понедельник, 1 марта 2010 г.

[work] Советы соискателям

Казалось бы, столько кругом говорят о том, как правильно писать резюме… Ан нет, видимо, мало. Поэтому я позволю себе дать несколько советов соискателям (на должность программистов, по крайней мере).

Прежде всего запомните: ваше резюме приходит к руководителю, который ищет себе подчиненных. Не важно, будет ли это менеджер проектов или тим-лидер – для вас это начальник. Начальству нужны подчиненные для того, чтобы переложить на них часть своей головной боли работы. А посему, если ваши резюме уже увеличивают этот объем еще на этапе знакомства с ними, то ваши шансы, соответственно, уменьшаются.

Как вы увеличиваете объем работы своего потенциального начальника? А вот так:

1. Присылаете свои резюме с таких e-mail-ов, по которым невозможно понять ни имя, ни фамилию. Когда я вижу письмо от “Бубль-гум <dodik@gmail.com>” я не могу вспомнить, кто это и зачем он мне пишет. Накануне я запомнил, что мне присылал резюме Иван Иванов и я задал ему несколько вопросов. И жду ответов от Ивана Иванова, а не от Бубль-гума. Вспомнить тождество между Ивановым и Бубль-гумом – это лишняя работа, которую я делать не хочу.

2. Расставляете какие-то условные баллы самому себе для указания степени владения инструментами. Вроде такого:

Владение инструментами (1 – начальный уровень, 2 – средний уровень, 3 – хороший уровень, 4 – отличный уровень):

MS SQL Server: 2
Visual C++: 3
MFC: 4
… (и далее перечень из десятка-другого названий)

Тут сразу несколько проколов.

Во-первых, я вынужден делать лишнюю работу по переводу циферок в какую-то качественную оценку. Вот вижу я тройку в графе Visual C++ и что? Это по 5-ти балльной шкале или 10-балльной? Или это годы использования? Еще круче, когда такие записи оформляются в виде таблички с несколькими столбцами – баллы за уровень знания, годы использования, количество проектов и т.д. При этом список технологий не маленький, и шапка таблицы оказывается где-то на предыдущей странице, поэтому с ходу не поймешь, что обозначают последовательности вида “3 4 5”. Чтобы разобраться с этим, мне приходится делать лишнюю работу, которую делать я, естественно, не хочу.

Во-вторых, ваши собственные баллы мне ничего не говорят. Я сам себя временами оцениваю как хорошо знающего C++. До тех пор пока не встречаю на форумах или у своих коллеги простые вопросы, на которые не могу сразу ответить. Поэтому, когда я вижу оценку от соискателя в 4 или 3 балла, мне приходится напрягаться, чтобы сделать какие-то “поправки на ветер” – мол, если человек работает на C++ три года и выставил себе оценку в 4 балла, то… Это лишняя работа, я не хочу ее делать. Поэтому пишите просто опыт в годах. Ну или давайте какие-то объективные оценки, вроде результатов BrainBench-а, если таковые у вас есть (хотя лично мне на такие пенисомерки оценки наплевать).

3. Перечисляете в своем резюме такие технологии, которые не имеют отношения к требованиям вакансии. Если вакансия для “С++ разработчика” без требований знания .NET-а, то не нужно вписывать в резюме C# и LINQ – мне это пофигу и я вынужден тратить время на выискивание нужных мне технологий в вашем непозволительно длинном перечне. Сюда же идут пассажи по поводу наличия водительских прав, желания ездить в командировки и порода любимой собачки т.п.

Я могу понять, что у вас есть одно красивое резюме, которым вы, возможно, гордитесь, и рассылаете его по разным вакансиям. Но если вы не взяли на себя труд подогнать его под требования конкретной вакансии с конкретными условиями, то не ждите, что я возьму на себя труд составить о вас хорошее впечатление ;)

PS. Еще лично у меня есть предубеждение по поводу красочно оформленных Word-овских документов, которые присылают в качестве резюме. Лично мне это не нравится (особенно когда все это сочетается с тремя вышеизложенными недостатками), хотя объективных возражений против Word-а я придумать не могу.

Короче – будьте проще.

8 комментариев:

1 комментирует...

Можно также дать советы работодателям. Поскольку требования к резюме у разных работодателей разные, оценка соответствия резюме выполняется разными людьми и зависит от очень многих факторов, работодатель просто обязан указать на своём сайте правила составления резюме или даже дать форму для заполнения всех необходимых граф в удобном для работодателя виде.

Так делают Филипс, ИБМ, Интел, Гугл, Яндекс, ЕПАМ и многие другие.

Где-то резюме смотрит непосредственно будущий начальник, где-то отдел кадров, в где-то вообще отвлечённый HR-специалист из нанятой работодателем HR-компании. Согласись, что для каждого из этих случаев резюме должно выглядеть по-разному. И как же соискателю угадать рекомендуемый стиль изложения?

Хотя, конечно, я твои возмущения понимаю, я и сам за человечность любого документа и уважительность и прозрачность переписки.

eao197 комментирует...

AFAIK, даже при фильтрации через HR резюме все равно потом попадает к начальнику. Ведь это не правильно, когда решение о приеме на работу разработчика 3D движков принимаем не ПМ или team-leader, а HR-менеджер.

По поводу рекомендуемого стиля изложения есть хорошие советы: http://rsdn.ru/forum/job/668224.1.aspx (хоть они и относятся к англоязычному резюме, их 1-в-1 можно применять и к русскоязычному).

Вот пример нормального "универсального резюме": http://www.garret.ru/resume.html

Но в случае его подачи на конкретную должность (например, C++ разработчик для 3D графики) часть пунктов оттуда лучше было бы убрать (например, DBMS, Tools и Other Software).

1 комментирует...

Боюсь, через HR "толковое" резюме, не выполняющее формальные требования к вакансии и не оформленное в виде чеклиста может до непосредственного начальника и не дойти.

HR перелопачивает тучи резюмов и для первого просмотра ему желательно сразу увидеть необходимый набор аббревиатур, к сожалению. Так что в этом случае "больше не меньше".

Некоторые компании просят рассказать о своих хобби, это является плюсом для резюме. Так что "у каждого додика своя методика".

eao197 комментирует...

>HR перелопачивает тучи резюмов и для первого просмотра ему желательно сразу увидеть необходимый набор аббревиатур, к сожалению.

Не знаю. Тут надо бы самих HR послушать, что им удобно. Если у тебя есть ссылки на рекомендации по написанию резюме от HR-ов, то поделись, плз.

1 комментирует...

Как ты правильно заметил, таких рекомендаций очень много, поэтому давать какие-то конкретные ссылки бессмысленно. Они могут даже противоречить друг другу.

Единственная железная рекомендация: писать резюм так, как хочет работодатель. А где взять эту инфу? На сайте работодателя (если она, конечно, там есть). У очень многих компаний такая инфа есть.

eao197 комментирует...

Итого, сухой остаток: при объявлении вакансии очень желательно указывать еще и требования к оформлению резюме.

К сожалению, как мне показалось, на некоторых сайтах для поиска работы, сделать это будет затруднительно.

1 комментирует...

... зато можно указать ссылку на соответствующий раздел нашего сайта :-)

... которого пока не существует...

eao197 комментирует...

Я добавил свои рекоменации к описанию вакансии.