пятница, 3 апреля 2020 г.

[software.thoughts] Интересно и толково про проблемы OpenSource

На RSDN-е всплыла интересная ссылка: https://youtu.be/YDBE7OM7-mM?t=35578. Это доклад Андрея Ситника на HolyJS 2019 Piter. Доклад как бы из двух частей: первая часть про OpenSource, а вторая, якобы, про Web. Но мне показалось, то обе части доклада посвящены одной и той же проблеме. И то, что автор доклада рассказывает про ситуацию c front-end-ом, можно без особых проблем перенести на любую другую область разработки софта.

Если кто-то интересуется проблемами разработки OpenSource или хочет заняться этим, прямо скажем, неблагодарным делом, то очень рекомендую данный доклад к ознакомлению. Причем смотеть нужно и сам доклад, и небольшую секцию вопросов-ответов после.

Одна из основных мыслей, высказанных Андреем Ситником, а именно "популярность != надежности/качеству", может показаться провотиворечащей реальности. Но здесь я, скорее, склонен с автором согласиться. С той лишь поправкой, что для популярного инструмента гораздо легче найти в Интернете рецепты для простых задач и решения для простых, наиболее часто встречающихся проблем. Так что если вам с помощью популярного инструмента нужно решать какие-то типовые и несложные задачи, то вероятность сделать это "малой кровью" все-таки больше, чем если выбирать мало известный инструмент.

Так же я согласен с мыслью автора о том, что популярность порождает популярность и что зачастую люди выбирают решения исходя из "стадного инстинкта" и следуя за каким-то известным лидером мнений. Но я думаю, что поделать с этим ничего не получится. Тут, думается, работает природа человека как социального животного-примата. Ну и почему-то вспоминаются слова Владимира Высоцкого: "Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков" Вот как раз этот вечный дефицит вожаков и ведет к тому, что люди склонны доверять чужому "авторитетному" мнению, а не принимать решения самостоятельно.

Еще очень важная вещь, которая проистекает из рассказанного Андреем Ситником -- это необходимость помощи в раскрутке малоизвестных OpenSource проектов. Может показаться мелочью, но каждая звездочка на GitHub-е, каждый лайк в соцсетях, каждый дополнительный +1 на Reddit-е или HackerNews, не говоря уже о ретвитах/репостах оказывают огромную помощь разработчикам малоизвестных OpenSource проектов. Т.к. отсутствие этих мелких признаков внимания очень сильно снижают мотивацию разработчиков. Поэтому если вам на глаза попадается новость о каком-то OpenSource проекте, который показался вам интересным или просто симпатичным, то не сочтите за труд, лайкните эту новость. А если вы еще и сделаете ее репост где-нибудь от своего имени, то реально сделаете большое дело.

А вообще, мне думается, сейчас OpenSource заходит в какую-то странную ситуацию. Ибо, с одной стороны, важность OpenSource и заточенность всей индустрии ИТ на потребление OpenSource разработок, постоянно растет. И разработка софта еще никогда не была так зависима от OpenSource. И по мере развития очередного мирового кризиса эта зависимость, на мой взгляд, должна будет только усилится. Т.к. денег станет сильно меньше у всех, но вот потребность в разработке софта все равно останется. Посему OpenSource будут использовать все чаще и чаще, т.к. за него типа не нужно платить.

Но, с другой стороны, у разработки OpenSource нет нормальной экономической модели. Т.к. если не брать 1% топовых открытых проектов, которые либо спонсируются (прямо или косвенно) различными компаниями, либо смогли выйти на окупаемость за счет модели двойного лицензирования или продажи техподдержки, то подавляющее количество открытых проектов -- это либо в прямом смысле one-man show, либо результат работы совсем небольших коллективов. И жизнеспособность таких небольших проектов в условиях кризиса является далеко не праздным вопросом.

Могу ошибаться и выдавать желаемое за действительно, но мне бы хотелось, чтобы вот эта зависимость индустрии от OpenSource конвертировалось бы в какую-то коммерциализацию OpenSource разработок. Чтобы у подавляющего большинства пользователей сложилось ощущение, что OpenSource -- это не просто модно-молодежно и просто здорово, но это еще и не бесплатно. И что даже то, что отдается безвозмездно, т.е. даром, чего-то стоит. И что это "чего-то" надо бы разработчикам открытого софта заплатить.

Не факт, что такая тенденция уже сформировалась. И даже если сформировалась, то ощутимые последствия станут заметны в относительно отдаленной перспективе (лет через 10-15).

В общем, еще раз порекомендую посмотреть доклад. Он будет интересен даже тем, кто далек от разработки front-end-а. Т.к. рассказывает о более важных и общих вещах.

Я же напоследок дам еще одну интересную ссылку: Seven Stages of Open Software. ИМХО, имеет смысл с этими стадиями ознакомиться перед тем, как ввязываться в открытие своего кода и подумать, а до какой стадии ты сам хотел бы дойти.

четверг, 2 апреля 2020 г.

