Зафиксирую свое отношение к таким формам рабочего взаимодействия, как электронная почта, мессенджеры и он-лайн звонки/созвоны. Думаю, что за последние годы, когда практически вся работа проводилась в удаленном формате, у меня уже выработались некоторые правила использования вышеупомянутых средств, которые позволяют и обеспечить конструктивное общение, и избежать слишком частого отвлечения и эффекта "раздергивания".
Итак, электронная почта нужна когда вопрос, задаваемый собеседнику (или собеседникам), не является срочным. Типа "вот здесь я вижу потенциальную проблему, которая может привести к таким-то и таким-то последствиям, предлагаю такие-то и такие-то способы решения, что скажете?" При этом хорошо бы в письме обозначить приемлемое для вас время получения ответа. Вроде "тема не горит, если мы найдем решение в течении двух-трех дней, то будет здорово".
Еще электронная почта хороша тем, что в письмо можно запихнуть довольно много информации. Например, куски кода, к которым есть вопросы, пояснения и примеры того, как эти самые куски можно исправить.
Так что электронная почта отличный вариант, когда нужно обмениваться информацией объемом более 2-3 строк и нам не нужно получить ответ от собеседника в течении ближайших 5-10 минут.
Тогда как мессенджеры (Telegram, WhatsUp и иже с ними) выгодно использовать когда нам требуется более-менее оперативное взаимодействие. Например, сервер сборки или тестовый стенд начал притормаживать и хочется спросить только ли меня это беспокоит и помешаю ли я кому-нибудь освежающей перезагрузкой.
При этом обсуждать какие-то более-менее объемные темы в мессенджерах, особенно в групповых чатах, как по мне, такое себе занятие. Мало кто умеет набирать текст быстро и более-менее грамотно, да еще соблюдая правила пунктуации. Поэтому получение 5-10, не говоря уже о 15-20 строчек от собеседника -- то еще удовольствие, тем более что в это время ты не можешь отвлечься на что-то другое, ведь от тебя же ждут быстрой реакции.
Так что мессенджеры отличный способ спросить что-то по-быстрому, напомнить о чем-то, что должно было быть сделано, уточнить статус чего-либо или договорится о созвоне/митинге.
Не могу не отметить, что и у электронной почты, и у мессенджеров есть такое неоспоримое преимущество над телефонными звонками и он-лайн митингами, как сохранение истории переписки. Я уже давно не надеюсь на свою память и запросто могу забыть детали того, что обсуждалось на вчерашнем созвоне. Но вот если обсуждение шло по почте или же по почте/мессенджеру затем разослали резюме с ключевыми пунктами, то простой поиск по переписке решает множество проблем. Что уж говорить о вопросах, которые обсуждались 7-8 месяцев назад, а то и больше.
Кстати говоря, откладывание каких-то задач на срок в полгода или больше, как ни странно, ни разу не редкость. Регулярно бывает так, что всплывает какой-то вопрос, делается его предварительное обсуждение и выясняется, что сейчас нет ни времени, ни ресурсов на его нормальное решение. Он откладывается "до лучших" времен, которые, как ни странно, все-таки наступают ;)
И вот когда приходит время вернуться к отложенному "на потом", то наличие следов первичных обсуждений в почте или Telegram очень сильно облегчает возвращение в контекст. Если же серьезное предварительное обсуждение велось в устном формате, то лично я через полгода уже точно ничего не вспомню. Могу даже забыть и про сам факт такого обсуждения :(
Итак, остался последний и наименее любимый программистами способ взаимодействия: телефонные звонки и он-лайн митинги (не важно в режиме видео-конферений или же только через аудио).
Да, у них есть та проблема, что реагировать нужно "здесь и сейчас", звонок вырывает тебя из рабочего ритма. И еще есть та проблема, что обсуждать технические вопросы голосом мне лично тяжело. И еще есть та особенность, что телефонные звонки любят менеджеры, особенно старой закалки, которым проще позвонить чтобы уточнить какую-то мелочь, чем написать письмо или задать вопрос в мессенджере. А когда тебя отвлекают на какую-то административную, да еще и не срочную, ерунду, то это раздражает.
Тем не менее, живое общение голосом имеет пару-тройку критически важных преимуществ.
Во-первых, максимальная оперативность. Здесь и сейчас в прямом смысле этого слова.
Во-вторых, при работе в удаленном формате, когда нет возможности собрать несколько человек в одной комнате с белой доской, он-лайн митинг является чуть ли не лучшим способом быстро привести всех участников разговора к "общему знаменателю".
Неоднократно замечал, что когда мы читаем написанный кем-то текст, то воспринимаем написанное через собственный контекст и часто понимаем написанное неправильно. Как раз для того, чтобы однозначно определить контекст и приходится писать объемные письма, чтобы снизить вероятность такого искаженного восприятия. Но роман в письмах -- то еще удовольствие, да еще и дорогое. Гораздо лучше созвониться и обозначить общий контекст голосом. Как-то мы, люди, из реального общения, даже если оно идет исключительно в аудио-формате, умудряемся извлекать гораздо больше информации, поэтому голосом в сложных случаях мы договариваемся быстрее, чем по переписке.
Ну и, в-третьих, написанный текст воспринимается гораздо более агрессивно, чем произнесенный вслух. Сталкивался с этим многократно, так что эта особенность имеет место быть и ее нужно воспринимать всерьез. Из-за этого фактора обмен даже парой вполне себе нейтральных фраз в мессенджере может перерасти в нехилый срач и взаимные обиды. И это при том, что изначально никакой агрессии и желания обидеть ни у кого не было. Просто каждый воспринимал написанное по-своему.
Поэтому если в рабочем чате обнаруживается повышение градуса разговора из-за того, что кто-то кому-то что-то как-то не так сказал, то лучше сразу же перевести беседу в он-лайн формат, дабы дать людям дополнительные формы обмена информацией (со звука голоса мы гораздо лучше считываем юмор, иронию, обиду, участие и прочие эмоции). В результате пятиминутное общение быстрее приведет к миру и согласию, чем многочасовой обмен любезностями в переписке.
В общем, резюмируя:
Почта -- когда много и не срочно.
Мессенджеры -- когда немного и оперативно.
Телефон и он-лайн созвоны -- когда срочно и/или нужно общение по-человечески.
Но это все про "идеальный мир", тогда как в реальном мире нужно уметь подстраиваться под своих коллег и клиентов. У меня были заказчики, которые общались только по мессенджерам, а почту использовали лишь для передачи документов, некоторые из них любили звонить при первом же удобном случае. Некоторые, напротив, более оперативно реагировали на почту, а на сообщения из мессенджера могли не отвечать часами.
Так что описанное выше -- это не отлитые в граните незыблемые правила, скорее просто выводы из моего личного опыта.