среда, 5 июня 2019 г.

[prog.work] Немного рефлексии на тему неспособности работать в больших компаниях

В связи со вчерашним релизом RESTinio и необходимостью участия в связанных с этим обсуждениях довелось еще раз вспомнить о том, почему у меня не получается работать в больших компаниях. Ниже будет некоторый текст с рефлексией на эту тему. Кому интересно, милости прошу под кат.

По натуре я изначально человек прямолинейный и не сильно дипломатичный. Поэтому про черное говорю "черное", а про белое -- "белое". Но эта прямолинейность была усугублена специфическими условиями профессионального становления. Когда я был в прямом смысле "молодым специалистом" (была такая категория раньше чуть ли не на уровне трудового законодательства), то оказался у истоков нескольких программных продуктов. Можно сказать, что это было что-то вроде маленьких стартапчиков, хоть и под крышами больших организаций. А через три-четыре года после того, как я перестал быть молодым специалистом, мне повезло попасть в "Интервэйл" и принять участие в организации гомельского R&D центра этой компании. И вот это уже было, фактически, полноценным стартапом. Достаточно сказать, что в Гомеле изначально даже помещения своего не было, немногочисленные тогдашние сотрудники пересекались где придется. И собеседования проводились так же где придется: иногда в аудиториях ВУЗов, иногда в кафе.

Открытые и прямые коммуникации внутри зарождающегося проекта -- это один из ключевых факторов выживания проекта. Тут нет еще никакого запаса прочности, все висит буквально на волоске.

Более правильно будет сказать на честном слове. Не сказал о чем-то -- случился п*здец. Не сделал что-то -- случился п*здец. Решил проявить политкорректность и не решился назвать вещи своими именами -- случился п*здец.

Это не фигура речи. Это, к сожалению, объективная реальность. Людей мало, забот много. Поэтому вещи нужно называть своими именами и все должны отдавать себе отчет о происходящем, без витания в облаках и розовых соплей очков. Если делаем что-то из говна и палок потому, что на большее нет ресурсов, значит нужно понимать, что это херня из говна и палок. Которая рано или поздно навернется. В самый "подходящий" момент.

Если мы не можем что-то сделать, а нам это нужно, то следует четко и откровенно разобраться в том, почему не можем. Может откажемся от чего-то другого? Может сдвинем какие-то сроки? Может обратимся к кому-то за помощью?

Так что еще раз: в условиях стартапа у вас нет такой роскоши, как политкорректность и вычурный политес. Актуальная, максимально правдивая и максимально точная информация -- вот что вам нужно (среди прочего), чтобы выжить. Это не значит, что всех и все нужно обкладывать х*ями. Но если что-то является х*йней, то в условиях стартапа называть это следует именно х*йней, а не "недостаточно удачным решением" или "мы вынуждены были чуть-чуть увеличить свой технический долг".

Вот в таких условиях я себя чувствовал нормально. Многому, конечно, пришлось научиться. Благо повезло и на начальном этапе были хорошие учителя, которые сумели вразумить "звезду", временами срывавшуюся с катушек.

А вот в больших компаниях приобретенные в стартапных условиях навыки стали работать против меня. Ибо почему-то оказалось, что сказать "вы предлагаете нахрен никому не нужную х*йню, которая не только не будет работать, но еще и окажет сильный негативный эффект потому что во-первых..., во-вторых... и в-третьих..." уже категорически недостаточно. Мало того, по большому счету реальное положение дел в большой компании мало кому интересно, гораздо важнее соблюдение определенных правил, условностей и формальностей. И если на каком-то проекте разработчики выдают херовый код потому, что они оказались перегружены, то нельзя просто сказать всем виновным в этой ситуации: "у нас из-за вот этого и вот этого творится вот такая х*йня и если не прекратить делать вот это и вот это, то х*йня неизбежно вырастет до масштабов локального п*здеца".

Как ни прискорбно для меня, это вполне себе объективно. Чем крупнее компания, тем больше ее жизнеспособность зависит от формальностей и их соблюдения. У большой компании достаточный запас прочности чтобы спокойно переживать кризисы, которые бы моментально выжгли стартап дотла. Поэтому для большой компании необходимо сглаживать острые углы, широко использовать дипломатию и обходиться формулировками вида "выражаю обеспокоенность ситуацией на проекте XXX, которая, возможно, произошла из-за факторов YYY и ZZZ, а поэтому предлагаю обсудить вариант действия WWW".

Мне потребовалось какое-то время и сколько-то прочитанных книг, а так же сколько-то часов рефлексии над увиденным, услышанным и усвоенным, чтобы понять, что и почему работает в одних случаях, а что и почему в других. А когда такое понимание пришло, то встал другой вопрос: "А зачем это нужно лично мне?"

Грубо говоря, если ты по своей натуре и физиологии спринтер, то какой тебе смысл бегать марафоны?

Понятно, что есть какие-то рамки приспособляемости. И, если сильно постараться, то из бегуна на 400m можно со временем переквалифицироваться в марафонца. Но тут возникает несколько неприятных вопросов: сколько времени на это придется потратить? Каковы шансы при этом получить хорошие результаты? Что при этом будет потеряно?

Собственно, какая-то такая мотивация у меня была когда я уходил из "Интервэйла" и не стал искать себе работу в крупных конторах, вроде ЕПАМа или БелИБА. Быть менеджером в крупной софтверной конторе -- это непросто, это вызов, это престижно и денежно. Но сильно не мое.

Мое -- это ориентация на продукт, на его создание, выпуск и доведение до ума. Чему есть ряд примеров. Последний из которых -- уже упоминавшийся RESTinio, сделанный нами с нуля. Пока еще не доведенный до уровня стабильной версии 1.0.0, но уже использующийся разными людьми для разных проектов. И продолжающий свое развитие.

Так что хочу поблагодарить всех, кто время от времени делает мне лестные предложения о переходе в их, уверен, замечательные компании. Но я плохо приспособлен для работы в больших и устоявшихся организациях, мне гораздо ближе маленькие продуктовые компании, находящиеся в стадии становления. Ну и рискованный и непростой эксперимент с нашим собственным "СтифСтримом" -- это продолжение всей этой истории.


Что-то я наговорил много слов. Сухой остаток, в принципе, такой: если вам нужно поднять проект и вам нужны люди, которые нацелены на результат, называют х*йню х*йней, но при этом не обкладывают х*ями всех и вся, то вы знаете к кому обратиться ;)

Комментариев нет: