут случилось одно из важнейших открытий за весь мой недолгий период погружения в мир бюджетной аудиофилии: когда слушаешь музыку в фоновом режиме, то нет разницы между ультра дешевым "свистком" на каком-то древнем Realtek-е и дорогим ЦАПом на двух ES9038Q2M, да еще и с ламповым усилителем сверху.

Вот такое вот (не)приятное открытие.

Видимо, все дело в том, что когда ты входишь в "состояние потока", то музыкальное сопровождение отходит далеко на задний план и оно лишь способствует поддержанию нужного ритма и эмоционального фона. А вот детали воспроизведения музыки уже никакого значения не имеют. Поэтому и не суть важно, насколько хороший источник воспроизводит музыку.

Посему сейчас бы я сам себе дал бы такой совет: иметь два USB-ЦАПа. Один совсем простенький и недорогой, с максимально низким энергопотреблением. Этот ЦАП используется для прослушивания музыки в фоновом режиме: в офисе, в дороге, когда оказался в какой-то длинной очереди, во время прогулок или занятиях спортом, и т.д. Здесь важно лишь то, чтобы звук был лучше, чем от обычного смартфона, а заряд батареи не расходовался бы сверх меры.

Второй ЦАП уже "приличный", на "взрослых" чипах от ESS, Cirrus Logic, AK или BurrBrown. Да еще и желательно с выделенной усилительной частью.

Этот ЦАП должен использоваться тогда, когда есть необходимость послушать музыку ради самой музыки. Например, когда Джо Сатриани выпускает новый альбом и есть время сесть и выслушать то, что Джо Сатриани записал.

Тут уж на первый план выходит именно качество. А потребление аккумулятора -- это всего лишь плата за качество. Ну съест "свисток" 10% батареи за час. Ну и вполне себе нормальная цена за отличный звук.

От наушников хочется получить теплое, притемненное звучание, но с высокой детализацией

Последние два или даже три месяца пытался поставить на себе еще один эксперимент.

В начале 2022-го года в моем распоряжении оказались 15.4mm динамики с PET-диафрагмой. С просто какой-то невероятной детализацией. Ничего подобного раньше в моих руках не было. Даже предыдущие лидеры по этому показателю, динамики с LCP-диафрагмой, на фоне PET-динамиков звучали приглушенно и невыразительно.

Затем приехали похожие (и по цене, и по звуку) динамики с голубой карбоновой диафрагмой. По детализации тоже самое, что и PET, но с немного другой, еще более ровной подачей.

В общем, реально фантастического качества звук. Неправильно сравнивать вкладыши и внутриканалки, но суть в том, что когда я чередую вкладыши с PET-динамиками и магнепланарные Shouer s12, то я слышу лишь разную подачу, но не слышу принципиальной разницы в качестве звука.

Одна проблема: для меня динамики с PET и голубой карбоновой диафрагмами слишком "светлые". Басам не хватает глубины, объема и веса, хотя, конечно, басы тут хлесткие, текстурные, детальные. Если прислушаться, то все слышно, все читается. Но массы и глубины не хватает. И если для легкого инструментального джаза это не проблема, то вот в тяжелом роке или электронной музыке нехватка баса для меня ощущается.

Так вот, последние пару месяцев пытался приучить себя к этому "светлому" звуку. А может быть правильнее говорить "сбалансированному"?

Основным аргументом в пользу такого эксперимента была невероятная детальность и четкость звука, которую больше никаких из моих вкладышей не могли дать.

Чтобы было понятно о чем речь приведу такую аналогию.

Представьте себе комнату с очень тонкими стенками и такой же тонкой дверью. Звукоизоляции никакая, поэтому снаружи все происходящее внутри хорошо слышно. Внутри этой комнаты люди занимают какой-то офисной работой: говорят между собой и по телефонам, встают из-за стола, садятся за стол, перемещают бумаги на столе и т.д., и т.п.

Когда вы находитесь в 3-4 метрах от этой комнаты вы будете слышать все разговоры, в голосах вы будете улавливать основные эмоции, сможете слышать как передвигается мебель... Но не более того. Это как раз то, что мы слышим в наушниках с недорогими динамиками.

Если мы подойдем вплотную к двери, то сможем услышать больше деталей. Вот кто-то встал, вот кто-то сел. Вот здесь в голосе слышиться сарказм, а здесь кто-то явно говорит неуверенно. Вот кто-то кладет телефонную трубку. Вот кто-то наливает воду из кулера. Это уже уровень более дорогих динамиков.

Но вот мы входим в комнату. И ко всему, что мы слышали из-за двери, добавляется бесчисленное множество мелких деталей, вроде шуршания бумаги на столах.

Знакомство с PET-динамиками оставляет именно такое впечатление: ты как будто входишь в комнату и тебя начинает окружать множество мелких деталей, о которых ты даже и не подозревал стоя за дверью.

И вот я пытался убедить себя в том, что высочайшая детализация и "сбалансированная подача" -- это и есть то, к чему нужно стремиться. Что по мере того, как ты учишься слушать, требования и предпочтения меняются. Что к звуку привыкаешь, что объем баса -- это величина относительная. В конце-концов, еще полгода назад для меня LCP-динамики были слишком светлыми, а сейчас в них баса более чем достаточно.

Почти что убедил.

Но затем достал из загашников вкладыши сперва с LCP, а затем и с DLC диафрагмой и... И понял, что вернулся домой. Что басовитые наушники, особенно DLC, дают именно тот звук, который я и хочу услышать.

Да, детализация похуже. Но это компенсируется глубиной и объемом баса. Даже на том же самом инструментальном джазе, где казалось бы это не так критично.

В общем, был изначально басхэдом, пытался перековаться, но полностью этого не получилось.

Амбушюры оказывают серьезное влияние и на звук вкладышей

В том, что амбушюры сильно меняют восприятие звука для внутриканальных наушников я убедился достаточно быстро и уже давно. Можно сказать, что для внутриканалок, особенно для заушных мониторов, подбор амбушюр критически важен. Если у вас, как и у меня, "проблемная" анатомия ушей и комфортно посадить заушные мониторы непросто, то подбор амбушюр может изменить качество звука от "редкостное говно" до "Вау!"

Но вот чего я до недавнего времени не подозревал, так это того, что и в случае вкладышей амбушюры могут серьезно влиять на звук. Не так критично, конечно, как с внутриканалками, но все-таки заметно.

Например, в LCP-динамиках мне изначально не хватало басов. Потом мое восприятие звука несколько изменилось, я стал менее басхэдом, чем был изначально, количества баса в LCP-динамиках оказалось более чем достаточно. Но стало вызывать вопросы качество этого самого баса. Он какой "мягкий" что ли. Удар вроде как есть, с громкостью и объемом все нормально, но хлесткости и четкости стало не хватать.

О таких вещах сложно говорить абстрактно. Для меня чем-то вроде "лакмусовой бумажки" стали группы Audiolepsia и Toundra. В их инструментальных композициях много всякого разного на басах. И чем лучше удается различать это многообразие, тем лучше наушники отрабатывают низкие частоты.

Так вот, стоило мне поменять обычные поролоновые амбушюры на LCP-динамиках на силиконовые колечки, как качество баса в LCP-наушниках драматически изменилось в лучшую сторону: появилась та самая резкость и хлесткость, которой ранее не хватало. Правда, ценой уменьшения эффекта объема и обволакивания.

В общем, к чему я это: даже если вы, как и я, являетесь сторонником наушников-вкладышей, то все равно желательно обзавестись набором разных амбушюр. Как минимум это должны быть поролоновые сплошные амбушюры и амбушюры-бублики, а также силиконовые кольца (для меня приятным открытием стали вот эти кольца от NiceHCK).

Ну а если вы ищете свой звук во внутриканалках, то тут уж чем больше разнообразных амбушюр, тем лучше.

Shouer S12 и TRN v80

В начале 2022-го года повезло обзавестись отличными мегапланарными наушниками Shouer S12. Прямыми и, как говорят, более чем достойными конкурентами нашумевших в прошлом году 7-Hertz Timeless.

Изначально они мне "не сели", не оказалось в моем распоряжении амбушюр, в которых я мог бы слушать S12 больше 20-30 минут. Поэтому "распробовать" S12 толком и не смог.

Но со временем подобрал две пары амбушюр, в которых S12 в моих ушах сидят более-менее нормально. Так что звучание этих хитов от Shouer смог оценить в полной степени.

