воскресенье, 29 апреля 2012 г.

[comp.vintage] Раритетный Toshiba T5100/100 ищет нового хозяина или готовится уйти на свалку

Если мне не изменяет склероз, то в 1999-м я стал владельцем лэптопа Toshiba T5100/100. Года 1988 или 1989-го выпуска. По тем временам это была, полагаю, продвинутая машинка – процессор Intel 80386, 4Mb RAM, 100Mb HDD, 1.4” FDD. Килограмм под шесть весом.

Года с 2000-го он валялся у меня без дела. И, что самое интересное, работает до сих пор. Сегодня чтобы сфотографировать я его впервые за последние несколько лет включил и он завелся сразу же.

В конце-концов пришло время определяться с его дальнейшей судьбой. Хранить его негде, а просто выбросить жалко. Может найдется какой-нибудь любитель старины или же кому-то нужен компьютер с COM- и LPT-портами для старых MS-DOS-овских программ? Отдам в хорошие руки без-воз-дмез-но, т.е. даром :)

Под катом небольшая история о том, зачем я его покупал и как использовал.

Не смотря на то, что учиться программировать я начал где-то в 1990-м, своего компьютера дома у меня не было очень долго. Мешали две причины – отсутствие денег и нежелание моих домашних терпеть дома большущую шумящую машину. Домашних я, в итоге, переубедил, но вот финансовый вопрос оставался самым сложным.

Когда я окончил универ в 1995-м, найти в Гомеле работу программиста с окладом в $100-150 было не сложно. Но потом, с каждым годом, дела становились все хуже и хуже. Где-то в 1998 все стало настолько плохо, что временами на жизнь были лишь небольшие деньги, которые выдавали в качестве суточных для командировок на завод в Калинковичах, где мы тогда делали внедрение.

Плюс к тому, компьютеры тогда развивались настолько стремительно, что купленный за $1500 новый компьютер морально устаревал уже через полгода после покупки, а через год обесценивался чуть ли не в три раза. Так что, хоть и удалось скопить некоторую сумму на б/у-шный компьютер, потратить ее не давала жаба – уж больно жалко было отдавать $500 за железяку, которую через год можно было бы продать лишь за $150.

Так я и жил себе без личного компьютера. Работал в двух местах + числился в аспирантуре. И вот на третьем курсе аспирантуры я сам для себя решил, что просто так уйти из нее даже не попытавшись написать диссертацию, будет неправильно. Тем более, что объектно-ориентированная СУБД, которую я и хотел выдать за результат своих “научных исследований” уже была и успешно работала.

Встал вопрос с набором текста самой диссертации. Можно было либо сидеть на работе допоздна, чтобы использовать освободившиеся компьютеры, либо же покупать компьютер домой. Я решил остановиться на втором варианте. Но, чтобы не тратить лишних денег на быстро устаревающие Pentium-ы или AMD-шные аналоги, приобрел себе такую машину, которой больше устаревать уже некуда :) Если не ошибаюсь, обошелся мне этот лэптоп в $150.

Покупка оправдала себя на все 100%. Во-первых, после работы я компьютер выключал, складывал и убирал под стол, так что места он не занимал. Чему очень обрадовались мои домашние. Во-вторых, его оранжево-черный экран оказался поразительно качественным. Это был второй на моей памяти монитор, за которым можно было просидеть несколько часов подряд и глаза совсем не уставали (первым был черно-зеленый монитор немецкого Robotron 1715). В-третьих, у него была хорошая клавиатура с полноразмерными клавишами. В общем, Toshiba всегда делала хорошие ноутбуки ;)

Текст диссертации я набирал в HTML, в качестве редактора использовал седьмой MultiEdit. А на 386-м компьютере с 4Mb памяти он просто летал. Никаких тормозов. Что не шло ни в какое сравнение с работой в MS Word-е под Windows.

Когда мне нужно было распечатать что-нибудь из диссертации, то я просто импортировал HTML в Word, подправлял стили чтобы удовлетворять требованиям оформления ВАК-а и все. Получилось на удивление удобно. Как говорится – дешево и сердито.

Но предметом моей особенной гордости была работа со ссылками на литературу. Тем, кто писал диссер сразу в Word-е, приходилось вручную поддерживать список литературы и вручную расставлять ссылки на источники в тексте. У тех единиц, которые использовали LaTeX, дела были, кажется, получше. Мне же запустить и освоить LaTeX на своем лэптопе не удалось, поэтому я остановился на HTML. А для работы со списком источников написал маленькую программку на С, которая сканировала мои HTML-файлы и заменяла мои собственные теги со ссылками на литературу правильно оформленными значениями. Так что, если мне требовалось добавить еще один источник, я просто включал его в отдельный файл и прогонял HTML-ки через утилиту. Получая на выходе новый отсортированный по алфавиту список источников + откорректированные ссылки на источники во всех HTML-файлах.

В итоге, месяца за четыре ежедневной работы по 3-4 часа в день текст диссертации я написал. Но, т.к. все делал сам не имея должного представления о том, что и как должно быть, то мою работу сразу же забраковали. Профессор И.В.Максимей, который держал ученый совет, где я планировал защищаться, предложил мне перейти “под его крыло” и в течении года довести мою работу до защищабельного состояния. Но это мне не было уже не нужно, да и деньги на жизнь нужно было зарабатывать. Посему из аспирантуры я ушел, диссертацию забросил, а лэптоп оставил в качестве музейного экспоната.

Ну а сейчас этот раритетный Toshiba T5100/100 либо будет выброшен на свалку, либо же найдет нового хозяина, который будет его хранить еще какое-то время.

2 комментария:

junkkepper комментирует...

Очень интересно! Прошу прощения за запоздалый ответ, но вы уже выбросили этот раритет? Я заинтересован в приобретении этого ноута, поскольку в прошлом у меня был похожий ноут, и тоже от Toshiba.

eao197 комментирует...

@junkkepper

К сожалению уже выбросил :(