[life.cinema] Очередной кинообзор (2020/02-2020/03)

Список отсмотренных фильмов достиг более-менее приемлимых для публикации размеров, так что делюсь краткими впечатлениями от просмотренного в феврале-марте. Как обычно, в начае идут фильмы, которые понравились больше. А в конце шлак, на который лучше не тратить свое время.

Холоп (2019). Мне зашел очень неплохо, посмотрел с удовольствием.

Джентльмены (The Gentlemen, 2019). Смотреть можно спокойно. Фильм добротный. А вот получить удовольствие от просмотра... Тут не знаю. Я ждал от Гая Ричи большего. Получилось разве что добротно.

21 мост (21 Bridges, 2019). Весьма смотрибельно. Динамично, в меру разговоров, в меру экшена. Хотя финал оказался немного предсказуем, но в целом это впечатления не испортило.

Калашников (2020). Мне зашло. Не смотря на то, что фильм простой и прямолинейный, без каких-либо изысков. Да и попадание одной или двух сцен в фильм лично у меня вызывает вопросы. Но зато хорошо передана фантастическая увлеченность главного героя своим делом.

Пушки Акимбо (Guns Akimbo, 2019). Так плохо, что даже хорошо. Мне понравилось, но я и не ждал ничего кроме лютого трэша от данного произведения. И, как по мне, именно в качестве трешового ремейка "Адреналина", но не с крутым уголовником в главной роли, а с хипстером-задротом, и следует это кино воспринимать. Ну и, соответственно, воздержаться от просмотра, если подобная смесь вас не интересует.

Под водой (Underwater, 2020). Вот вообще ни разу не шедевр, но смотреть было интересно, не смотря даже на то, что подводный монстр в конце был как-то не к месту (имхо). Может быть потому, что нормальной фантастики на тему более-менее качественно снятых катастроф на подводных объектах давно не было.

1917 (2019). Ожидал от фильма сильно большего. Такое впечатление, что единственной целью его создателей было продемонстрировать исключительно выдающуюся операторскую работу. А на все остальное, включая здравый смысл, просто забили. Единственный хороший момент -- это показ того, как человек на войне в любую секунду может погибнуть: вот ты только отошел за водой, обернулся, а твой друг уже смертельно ранен, а через пару минут его и нет. Вот это, как по мне, в фильме показали здорово. Но это не стоит двухчасового просмотра.

Союз спасения (2019). Посмотреть можно ради красочной картинки. И только если перед этим прочитать что-нибудь толковое о восстании Декабристов. А то из фильма с его рваным повествованием и перескакиванием с одного на другое, разобраться в происходящем будет сложно.

Правосудие Спенсера (Spenser Confidential, 2020). Как-то все посредствененько. Есть ощущение, что это не полноценный самодостаточный фильм, а попытка забросить пробный шар на что-то вроде серии фильмов с одними и теми же персонажами. Спасает разве что наличие пары-тройки известных актеров, которые придают происходящему хоть какой-то вес и солидность.

Пилигрим (2018). Не понял, что это было. Вроде бы картинка хорошая. И тему пытались развить более-менее цепляющую. И настоящие актеры старались изображать какую-то драму. Только вот получилось так, как будто главная цель фильма -- это снять в главной роли известную в каких-то кругах певицу и телеведущую.

Джуманджи: Новый уровень (Jumanji: The Next Level, 2019). Ну так себе. Первый фильм был неплох, а этот явная попытка заработать на успехе первого фильма не утруждая себя поиском чего-то нового и интересного.

Убийства по открыткам (The Postcard Killings, 2020). Начало было интригующим и обещающим интересное продолжение. Но где-то с середины фильма начался такой лютый маразм, что никаких хороших впечатлений не осталось вовсе.

Ангелы Чарли (Charlie's Angels, 2019). Мог бы получится недорогой аттракцион из категории "Телохранитель киллера" или "Гемини", если бы не желание девочек снять про девочек и для девочек с режиссером-девочкой. И да, для подобной фигни сексизм в критике вполне уместен.

Герой (2019). Редкая бредятина и Александр Петров, как обычно, местами сильно выбешивает. Но картинка класcная. Местами офигенно классная. Настолько, что очень обидно становится, что к такой картинке прилагается такая муть в довесок.

Звериная ярость (Primal, 2019). Николас Кейдж, к сожалению, в нормальных фильмах уже не снимается. И "Звериная ярость" лишь подтверждает это. Так что смело можно проходить мимо.

Вторжение (2019). Ничего хорошего не ожидал и не разочаровался, к сожалению. Хотя по началу вроде бы даже все шло на удивление неплохо и даже стало казаться, что у создателей может получиться. Однако, когда события дошли до момента, когда инопланетный корабль стал перехватывать каналы связи, стало понятно, что авторам фильма в какой-то момент привезли особо забористую траву и все последующие они творили уже не приходя в сознание. Что печально, т.к. видно, что в визуальную составляющую вложились хорошо. Ну и Александр Петров уже привычно раздражал своей типа игрой.