Вот что могу сказать: для меня лично вопрос внутриканальных наушников с заушной посадкой уже закрыт. Shouer S12 -- это как раз то, что можно взять и успокоиться, а замену искать только когда с вашими S12 случиться что-то плохое.

Наверняка, есть что-то, что звучит лучше. Но я сильно сомневаюсь в двух вещах:

  • что это "лучше" стоит хотя бы сравнимых денег;
  • что мне это реально нужно.

Прикольно то, что буквально через неделю после того, как я смог распробовать S12, мне довелось извлечь из закромов TRN v80, которые были куплены в прошлом году за копейки на распродаже просто для того, чтобы иметь какие-то приличные внутриканалки для прослушивания в дороге (т.е. вкладыши для этих целей не подходят от слова совсем).

И был сильно удивлен. Оказалось, что звучат они просто отлично.

Да, наверное, нет смысла сравнивать TRN v80 "лоб-в-лоб" с Shouer S12. Но это и не нужно, когда цель просто послушать музыку в фоновом режиме. В таком качестве v80 просто шикарны. Особенно с учетом их нынешней цены.

К чему я TRN v80 упомянул?

К тому, что если вы, как и я, ищете нормальный звук за нормальные деньги, то уже сейчас можно спокойно брать за недорого что-то из (условно) флагманов прошлых лет.

Вот те же v80, они у TRN (условными) флагманами были когда, году в 2018-ом? Четыре года назад. А звучат отлично и сейчас. При этом стоят недорого даже по нынешним меркам.

Не могу больше работать под музыку

Пожалуй, самым неожиданным и самым знаковым результатом моих экспериментов и поисков в области звука за последние месяцы стало то, что я больше не могу нормально работать слушая музыку в наушниках.

Не знаю точно, в чем именно причина. Вероятно, выработалась привычка вслушиваться в звучание и анализировать как передаются детали на басах и на верхах. Так что когда одеваю наушники, то значительная часть внимания концентрируется именно на звуке.

Когда читаю новости или просматриваю ленту новостей в VK/FB, то слушать музыку в наушниках еще могу. Но вот сосредоточиться на работе уже не получается. Поэтому сейчас, когда начинаю работать, то наушники убираю. Дома работаю уже без музыки вообще. В офисе еще включаю звук на стареньком резервном ноутбуке, но негромко. Получается что-то вроде радиоточки из далекого уже советского прошлого. Некий рабочий ритм задает и этого хватает.

Результат, прямо скажем, неожиданный и прямо противоположный тому, чего хотелось достичь год назад, когда весь этот эксперимент с погружением в бюджетную аудиофилию начинался. Ведь я искал возможность слушать качественный звук по 6-8 часов в день, именно во время работы. А пришел к тому, что в будние дни все сократилось до часа-двух и музыку целенаправленно слушаю уже вне работы.

Видимо, дело неизбежно идет к тому, что увлечение аудиофилией пора сворачивать. Попробовал, открыл для себя новый дивный мир, получил массу эмоций, большей частью положительных. Пора, наверное, и завязать. Хотя...

Хотя есть еще пара-тройка моделей динамиков, которые хочется пощупать собственными руками :)

Отличный звук для смартфона за $100? Вполне себе да

Я выше говорил, про погружение в мир бюджетной аудиофилии. Но само по себе выражение "бюджетная аудиофилия" -- это оксюморон.

Аудиофилия не может быть бюджетной. В принципе.

Ведь аудиофилия -- это про поиск лучшего. Тут вся суть в том, что какой бы хороший звук не был в твоем распоряжении сейчас, ты все равно пытаешься найти то, что звучит еще лучше (не важно в чем именно это "лучше" выражается). Т.е. аудиофилия -- это бесконечный поиск чего-то, что "звучит еще лучше". А поскольку каждый процент улучшения звучания ведет чуть ли не к экспоненциальному росту стоимости, то аудиофилия не может быть бюджетной.

Другое дело меломания, т.е. получение удовольствия от прослушивания музыки. С осознанием того, что имеющийся звук не идеален, ну да и не важно, вполне устраивает и то, что есть прямо сейчас.

И вот с точки зрения меломании, как мне представляется, вполне можно уложиться в $100 и получить звук, который меня лично будет устраивать более чем.

Тут львиную долю стоимости будет брать на себя USB-ЦАП. Это где-то от $40 до $70, особенно если брать на распродажах.

Далее наушники. Если это внутриканалки с заушной посадкой, для мой выбор -- это NiceHCK DB3 (либо TRN v80, либо CCA C10) и сменный кабель к ним, т.к. штатные кабеля для этих моделей откровенное Г. Либо же Tiandirenhe TD2 (там и кабель нормальный сразу идет). Это то, что я уже слышал сам. С тех пор появились еще и Tripowin Lea, о которой много хороших отзывов. Возможно, рискнул бы попробовать Lea. Плюс к внутриканалкам нужно будет подобрать амбушюры.

Но внутриканалки, все же не мое. Мое -- это собственноручно собранные вкладыши. И тут все упирается в динамики.

По моим впечатлениям, динамики диаметром 15.4/14.8/14.2mm для типичных вкладышей можно разделить на три группы по цене:

  • от $4 до $10. Это либо просто хорошие, либо очень хорошие динамики. С теми или иными огрехами: либо недостаточно деталей в каком-то диапазоне, либо сильно просаженный диапазон (вроде прижатых высокий, отведенных далеко на задний план средних), либо сильный акцент на каком-то из диапазонов (слишком "светлые" или слишком "темные"). Но все равно гораздо лучше того, что продается у нас в оффлайн или онлайн-магазинах из бюджетного сегмента;
  • от $10 до $20. Это уже отличные динамики, как правило, ценой в районе $14-$16. У них уже все нормально и с детализацией, и с тональностью. Как говорится, можно брать и горя не знать;
  • от $20 и выше. Как правило, в районе $30-$33, хотя LCP-динамики можно найти и по цене около $20. Тут уж качество либо крутое, либо очень крутое. Полагаю, на этот сегмент стоит обращать внимание лишь тем, кто понимает зачем ему это нужно и имеет исходный материал должно качества.

Далее потребуется корпус. Имхо, желательно с MMCX разъемами.

И сменный кабель. Особенно, если динамики от $16 и дороже. Потому что обидно будет выбрасывать отличные наушники просто потому, что приказал долго жить шнурок за $3.

Впрочем, подробнее о сборке вкладышей своими руками я уже писал.

Если кого-то интересует конкретный набор, который я бы сейчас сам для себя бы подбирал, то это выглядело бы вот так:

  • USB-ЦАП Loconaq CE0134 на ES9280C Pro. Единственная проблема -- сильный нагрев. Но сейчас FiiO начал продавать KA-1 на ES9281AC Pro, который в более объемном корпусе, поэтому там проблема нагрева не должна быть настолько большой. Еще хвалят новинки от Tempotec: Sonata HD III и Sonata HD V, но я их не слышал, не берусь судить, тогда как Loconaq CE0134 пользовался с удовольствием.
  • Динамики 15.4mm с DLC диафрагмой. Либо 15.4mm carbon fiber. Звучат очень похоже, только DLC чуть ярче и драйвовее, а carbon fiber -- ровнее и спокойнее.
  • Корпуса вот от этих наушников. Установленные в них динамики можно выбросить, зато корпуса с уже установленными в них MMCX-разъемами отличные, нет геморроя с пайкой и установкой, все уже сделано.
  • Кабель от NiceHCK. То, что он для заушной посадки смущать не должно, это легко исправляется (например, удалением термоусадки, которая формирует заушины).

Это если по минимуму. Но я бы брал балансный кабель, а к нему переходник от FDBRO для того, чтобы со временем можно было перейти на ЦАП с балансным выходом, если когда-нибудь захочется еще более детального и качественного звучания. Например, Tempotec Sonata BHD отличный вариант из тех, что уже есть на рынке. Но, наверняка, со временем количество недорогих ЦАПов с отличным звуком и балансным выходом будет увеличиваться.

В общем, хороший звук обойдется заметно дороже $25. Но в $100 запросто можно уложиться не сильно теряя в качестве.

Так что, если интересует именно меломания, а не аудиофилия, то можно и не разорять семейный бюджет ;)

1 комментарий:

yuha комментирует...

Да уж. Аудиофилия... А меня фоновое прослушивание музыки на работе постепенно довело до меломании. Незаметно для себя стал заморачиваться выбором любимых вариантов исполнения поздних струнных квартетов Бетховена, скрипичных концертов Вивальди и т.д.