воскресенье, 28 августа 2022 г.

[life.photo] Несколько грустное воспоминание об увлечении фотографией

За последние несколько дней Фейсбук напомнил несколько (относительно) старых фотографий, которые были мной сделаны в период активного увлечения фотографией.

Этот период начался где-то в 2011-ом и продолжался до 2019-го. Начиная с 2020-го я уже практически не снимаю, особенно в своем любимом жанре репортажного портрета (если такой жанр вообще существует, конечно).

Наверное, сказывается возраст и понимание, что отпущенного тебе времени остается все меньше и меньше. Поэтому чем дальше, тем меньше шансов сделать что-то лучше, чем то, что делал раньше даже не задумываясь о ценности и значимости. Ну, казалось бы, очередной снимок. Ну сделаешь потом еще тысячу (ок, не тысячу, но сотню-другую точно).

А потом оказывается, что это не так. Что никакой тысячи и даже сотни уже и не будет. А даже если и будет, то далеко не факт, что тебе еще раз повезет оказаться в нужное время в нужном месте. Сейчас ты смотришь на старую фотографию и понимаешь, что лучше может и не получиться. Вообще. Никогда.

Тут нужно сделать лирическое отступление на тему того, что именно я ценю в фотографию и за что люблю фотографию.

Для меня лично самая большая ценность фотографии в том, что она позволяет запечатлеть конкретный миг, конкретный момент времени который никогда больше не повторится. Буквально: вот есть здесь и сейчас. И ты это либо снимаешь, либо нет.

Поэтому постановочная фотография (будь то специально снимаемый портрет, студийная предметная съемка, пейзаж) -- это не мое совершенно. Все это сложные жанры, требующие высокого профессионализма, тщательной подготовки и, зачастую, серьезного предварительного обдумывания (в случае портретов еще и недюжинной фантазии, да еще и умения+желания общаться с моделью и не только). Но... Не мое. Т.к. тут думать нужно намного больше, чем нажимать на спуск, простите мне такое грубое упрощение. А много думать мне и на работе приходится, иногда до физического истощения.

А вот репортажная фотография оказалась именно тем, что я и искал.

По сути, в репортаже все сводится к поиску места и момента.

Даже не так, наверное.

Все сводится к ощущению момента и поиску места.

И если при поиске места нужно думать и чем быстрее, тем лучше, то вот ощущение момента это уже что-то на уровне наития. Это какой-то нерв, который пульсирует внутри и который толкает тебя нажать на спуск.

Так что для меня фотография -- это именно что про ощущение момента. В этом суть.

Ну а две фотографии, которые зачем-то толкнули меня на написание этого текста, вот они.

Первый снимок сделан в Гомеле в 2017-ом году на "Дне Красного Носа". Это такой праздник для детей, который раньше ежегодно устраивало сообщество больничных клоунов Funny Nose.

Не знаю, насколько данное фото выразительно и показательно для сторонних зрителей, но для меня эта фотография отражает всю суть данного мероприятия, когда маленькие дети видят клоунов не из зрительного зала, а могут подойти и прикоснуться к ним, поиграть вместе. И не только поиграть, но и поговорить. О чем нибудь серьезном, например. Как вот эта девочка.

Второй снимок сделан в Питере в 2018-ом году в магазине "Гитарный клуб" на Кирочной. Иллюстратор Юрий. В "Гитарном клубе" предпочитали называть своих сотрудников не продавцами, а иллюстраторами. Что, как мне кажется, было очень верно, т.к. нам показывали как инструмент способен звучать в умелых руках, т.е. иллюстрировали возможности гитары.

Так вот, когда иллюстратор взял очередной инструмент и начал вытворять какую-то магию (а для меня гитарная музыка -- это что-то сродни волшебству), я понял, что не могу не заснять этот момент.

Возможно, для стороннего зрителя второй снимок еще более проходой. Но вот для меня лично это настоящий триггер целой волны воспоминаний о событиях, которые начались задолго до визита в магазин "Гитарного клуба" и продолжались затем еще не один год. И триггер этот остался только благодаря тому, что наитие заставило нажать на спуск фотоаппарата.


Не знаю, зачем был написан этот пост. Наверное, это просто сожаления о том, что больше не фотографирую. И даже не знаю, вернусь ли к этому когда-нибудь еще. Уж больно непредсказуемой штукой оказывается жизнь в последние пару-тройку лет.

Зато хоть несколько хороших фотографий осталось на память. В конце-концов ведь все же ради этого. Наверное. В принципе.

Комментариев нет: