понедельник, 7 июня 2021 г.

[life.music] Продолжение саги о выборе хороших, но недорогих наушников на Aliexpress. Обзор побывавших у меня динамических вкладышей

Сегодня поделюсь своими впечатлениями о ряде динамических наушников-вкладышей, которые побывали в моих руках. Все они были куплены на Aliexpress. Часть из них пришла уже в готовом, собранном виде. Часть покупалась по комплектующим и собиралась мной самостоятельно.

Снимков наушников практически не будет, т.к. их слишком много и выглядят они в общем-то весьма однотипно. Приношу извинения, но возиться с фотографированием этого добра очень не хочется. Так что буду прилагать скриншоты со страничек этих наушников/динамиков на Aliexpress.

Особенности звучания однодрайверных динамических наушников

У многодрайверных и однодрайверных наушников заметно разная звуковая подача.

В многодрайверных моделях есть возможность выделить по отдельному драйверу на каждый диапазон частот, а иногда и не по одному драйверу! Что позволяет в многодрайверных заушных мониторах получать одновременно и мощные, тяжелые басы, и очень хорошо проработанные звонкие высокие.

В однодрайверных же вкладышах за все отвечает один динамический излучатель довольно большого размера. И этот драйвер должен умудряться одновременно хорошо воспроизводить низкие, средние и высокие частоты. Но, как можно догадаться, это очень непросто.

Поэтому, когда говорят о звучании динамических наушников, то выделяют следующие основные моменты (их больше, но это те, в которых я хоть что-то понимаю и могу попытаться рассказать на пальцах):

Скорость

Насколько четко и резко воспроизводятся звуки. Грубо говоря, когда вы слушаете, как гитарист играет "боем" ("чесом"), то слышите ли вы именно хлесткие удары по струнам? Или же звук более спокойный? Вот, например, хороший трек для иллюстрации: Play to Lose от Black Holy Whiskey.

Тоже самое касается барабанов, контрабаса и бас-гитары.

Чем ниже качество динамика, тем меньше скорость, тем хуже динамик будет воспроизводить композиции с агрессивными атаками.

Упругость или мягкость баса, качество панча

Насколько жестким, мощным и, в то же время, упругим вы ощущаете звук баса?

Чем ниже качество динамика, тем менее упругий бас. Его еще называют мягким или "ватным".

Чем мягче бас, тем хуже воспринимаются композиции, в которых доминируют ударные и бас-гитары. Например, Thunder от Marcus Miller и Ко.

Упругость баса также напрямую связана со скоростью динамика. Невозможно получить достаточно упругий бас, если динамик не обладает достаточной скоростью.

Сочетание упругости баса и скорости динамика, как я понимаю, определяют качество "панча" (удара). Чем более качественный панч, тем лучше воспринимаются, например, вот такие джазовые композиции: Rush.

Но еще более важно качество баса при воспроизведении электронной музыки, в которых басы синтезированные, обладающие большим весом и глубиной, чем способны издавать живые инструменты. Так что если, как и я, любитель Depeche Mode, то чем лучше панч в ваших наушниках, тем большее удовольствие вы получите от прослушивания последних альбомов Депешей.

Громкость и детализация высоких частот

Насколько хорошо вы слышите звуки тарелок, треугольников, колокольчиков, щеточек и прочей перкуссии.

Если у динамика верха "подрезаны" ("зажаты"), то вместо деталей на верхах вы будете слышать только какие-то невнятные "цык-цык-цык", да еще и на заднем плане. И вы не сможете слушать композиции вроде Den Gamla Eken от Tingvall Trio.

Способность не свалиться в кашу

Динамики могут более-менее хорошо воспроизводить тот или иной диапазон частот по отдельности. Но бывают жанры (в основном это все разновидности современного металла), где нужно воспроизводить все и сразу одновременно. И вот тут менее качественные динамики могут сваливаться "в кашу", т.е. в какие-то моменты вы будете терять ощущение, что различаете отдельные инструменты. Вместо ударных, гитары, вокала и тарелок возникает какой-то бесформенный гул.

В качестве примеров таких композиций могу привести Feast от Alterbeast, Omega от Your Change to Die, Sociopaths от Marty Friedman.

Но неспособность динамиков разделять инструменты/голоса может проявиться не только в тяжелом и быстром металле. В электронных жанрах такое также может происходить. Хороший пример -- это кавер на Waiting for the Night от Martin L.Gore и Sarah Pagin.

На некоторых жанрах сравнивать наушники практически бесполезно

Есть жанры, которые являются для динамиков настоящими экстремальными испытаниями, в которых хорошо проявляются сильные и слабые стороны динамических излучателей. В первую очередь это быстрый современный металл и навороченная электроника.

А есть жанры, в которых одинаково хорошо себя показывают и дешевые, и дорогие динамики: все, что крутится вокруг несложной музыки с живыми инструментами. Какой-нибудь легкий инструментальный джаз вроде Wave от Bireli Lagrene, вариации на тему испанской гитары (вроде Homeland от Jesse Cook), расслабляющая инструментальная музыка (вроде Passage Into Midnight от Omar Akram) -- все это отлично звучит и в наушниках за 4USD, и в наушниках за 20USD.

Да, конечно же, натренированное ухо легко выявляет различия в нюансах передачи. Но если вы, как и я, профаны в этой области, то разницу вы будете ощущать только прикладывая к этому усилия. Гораздо же проще просто "залипнуть" при прослушивании той музыки, которая вам нравится и забыть про то, что вообще-то вы хотели сравнить какое-то там звучание.

Так что если вы задались целью выбрать максимально качественные динамики, то сравнивать их нужно на специфическом материале.

И да, далеко не факт, что звучание максимально качественных динамиков будет доставлять вам максимальное удовольствие.

Мой плейлист для сравнения наушников

Если кому-то интересно, то вот мой плейлист на Yandex.Music, который я использую для сравнения наушников.

Тут собраны композиции из разных жанров, которые позволяют оценить наушники "в разных режимах".

Несколько лирических отступлений по поводу влияющих на качество звука факторов

Динамическим наушникам нужен "прогрев"

Практически всегда. Т.е. после покупки нужно заморочиться тем, чтобы наушники проработали несколько десятков часов. И лишь после этого следует оценивать качество их звучания.

В двух или трех случаях потребовался прогрев больше 50 часов.

В остальных хватает 16-20 часов (т.е. две-три ночи).

Лишь с одной парой динамиков длительного прогрева не потребовалось.

Так что приобретая динамические вкладыши нужно понимать, что со временем они начнут звучать не так. Иногда сильно не так. Но радует то, что это всегда изменения в лучшую сторону (по крайней мере у меня).

Нужен мощный источник

В отличии от внутриканалок вкладышам с диаметром излучателя 14.8mm и 15.4mm нужен источник мощнее смартфона/ноутбука. Се ля ви.

Потребуется хотя бы "свисток" (он же USB-ЦАП) с выходной мощностью в 30mW/32ohm, а лучше 60mW/32ohm. При этом импеданс самих наушников здесь почти не при чем. Например, у FAAEAL Datura Pro импеданс всего 16ohm, но нормально их раскачивают "свистки" с мощностью 60mW/32ohm.

Конечно, хорошие вкладыши и со смартфоном будут звучать лучше, чем плохие. Но разница в качестве звука со смартфона и с USB-ЦАПа в случае динамических вкладышей гораздо круче, чем в случае внутриканалок.

Здесь тот самый случай, когда можно сэкономить на самих "ушах" (например, взять простую модель за 10USD), но следует вложиться в источник (скажем, за 20-25USD, а лучше за 40-60USD).

Характер звука можно менять амбушюрами

Сам был этому удивлен, но и для наушников-вкладышей подбор амбушюр -- это важный фактор.

Я пользовался тремя типами амбушюр:

Во-первых, это обычные поролоновые "глухие" амбушюры. Заметно приглушают звук, делают его гораздо "теплее" и "темнее". Плюс поролоновые амбушюры "приближают" к слушателю "воображаемую сцену", иногда полностью погружая слушателя внутрь.

Во-вторых, это поролоновые "бублики". Они так же делаю звук "теплее" и "темнее", но при этом полностью сохраняют звучание высоких частот. Отличный вариант для случая, когда хочется усилить басы, но не хочется терять высокие.

В-третьих, это силиконовые колечки. Усиливают басы, но не оказывают влияние на тональность звука. В отличии от поролоновых амбушюр, у силиконовых колечек нет эффекта приближения "воображаемой сцены", т.ч. если вы хотите ощущать некое пространство между вами и исполнителями, то силиконовые колечки вам подойдут лучше, чем поролоновые амбушюры.

Важно понимать, что амбушюры можно комбинировать. Например, одеть сперва "бублики", а сверху "глухие" амбушюры. В этом случае можно заметно "притемнить" звук излишне "светлых" наушников.

Аналогично можно надеть силиконовые колечки, а сверху "бублики". В этом случае заметно усиливаются басы, но не сильно меняется тональность.

Можно надеть силиконовые колечки, а сверху "глухие". Получается и теплая тональность, и усиление басов. Но при этом сохраняется резкость и хлесткость.

В общем, тут можно и нужно экспериментировать.

Съемный и несъемный кабель

У вкладышей нет такого разнообразия коннекторов для кабелей, как у заушных мониторов и "затычек". С кабелями все просто: либо несъемный кабель (как правило, 4-х жильный и не очень толстый), либо съемный с MMCX разъемом.

Каких-то других типов разъемов для вкладышей я пока не видел.

Наушники, которые пришли ко мне в готовом виде

В этом разделе расскажу о наушниках, которые покупал в готовом виде, пока не знал о том, что можно купить комплектующие и спаять наушники самостоятельно.

Такие готовые наушники я делю на две группы. Первая группа -- это "фирменные" наушники. Т.е. есть фирма-производитель, которая продает уникальную модель наушников под своим брендом. При этом наушники приходят в фирменной упаковке и имеют явные черты, отличающие их от продукции других производителей.

Вторая группа -- это DIY-наушники. Т.е. небрендированные наушники, которые, возможно, собираются чуть ли не кустарным образом. При этом одна и та же модель может продаваться в разных магазинах либо под одним и тем же названием, либо под чуть-чуть разным. Но все равно легко обнаружить, что разные магазины продают одно и то же.

У DIY-наушников нет фирменной упаковки. Иногда их кладут в кейс, иногда нет. По внешнему виду они иногда выглядят отлично, иногда видно, что это самоделка, без какого-то лоска и шика.

Перечислять я их буду все подряд в порядке увеличения стоимости.

KBear Stellar

Куплены здесь. Покупал в период скидок и с бесплатной доставкой. Обошлись в 3.83USD.

Практически не слушал, только немного прогрел. Показалось, что это прямой и серьезный конкурент для Sennheiser MX170, который у нас в офлайн-магазинах продается за 17-20BYN.

Ничего особо выдающегося, долговечность кабеля вызывает большие вопросы. Но для своей цены более чем приличный звук. Если вы вообще не ценитель звука, а просто хотите получить что-то нормальное за минимальные деньги, то KBear Stellar за ~5USD -- это чуть ли не лучший вариант.

RY4S Plus 32ohm (DIY)

Куплены здесь за 7.59USD. Именно версия Plus 32ohm.

Первые впечатления были хорошими: темные, басхэдные наушники с мощными басами и MMCX разъемами.

Но потом разочаровался.

Во-первых, это именно тот случай, когда басы доминируют за счет сильно прижатых верхних частот. Поэтому ты слышишь бас, только бас и еще раз бас.

Во-вторых, когда к наушникам цепляешь кабель, то получается ну очень уж длинная конструкция (MMCX-разъемы на кабеле обычно длиной миллиметров в 13-15). Классическим образом носить еще можно, но вот заушную посадку уже не сделать.

В итоге я попытался провести эксперимент и укоротить ножки у корпусов. В результате сломал один динамик и пришлось RY4S выбросить.

Если хочется взять задешево "темные" наушники да именно с MMCX-коннекторами, то это вполне себе вариант.

NiceHCK B40

Куплены здесь за 9.85USD. Но, к сожалению, сейчас уже недоступны. Видимо, производитель полностью распродал эту модель, а новую на замену пока еще не подготовил.

Как мне показалось, просто отличный звук за свои деньги. И кабель мне понравился.

Сам я их особо не слушал, дочка эту пару экспроприировала. По впечатлениям они басхэдные (т.е. басов много), но при этом высокие не придавлены, поэтому тарелочки и прочая перкуссия передается хорошо.

Жаль, что NiceHCK их больше не продает. В качестве совсем бюджетного готового решения для любителей темной подачи лучшего варианта, наверное, и нет.

FENGRU PT32 (DIY)

Куплены здесь за 10.94USD.

Приличный темный звук. Высокие заметно прижаты, но если подобрать амбушюры, то можно добиться того, чтобы басы не слишком уж доминировали. Плюс у них на басах своеобразный тональный оттенок, которого я больше нигде не слышал. Лично мне понравился, но тут наверняка на любителя.

Наушники легкие, в ушах сидят отлично, очень удобная форма для комфортной посадки. Пожалуй, одна из самых удобных из испробованных мной. Но выглядят довольно дешево и скромно.

Главная претензия к ним -- не очень эстетично смотрится место соединения кабеля и наушников. Слишком уж большая разница в диаметре разъемов.

Если нет серьезных претензий на аудиофилию и если вы не любитель выслушивать мельчайшие детали на высоких, то смело можно брать. Сам я их держу вместе с гарнитурным кабелем именно в качестве гарнитуры, чтобы можно было по Zoom-у общаться.

Эта моделька продается в разных магазинах под разными названиями и в разной комплектации. За разные деньги, естественно.

FENGRU PT52 (DIY)

Куплены здесь за 13.99USD.

Приличный темный звук. В отличии от PT32 здесь высоких заметно больше, но на высоких, правда, могут "песочить". Общие впечатления -- в целом поинтереснее PT32 за счет лучшей передачи высоких, но различия не кардинальные.

Зато у них увесистые металлические корпуса, которые и выглядят, и ощущаются гораздо более солидными, чем у PT32. Да и вообще по качеству корпуса, наверное, одна из лучших моделей вкладышей.

Сам я их слушал мало, дочка пользуется ими уже несколько месяцев, вроде бы довольна.

Рекомендации такие же, как и у PT32: если вы басхэд без претензий на аудиофилию, да еще и хотите именно ушки со сменным кабелем, то PT52 ваш вариант. Но нужно, чтобы ваши источники хорошо контролировали высокие частоты.

Эта моделька продается в разных магазинах под разными названиями и в разной комплектации, где-то чуть дешевле, где-то чуть дороже.

Yinyoo BK2

Куплены здесь за 21.75USD. К сожалению, модель уже снята с производства и не продается на Ali :(

Шикарные светлые наушники с мягкой и ненавязчивой подачей.

Плюс к тому это, пожалуй, единственные наушники, которые вызывают настоящий кайф просто на уровне тактильных ощущений. И у них отличный кабель. Который хочется использовать просто в качестве четок :)

На них есть хороший обзор у soundcheck39. Мне кажется, автор обзора рассказал про BK2 гораздо лучше и профессиональнее, чем я мог бы это сделать.

Пользуюсь ими редко. Пока лежат без дела, но и продавать не хочу. Наверняка жена будет пользоваться с удовольствием после того, как ее текущая пара окончательно выйдет из строя. Как по мне, так достойная замена Sennheiser MX471, которые долгое время были для меня образцом вкладышей с хорошим звуком.

Если вы любите светлый звук и у вас есть возможность приобрести BK2 в хорошем состоянии, то смело берите. Вряд ли разочаруетесь.

FAAEAL Datura Pro

Куплены здесь за 23.94USD. К сожалению, уже сняты с продажи.

С Datura Pro у меня сложилась непростая история.

Во-первых, им потребовался длительный прогрев. Прогревал больше недели по 5-6 часов в день. При этом, если ими долго не пользоваться, то новый минимальный прогрев снова потребуется.

Во-вторых, им нужен хороший и мощный источник. Даже "свистки" с мощностью 30mW/32ohm не очень-то их раскачивают.

В-третьих, качество их звучания распробовал не сразу. А когда распробовал, то оказалось, что в продаже их уже нет, пару запасных наушников не закажешь.

В принципе, если бы Datura Pro все еще была в продаже, то я бы просто купил бы еще одну или две пары про запас и завершил бы на этом поиски наушников-вкладышей для себя.

Звучат весьма детально. Подача, в принципе, светлая. Но басы есть, они хорошие, хлесткие, быстрые, не бубнящие. Может разве что они не создают такого объема, как ярко выраженные басхэдные модели. Однако, басами можно управлять посредством амбушюр.

Т.е. к звуку у меня, по итогу, претензий не осталось. За свои деньги просто ТОП, если только вы не басхэд или ВЧфил.

Единственная объективная претензия -- это достаточно тяжелые корпуса, у которых такая форма, что одевать на них амбушюры неудобно. Когда просидишь в Datura Pro несколько часов, а потом снимаешь их, то уши тебе говорят спасибо. Хотя дискомфорта при прослушивании нет.

Кабель несъемный, но один из лучших кабелей, которые побывали у меня в руках. Нет сомнений в том, что проживет он долго и проблем не доставит.

В общем, крутые и классные наушники. Но из комплектующих с Aliexpress удалось собрать несколько самоделок, которые звучат даже лучше. Так что Datura Pro в итоге оказались не у дел.

Выставил на продажу. Жалко такие держать на полке, может кому-то послужат.

Переходим к теме самодельных наушников

Почему я вообще ударился в эту тему

Толчком послужил какой-то из обзоров на канале soundcheck39, в котором автор обзора упомянул, что собрал наушники из комплектующих из какого-то магазина и результат ему понравился больше, чем KBear Stellar (вроде бы вспомнил все правильно).

Захотелось попробовать.

Попробовал. Был приятно удивлен качеством звука за совсем смешные деньги.

Стал интересоваться этой темой. И в каком-то магазине спросил у продавца, какие именно динамики стоят в одной из его DIY моделей. Продавец ответил и выяснилось, что стоимость динамиков составляет где-то 1/4 от стоимости собранных наушников.

Также выяснилось, что корпуса с MMCX разъемами -- это достаточно дорогая штука. Если покупать всего пару корпусов, то даже самые дешевые будут стоить в районе 5USD + будет еще что-то за доставку (иногда это 3-4USD).

Т.е. постепенно я пришел к выводу, что в случае с готовыми DIY наушниками стоимость динамиков в них составляет от 1/5 до 1/3 от стоимости наушников (причем скорее 1/5). Грубо говоря, если я беру наушники за 10USD, то динамик там всего за 2USD.

И если мне, в принципе, нравится звучание динамика за 2USD, то что будет с динамиком за 4USD? А за 10USD? А за 20USD?

Вот и захотелось с этим разобраться.

В итоге могу сказать, что если собирать наушники из комплектующих самостоятельно, то можно получить заметно более лучший звук за сравнимые (или даже меньшие) деньги. Но ценой более высоких рисков.

Плюс к тому, если вы купили фирменные наушники и вам они не понравились, то вы можете попробовать их продать. А вот получится ли продать самоделки -- это вопрос.

Корпуса/кабеля/демпферы и вот это вот все

Если вы решили попробовать собирать наушники самостоятельно, то вам нужно будет озадачиться покупкой корпусов для них (не все динамики продаются с корпусами в комплекте), а также кабелей. А иногда и специальных демпферов, которые нужно приклеивать к тыльной стороне динамиков для увеличения басов.

Все это нужно выбирать, заказывать, а потом долго ждать.

Так что все это дополнительные деньги и время.

Но если кому-то интересно, то могу привести список магазинов, которые специализируются на таких вот самоделкиных, и в которых я сам закупался.

Собранные собственноручно наушники-вкладыши

Пойдем в порядке увеличения стоимости динамиков. Поскольку, как оказалось, цена напрямую влияет на качество звука.

Поскольку своих названий у наушников нет, то буду просто приводить основные характеристики и стоимость.

15.4mm, 32ohm, 3.92USD

Куплены здесь.

С них все началось. И до сих пор считаю их одними из лучших по соотношению цена/качество.

Покупал несколько раз чтобы сделать из них гарнитуры. Первую подарил, вторую использую сам.

Наушники, в принципе, темные. Но с передачей высоких у них все нормально (для своей цены!).

Из готовых наушников, как по мне, так только Yinyoo BK2 и FAAEAL Datura Pro однозначно и безоговорочно уделывают эти динамики по качеству звука. Остальные, в лучшем случае, где-то на таком же уровне.

Если сравнивать с более дорогими моделями динамиков, то у этих более простая подача, меньше деталей. И, главное, более мягкий и "ватный" бас. Проявляется это, в основном, на быстром металле и других похожих жанрах. Несложная музыка с живыми инструментами (вроде легкого инструментального джаза) звучит просто отлично.

Т.е., если вы не искушенный аудиофил, а просто слушаете музыку время от времени, то этот динамик вас удовлетворит без вопросов. Но вот если вы знаете где и что нужно выслушивать, то невысокий уровень этого динамика сразу же станет вам понятен.

Сам я до сих пор время от времени слушаю в них музыку в фоновом режиме.

15.4mm, 32ohm, 3.99USD

Куплены здесь.

Уже не помню, что именно толкнуло меня на их покупку. Особой нужды в этом не было, но почему-то захотелось с ними познакомиться.

Сразу хочу предупредить, садяться в корпуса они непросто, нужно проявлять осторожность, а то можно и повредить динамики.

По своему уровню они похожи на предыдущую модель за 3.92USD, но звучание немного отличается. Звук у них более упругий, более хлесткий. Для быстрых жанров, имхо, подходят лучше.

Но тут на любителя. ИМХО, можно взять обе модели, а затем выбрать то, что понравится больше.

Только вот эти динамики, во-первых, нуждаются в гораздо более долгом прогреве (ушло несколько дней прежде чем звук наушников выровнялся и высокие зазвучали в полную силу). И, во-вторых, требования к мощности источника у них повыше.

Затрудняюсь сказать, какую из двух описанных моделей динамиков следует предпочесть. Если у вас есть 11USD, то я бы рекомендовал купить другие динамики, о которых речь пойдет ниже.

15.4mm, 32ohm, титановая диафрагма, 10.87USD

Куплены здесь. К ним нужны демпферы.

До недавнего времени я считал, что это лучшие динамики из побывавших в моих руках. Пока не приехала самая дорогая модель, о которой речь пойдет в конце, это были мои фавориты.

На удивление, не требуют долгого прогрева. Можно сразу начать получать от них удовольствие.

Подача сбалансированная, с небольшим уклоном в темноту. Басы хорошие, обволакивающие. Детализация замечательная. Верха отлично слышны, даже когда мощно работают басы. Верха могут ощущаться резкими и колкими, более похожими на арматурное звучание. Но с учетом мощных басов, как по мне, так это даже хорошо -- звуки тарелок, треугольников и колокольчиков не пропадают, их легко услышать.

Мне очень нравится то, как эти динамики передают звук: как будто басы выстраивают мощный фундамент, поверх которого расположилась чуть-чуть ослабленная середина, а затем сверху все это еще и достроено четкими и детальными высокими.

Но "слоистости", которую так любят аудиофилы, здесь нет. Все очень собрано, мелодия как единое целое воспринимается. Что лично мне нравится даже больше. В свое время именно поэтому гибриды NiceHCK DB3 зашли гораздо лучше, чем более продвинутые CCA C10 и CA16.

К недостаткам можно отнести, наверное, слегка просевшую серединку и не самую высокую скорость.

Реальные конкуренты FAAEAL Datura Pro, но за меньшие деньги. С Yinyoo BK2 их не сравнить, т.к. у BK2 намного более светлая и мягкая подача.

У меня эти динамики стоят в двух корпусах: классических пластиковых фостерах и в деревянных. В деревянных несколько теряется динамика и высокие частоты. Но зато как там звучат басы! Это просто что-то.

15.4mm, 24ohm, 13.95USD

Куплены здесь.

С этими динамиками у меня долгая и печальная история взаимоотношений. Я покупал их три раза. И два комплекта из трех запортил: в первый раз при установке в металлические корпуса, второй раз при попытке извлечь из деревянных корпусов.

Наушники очень светлые, ВЧфильские. Нижняя часть диапазона в них отыгрывается четко и точно, но совсем-совсем слабо, можно сказать, что басов нет.

Пробовал наклеивать на наушники дополнительное демпфирование. Ставить в деревянный корпус. Басов не прибавляется.

Зато это первые динамики на которых я реально ощутил, что значит "быстрые наушники". Скорость и точность передачи звука здесь просто открывает глаза таким начинающим аудиофилам как я.

Кроме скорости здесь еще и очень крутая детализация. Такую ждешь от арматур, а здесь динамик, да еще и с таким диаметром.

Так что если кто-то хочет выслушивать мельчайшие нюансы и любит очень светлую подачу, то это отличный вариант.

Лично же мне не хватило низов. Поэтому наушники лежат без дела. Если кому-то нужно, то могу продать.

Если же кто-то решиться собрать собственные наушники с такими динамиками, то сразу предупрежу, что далеко не все корпуса к ним подходят. Например, в классические фостеровские корпуса они не сядут. Так что проконсультируйтесь с продавцом перед покупкой. И, наверное, лучше их ставить в деревянные корпуса. Точность и детальность не пострадают, а вот теплота и приятный тональный окрас добавятся.

14.8mm, 40ohm, 16.98USD

Куплены здесь.

Динамики для Ъ-шных басхэдов.

Отличная скорость и хлесткось. Мощнейшие басы.

Лично мне в уши сели гораздо лучше, чем 15.4mm модели.

Но вот басы настолько мощные, что буквально начинают пробивать дырку в голове.

При этом высокие прижаты и мне их не хватает.

Так что, в итоге, не зашли. Лежат на полке. Если кто-то заинтересовался, то могу продать.

15.4mm, 32ohm, LCP-диафрагма, 22USD

Куплены здесь здесь и именно за 22USD. Сейчас, к сожалению, таких цен уже нет, самый дешевый вариант из тех, что я сумел найти -- это ~26USD.

Мое самое последнее по времени приобретение. И, вероятно, на них и следовало бы завершить эксперименты.

Наиболее продвинутый звук из тех, что я слышал.

В пластиковых фостеровских корпусах сбалансированные, очень детальные, быстрые, хлесткие. Хотя по скорости, наверное, 24-омным динамикам они проигрывают (но этим 24-омным динамикам по скорости проигрывает вообще все, что у меня есть из вкладышей).

Первое впечатление после начала прослушивания -- как же много ты всего слышишь!

Мне кажется, что у них упор на средние и высокие частоты.

Басы есть, басы более чем приличные. Но сперва у меня было ощущение, что басы несколько ослаблены и отведены чуть-чуть назад. Из-за чего не было того обволакивающего эффекта как у динамиков с титановой диафрагмой за 11USD.

Вопрос с басами решился посредством силиконовых колечек, наверх на которые были одеты глухие поролоновые амбушюры. Возможно, объема и веса все-таки поменьше, чем у динамиков с титановой диафрагмой, но на это уже обращаешь гораздо меньше внимания.

У этих динамиков проявляется стремление к созданию "слоистости", но без фанатизма, так что уйти в выслушивание какой-то одной партии можно, но в целом мелодия все равно подается собрано, не распадаясь на кучу отдельно играющих инструментов.

Однако, не смотря на то, что эти динамики выдают наиболее качественный и детальный звук, я пока не сделал однозначный выбор в их пользу. И все больше и больше склоняюсь к возврату к динамикам с титановой диафрагмой за 11USD. Та подача мне нравится все-таки больше, не смотря на огрехи.

Заключение

Основной вывод:

Большая разница в цене не означает настолько же большой разницы в качестве.

У читателей не должно складываться ощущение, что одни наушники вот прямо на голову лучше других.

Тут все зависит от натренированности слушателя.

Если вы уже натренировали себя на то, чтобы различать скорость динамиков, мощность и резкость панча, детальность и протяженность высоких, собранность звучания и т.д., тогда для вас разница в стоимости динамиков может трансформироваться в достаточно четкую и понятную разницу в качестве звука. Тогда вы наверняка будете понимать, почему вот эти динамики лучше чем вот этим и ради чего вам нужно заплатить в шесть раз больше. И, может быть, вы будете четко уверены, что эта переплата оправдана.

Если же вы просто слушаете музыку и отталкиваетесь от того, насколько вы погружаетесь в звук и перестаете обращать внимание на все остальное, то здесь уже разница будет не столь однозначной. Поскольку от наушников за 4USD на любимых вами жанрах вы запросто сможете получать столько же удовольствия, сколько и от наушников за 25USD.

Практически не бывает случаев, когда ты снимаешь одни наушники, одеваешь другие и ощущаешь, что попадаешь в совсем другой мир. Ну, если только не сравниваются совсем дешевые KBear Stellar и наушники с динамиками с LCP-диафрагмой.

В реальности же я могу одеть любые из перечисленных самодельных наушников и с удовольствием слушать в них музыку часами (даже если это ВЧфильские или басхэдные модели, тут больше от самой музыки зависит). И желания перейти на другие наушники может не возникнуть, особенно если музыка звучит в фоне.

Тут весь фокус будет в музыкальном материале. Скажем, несколько альбомов Jesse Cook я запросто послушаю в динамиках за 4USD, а для Tingvall Trio не будет ничего лучше ВЧфильских 24-омных динамиков за 14USD (и мне будет наплевать, что там басы совсем номинальные).

Более того, я практически уверен, что если устроить слепой тест на наушниках, звучание которых мне нравится, то во многих случаях на спокойных жанрах просто не смогу определить какие именно наушники мне подсунули (исключение будет разве что для ВЧфильских 24-омных динамиков).

Различия в звучании слышны лишь при прямом сравнении и, самое важное, когда ты знаешь что и где выслушивать. Т.е. ключевой момент -- это то, что ты натренировался для сравнения и уже привык обращать внимание на какие-то определенные нюансы.

Если же такой тренировки нет, то меняя одни наушники на другие ты будешь ощущать, что общая подача изменилась. Но далеко не всегда можно будет указать, что лучше и почему.

Так что первый вывод, который я для себя сделал, такой: если вы просто хотите слушать музыку, а не выслушивать какие-то ее отдельные детали, то можно не заморачиваться особо. Динамики за 10USD запросто дадут вам столько же положительных эмоций, сколько и динамики за 20USD. Тут более важно определиться с тем, являетесь ли вы сторонником светлой, темной или сбалансированной подачи. Слушаете ли вы все подряд или же тяготеете к каким-то определенным жанрам. Насколько комфортно сидят у вас наушники с разными формами корпусов. И т.д.

Ну а если вы уже аудиофил, то да. Аудиофил должен страдать.

Что дальше?

Пожалуй, все, что я хотел рассказать про наушники, рассказал.

Добавлю только, что окончательно пришел к выводу, что из-за индивидуальных особенностей строения уха внутриканалки (особенно заушные мониторы) -- это не мое. В результате оставлю у себя QKZ V1 (для поездок в поезде и для занятий физкультурой, если таковые будут). Плюс Yincrow RW919 и только потому, что пришлось перепаивать 3.5-mm штекер. Большую часть внутриканалок уже распродал. Остались еще NiceHCK DB3, но, видимо, скоро пойдут на продажу.

А так перешел уже полностью на вкладыши. Вроде как это и мой форм-фактор, и мой тип звучания. Заушные мониторы, особенно многодрайверные гибриды, дают другой звук. Просто другой.

В июле еще планирую сделать обзоры на побывавшие в моих руках USB-ЦАПы. Как раз к тому моменту должно все заказанное из Китая приехать. Так что если кому-то интересно, то не переключайтесь :)

Тем же, что дочитал, спасибо. Значит не зря все это писал.

1 комментарий:

nshmakov комментирует...

<< Сам был этому удивлен, но и для наушников-вкладышей подбор амбушюр -- это важный фактор.

Всю жизнь был идеологическим противником вакуумных наушников. Многие годы из интереса иногда пробовал, но выглядело это как насилие над ушами, пока случайно не попробовал дешманские блютузные наушники от сяоми. И их самые мелкие по размерам амбушюры встали просто как родные. С тех пор перешел на Samsung Galaxy Buds, но амбушюры перетащил из сяоми, и теперь это для меня лучшее сочетание, которое я слышал среди всяких вкладышей и огромных наушников :)