четверг, 30 июля 2009 г.

[comp; life] Мысля вслух: что-то мне не верится в коллективное творчество

Временами приходилось участвовать в попытках коллективного дизайна программного обеспечения (под дизайном понимается не внешний вид, а архитектура и, для библиотек, основные способы работы с ними). Так же доводилось заниматься этим в одиночку (к счастью, в одиночку почаще, чем коллективно). А иногда – делать первоначальный прототип самостоятельно, а потом рихтовать его под пожелания пользователей/коллег.

Так вот, по моим субъективным впечатлениям, коллективный дизайн гораздо хуже. Как по получаемым результатам, так и по затраченным усилиям. Поэтому я считаю, что вместо совместных попыток родить что-нибудь стоящее (что сопровождается бесконечными разговорами типа “Как нам сделать вот это?” – “Например, вот так…” – “Мне не нравится…” – “Тогда вот так…” – “А так мне не нравится…” – “Лучше тогда так…” – …) нужно дать какому-то одному человеку полную свободу. А потом оценить его достижения. И заставить переделать какие-то моменты (объяснив, почему они не подходят). Можно дать такое задание сразу нескольким людям, а потом сравнить их результаты. С тем, чтобы кто-то из них (но один) добавил в свой проект самые удачные штуки из чужих проектов.

Правда, есть еще такая штука, как “мозговой штурм”. Но я не думаю, что методом мозгового штурма можно разработать проект архитектуры приложения. Решить какую-то проблему – да, можно. Но при разработке дизайна, скажем, библиотеки, будет не одна-две большие проблемы, требующие мозгового штурма (точнее говоря, они могут быть, а могут и не быть), а множество мелких проблемок, шероховатостей и нестыковочек. Которые нужно разрешить, отшлифовать и подогнать решения друг к другу. И одному человеку сделать это, имхо, гораздо проще. Поскольку он борется только с этими проблемами (ну иногда еще с собственной ленью). Тогда как во время коллективного обсуждения кроме решаемой задачи есть масса других раздражителей, включая личные отношения между участниками процесса.

PS. Еще больше я укрепился в этой мысли после активизировавшегося на днях обсуждения в группе SObjectizer. Много сил тратится без ощутимого результата. Грустно.

Комментариев нет: