Не смотря на то, что наша маленькая компания существует уже более пяти лет, мы редко выполняли работы для заказчиков, в основном же концентрировались на создании и продвижении собственных продуктов.
А в тех немногих случаях, когда мы делали что-то под заказ, то это было, в основном, возвращение к жизни и приведение в порядок уже существующих проектов. Где не приходилось выдумывать что-то новое, скорее нужно было просто копать отсюда и до обеда.
Работали мы по схеме time-and-material, т.е. выставляли счета заказчикам исходя из затраченного нами времени. И с подсчетом этого самого затраченного времени проблем не было как раз из-за работы в режиме "отсюда и до..."
Даже в случае, когда мы сделали проект, фактически, с нуля, все равно особых сложностей с подсчетом человекочасов не возникало. Т.к. основные проектные решения как-то сами-собой родились еще в процессе написания ТЗ.
Но вот в текущем заказном проекте (в котором мы также работаем по схеме time-and-material) недавно возникла ситуация, с которой мы пока еще не сталкивались. Потребовалось именно что родить идею.
А вынашивание и рождение идей -- это процесс недетерминированный и плохо контролируемый. Плюс к тому, сам я (как выяснилось) отношусь к людям с рывковым типом производительности, т.е. пока идея не выкристаллизовалась в голове, большую часть времени страдаю какой-то левой фигней.
На практике это выглядело так: садился с блокнотиком и начинал записывать какие-то мысли по поводу задачи. Первые минут 15 это более-менее получалось. Затем мысли начинали разбегаться кто-куда и еще минут 15-20 я с этим хоть как-то справлялся, возвращая их в нужное русло. Но в последующие полчаса все неизбежно скатывалось в состояние, когда в голове образуется неконтролируемая каша из разрозненных кусочков и обрывков, после чего наступало понимание что все, финиш. Блокнотик откладывался в сторону, а я тратил время на не имеющую отношения к задаче ерунду.
Таких подходов в рамках рабочего дня было, как правило два, иногда три. Что давало 1.5-2 часа в день про которые с чистой совестью можно было сказать, что они потрачены именно на нужды заказчика.
Однако, проблема заключается в том, что плотно заниматься чем-то другим в эти дни больше не получалось.
Как я понимаю, суть в том, что после часа безуспешного выкуривания бамбука с блокнотиком работа моего мозга над задачей не прекращалась, просто переходила на подсознательный уровень. Этот уровень оказывался загруженным, и на то, чтобы взяться еще за какую-то другую серьезную задачу уже не оставалось ресурсов. Т.е. ответить на email -- пожалуйста, сделать мелкий и тривиальный фикс -- сколько угодно, пролистать какую-нибудь статью или обсуждение в чатике -- без проблем. Но вот сесть и запрограммировать что-то или же написать кусок для новой статьи (или даже заметку в блог) -- вот это уже никак.
В итоге, на рождение идеи было затрачено чуть больше недели календарного времени. Фактического времени было залогировано 12 часов. На то, чтобы зафиксировать получившееся в тексте и затем дать заказчику необходимые разъяснения ушло 5 часов (все это в течении одного рабочего дня).
Что заставляет задуматься о том, а как же правильно оценивать трудозатраты по заказному проекту вот в таких случаях, когда приходится рожать идеи и это происходит подобным образом.
Фиксировать только время, которое было затрачено на сидение с блокнотиком -- это явная работа себе в убыток. С другой стороны, логировать по 7 или 8 часов в такие дни совесть не позволяет, ведь большую часть этого времени я, фактически, бил баклуши и гонял своих собственных тараканов. Да и не хочется провоцировать вопросы со стороны заказчика о том, неужели несколько страничек сумбурного текста потребовали 40 рабочих часов подготовки...
Вот впервые оказались в такой ситуации. Есть о чем подумать.
Когда занимаешься разработкой собственных продуктов, о таких вещах беспокоится не приходится.
PS. Раз уж пошла такая пьянка, поделюсь еще одним наблюдением. По нашему опыту выходит, что даже когда по заказному проекту идет плотная работа с минимумом задержек и отвлечений, все равно выходит где-то по 110-120 часов на человека в месяц. Максимум. Остальное время либо мы на что-то вынуждены отвлекаться, либо заказчик что-то не предоставил, либо ждем какого-то подтверждения/согласования или доступности чего-то/кого-то, либо еще что-то (типа болезни, мелких форсмажоров и т.п.). Из этого следует то, что нельзя подходить к расчету предполагаемой выручки по формуле Rh*160 (где Rh -- это почасовой рейт), в реальности выйдет, в лучшем случае, Rh*120.
PPS. Не знаю, зачем этот пост был написан. Возможно, кому-то, кто задумывается о начале собственного бизнеса, будет интересно прочитать о том, во что мы сами вляпываемся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий