Говорят, что давеча стукнуло 25 лет знаменитому DOOM-у: Reflections on DOOM's Development. Ну а раз так, то невозможно не вспомнить это знаковое явление давно минувшего прошлого.
Сам я с DOOM-ом познакомился или в конце 1994-го или уже в 1995-ом. Причем, как мне помнится, сперва я прошел DOOM2. А затем уже, из спортивного интереса, и первый DOOM. А потом и все add-on-ы к ним, которые попадали мне в руки. До рисования собственных уровней дело не дошло, хотя какой-то редактор уровней мы раздобыли.
В соревнованиях по DOOM-у я не участвовал. Да и их в нашей местности в 1995-96, наверное, и не было еще. Потом про соревнования слышал и кто-то из моих коллег по аспирантуре даже пытался в них участвовать, но мне это уже было не интересно. Так что на каком уровне я сам играл не могу сказать. Но когда несколько раз прошел DOOM-у, то развлекался следующим образом: запускал DOOM, затем с помощью чит-кодов переходил на нужный мне уровень и начинал проходить его начиная с одним пистолетом, поднимая остальное оружие уже на самом уровне. Первый DOOM я так прошел полностью. Во втором DOOM-е добрался до 17-го, что ли уровня, и все. Там уже с одним пистолетом против толпы монстров не попрешь.
Еще, помнится, развлекался тем, что проходил уровни не сохраняясь. Т.е. сохраняешься только в начале уровня, а дальше -- нет, пока не перейдешь на следующий.
Играл на уровне сложности ultra-violence, без чит-кодов.
Вообще, в то время я был большим фанатом стрелялок от первого лица. Но вот другие игры на движке DOOM-а, вроде Hexen или Heretic, мне не зашли.
Зато потом появился Duke Nukem. А еще чуть позже сделанный на его движке Redneck Rampage. Правда, Duke Nukem был не первой стрелялкой, в которой можно было поднимать ствол вверх или опускать вниз. Первой такой стрелялкой был Jedi Knight по мотивам вселенной Звездных Войн. Вроде как Jedi Knight прошел совсем незаметно на фоне DOOM-ов и Duke Nukem, но это была очень хорошо сделанная игра, атмосферная, в которой даже световым мечом можно было противников рубать (и не только рубать, но и отражать выстрелы врагов).
Потом уже были Quake. Первый и второй. Вот честно не помню, какой больше понравился, хотя прошел оба. Вроде как графика была уже на совсем другом уровне, но по увлекательности игры, вроде как, Duke Nukem был более захватывающим.
А жирную точку в увлечениях шутерами поставила такая малоизвестная стрелялка, как NAM. Написана она была на движке Duke Nukem-а и в конце 1990-х это выглядело уже архаично, конечно же. Но атмосфера, которая возникала в игре была просто какой-то невероятной. Такого я больше нигде не видел. Какой-то уровень начинался вообще с того, что открывалась дверь приземлившегося на опушке джунглей вертолета и по тебе начинали палить со всех сторон. Не успеваешь моргнуть глазом, как ты уже труп. Нужно было сходу брать ноги в руки и бежать со всех сил, да еще по ковбойски стреляя в возникающих то тут, то там врагов. Ну а хождение по ночным джунглям -- это вообще отдельная история. Только вот пройти полностью NAM не удалось. Застрял на каком-то уровне и все. Несколько дней тыкался, тыкался. А потом раз, и отвернуло от шутеров. Навсегда :)
Самое любопытное -- это то, что сейчас вспоминаешь все это совершенно равнодушно. Даже ностальгии никакой нет почему-то. Не смотря на то, что времени на DOOM и прочие компьютерные игры убито было немерено. Ощущение, что все это происходило с каким-то другим человеком, не со мной.