среда, 8 января 2014 г.

[life.thoughts] Почему мне не хочется платить за электронный контент (софт в частности)

Сразу предупреждаю, что ничего нового или оригинального я здесь не скажу. Все, что написано ниже, в том или ином виде можно найти в Интернетах. Скомпилировать же нижесказанное в виде одного текста заставило участие вот в этом обсуждении в ЖЖ фотографа Ильи Рашапа.

Итак, ранее люди (под люди я подразумеваю, как бы высокопарно это не звучало, все человечество) не имели возможности покупать и бесплатно копировать чистую информацию. На самом деле мы приобретали какой-то ее материальный носитель, обладающий целым рядом свойств. Хранение нужной нам информации было одним из свойств этого носителя.

Взять, к примеру, книгу. Мы ведь покупали не просто ее текст. Мы покупали вполне себе материальный предмет. Ценность которого, в принципе, могла только возрастать со временем.

Кроме своего прямого назначения книга могла исполнять и кучу совсем других ролей: игрушка, подставка, пресс, материал для растопки... Книгу можно было дать почитать, подарить кому-нибудь, обменять на что-то другое. Т.е. это был вполне себе материальный предмет, ценность которого определялась далеко не только литературными достоинствами ее содержимого.

Т.е. ранее мы за свои деньги приобретали что-то материальное. Что имело ценность помимо содержащейся в этом чем-то информации. Это открывало перед нами целый спектр возможностей. И, нужно отметить, мы выработали систему отношений к таким вещам, как на уровне привычек (дать кому-то попользоваться на время), так и на юридическом уровне (под нашу собственность, скажем, собрание редких книг, можно оформить залог, можно передать свою библиотеку по наследству, подарить кому-то). Это нам привычно. Благодаря этому мы понимаем, за что платим деньги.

А с электронной информацией ситуация иная.

Вот например, покупаю я себе какую-нибудь софтину. Трачу вполне себе реальные деньги, которые мог бы потратить на что-то еще. Но получаю ли я что-нибудь материальное взамен? Нет.

Более того, я получаю что-то настолько эффемерное, что я даже не смогу проконтролировать время жизни этой вещи. Например, оказывается программа рассчитанной только на работу под Windows 7 и не работает под Windows 8 и все. Пока у меня есть техника, на которой крутится Win7, я смогу ей пользоваться. Но как только она выйдет из строя, все. Своей программы я лишусь.

Ну а вопросы взятия ссуды под залог ПО или передачи ПО по наследству, я полагаю, сейчас можно вообще не затрагивать. AFAIK, они просто не решены. И хотят ли продавцы электронной информации их решать -- большой вопрос. Продавать mp3-файлы за деньги -- это пожалуйста. А вот дать возможность оставить свою mp3 коллекцию по наследству -- это пусть у будущих поколений голова болит.

В общем, на мой взгляд, к электронной информации нельзя подходить так же, как к ранее использовавшимся сочетаниям информации и их материальных носителей. Но владельцы контента явно смотрят на это иначе, и им очень хочется продавать "воздух". А мне не хочется за него платить так же, как я это делаю за старые добрые вещи, которые можно подержать в руках и использовать совершенно не по назначению :)

Комментариев нет: