суббота, 3 июля 2010 г.

[life.wow] Слепые художники

Сегодня в ЖЖ ibigdan увидел заметку про слепую художницу Лизу Фиттипальди (Lisa Fittipaldi). Ее история, вкратце, такова: в 1993-м году она потеряла зрение. Уже будучи слепой она попробовала рисовать акварельными красками. Это у нее стало получаться и, как я понимаю, со временем она перешла на масло.

В упомянутой мной заметке можно увидеть ряд работ этой художницы. Но меня впечатлила вот эта:

Точнее даже один ее фрагмент – обнаженная часть спины танцовщицы. Поскольку рельеф спины был передан плавными цветовыми переходами.

Я не понимаю, как это возможно.

Т.е. я вполне могу представить, что слепой человек может развить пространственную ориентацию и осязание так, чтобы нарисовать контуры сложной фигуры (спину той самой танцовщицы) посредством линий.

Но я не могу вообразить, как незрячий человек, пусть он даже видел раньше, может так смешать на палитре краски, чтобы подобрать правильные цветовые переходы.

Исходя из своего небольшого опыта масляной живописи в далеком детстве, я могу сказать, что далеко не всем зрячим это удается. Более того, точность подбора цвета зависит даже от таких факторов, как освещение: естественный свет утром и вечером разный, разные источники искусственного освещения придают отличающие оттенки одним и тем же краскам. А для предания гладких переходов еще временами приходится как бы накладывать один мазок в нахлест другому, чуть перемешивая их.

Так что при всем уважении и восхищении Лизой Фиттипальди я пока уверен в том, что все здесь не так радужно. Т.е. пока не увижу, как она это делает, я оставляю за собой право сомневаться.

Чтобы увидеть, обратился к YouTube. Там есть несколько роликов о слепых художниках.

Вот первый, об американском студенте:

При просмотре видно, что он пишет не по чистому холсту. На холсте уже есть рельефные метки. Так же можно заметить, что на его работах очень мало плавных цветовых переходов – в основном это высококонтрастные картины. И еще один подозрительный момент – на картине с лежащей собакой (которую так же показали и живьем) очень точно передан сложный окрас собаки: белые пятна на морде и голове, “очки” вокруг глаз. Не могу я представить, откуда слепой художник мог знать не только об их наличии, но и о форме и размерах?

Однако, самый внушающий ролик рассказывает о турецком слепом художнике Esref Armagan (вот кратко о нем в Wikipedia, а этого его персональный сайт). Он слепой от рождения. Как он рисует – я себе представить не могу:

Однако, можно легко заметить, что его рисунки и картины не имеют тех плавных линий и уж тем более таких точных цветовых переходов, как на работах Лизы Фиттипальди. Вот, например, галерея его работ. Более того, в Wikipedia говорится чуть-чуть о его технике рисования портретов – он сначала просит зрячего человека обвести фотографию натурщика, а потом левой рукой изучает получившийся рисунок. Что, имхо, убедительно доказывает, что чудес не бывает.

Так что, очень бы хотелось увидеть, как работает Лиза Фиттипальди.

Кстати, компания Volvo сняла для своего автомобиля S60 рекламный ролик с участием Esref Armagan:

пятница, 2 июля 2010 г.

[prog] Вышли Ruby 1.9.1-p429 и Ruby 1.9.2-rc1

Вышли новые версии языка Ruby семейства 1.9.*:

  • bug-fix версия 1.9.1-p429. Исходные тексты лежат здесь, а бинарники под win32 – здесь;
  • первый release candidate версии 1.9.2. Исходные тексты лежат здесь, а бинарники под win32 и win64 – здесь.

Официальный релиз версии 1.9.2 запланирован на начало августа 2010 года.

PS. В списке изменений версии 1.9.2 меня лично смущает то, что в глобальной переменной $: теперь нет текущего каталога. Есть подозрение, что это может сказаться на каких-то из моих приложений. Нужно будет быть начеку.

[life] Хорошее подтверждение тому, что Terms & Conditions никто не читает :)

При регистрации аккаунта на YouTube предлагают прочитать соглашение об условиями предоставления услуг и пр. Якобы предлагают, поскольку тяжело читать документ в окошке на три строки:

Оно и правильно, эти все terms & conditions все равно почти никто не читает, так зачем на них место тратить. Формальное требование выполнено и всех делов :)

PS. Вспоминается байка о том, как в США производителей продуктов обязали печатать на упаковке полный состав продукта. И, вроде бы, компания Nestle очень грамотно к этому требованию подошла – напечатала. На крышке. На внутренней ее стороне. Захотел ознакомиться с составом ее орехового масла – купил, открыл и прочитал! :)

[life.cinema] Очередной кинообзор

Быстро и незаметно пролетел июнь и я запоздал с очередным кинообзором. Исправляюсь. Проходящий сейчас Чемпионат Мира по футболу не мог не сказаться, поэтому кинообзор маленький.

Кровавая жатва. Качественно, сурово, кроваво. По началу в некоторых местах хотелось крикнуть "Не верю!", но к финалу произошел очень неожиданный разворот сюжета. И почти все встало на свои места. Предупреждаю, крови будет много.

Проклятый путь. Качественно. Хотя и затянуто. Ну и немного предсказуемо.

Человек-волк. Снято хорошо, очень стильно. Местами, однако, видно, где используется компьютерная анимация. Фильм был бы вполне достойным, если бы в более ранеем Волке с Джеком Николсоном эта же тема не была раскрыта более качественно.

Яма. Своеобразный сюжет. По-моему, авторы фильма чуть недотянули, наверное, можно было бы сделать и закрученнее, и трагичнее. Получился не шедевр, но потраченного на него времени не жалко. И, на мой взгляд, очень удачно выбрали актрису на главную роль.

Мне бы в небо. Мелодрама. Не сильно сентиментальная и довольно динамичная для мелодрамы. Потому я и смог ее досмотреть. Но, т.к. я не любитель этого жанра, то даже не могу сказать, хороший это фильм или нет. Меня он не тронул.

Бандиты в масках. С одной стороны – это европейский, французский криминальный фильм. Что уже хорошо – совсем другая стилистика, совсем другие сьемки – приятно отличаются от голивудских криминальных драм. Но с другой стороны сильное впечатление посредственности. А в общем фильм скорее не понравился, чем понравился.

Волк одиночка. Гламурненько. Заумненько. Невероятненько. Посмотреть, в принципе, можно. Но рекомендовать не буду.

Крип (он же "Крадущийся", он же "Урод"). Очередная страшилка про урода-маньяка, который гоняется за людьми. На этот раз в лондонской подземке. Думаю, что фильм заинтересует только поклонников данного жанра.

четверг, 1 июля 2010 г.

[prog] Интересные оценки из статьи Get Software Quality Right

Статья Get Software Quality Right от 25 июня 2010 в Dr.Dobb’s Journal. Сама по себе интересная и толковая. Но мне особенно понравились следующие нехитрые выкладки для оценок программного проекта:

Пусть есть проект, содержащий N функциональных точек. Тогда:

  • если возвести N в степень 1.25, то получится приблизительное количество дефектов в проекте;
  • если возвести N в степень 1.2, то получится приблизительное количество тестовых сценариев (test cases), необходимых для тестирования;
  • если возвести N в степень 0.4, то получится приблизительное количество месяцев, необходимых на реализацию проекта;
  • если разделить N на 150, то получится приблизительное количество программистов, необходимое для реализации проекта.

Т.е. для проекта в 1000 функциональных точек получится:

  • порядка 5600 дефектов;
  • около 4000 тестовых сценариев;
  • более 15 месяцев на разработку;
  • команда из 6-7 человек.

Занимательно. Особенно с учетом того, что я понятия не имею о том, что такое функциональная точка, с чем ее едят, как соотносятся функциональные точки и строки программы (например, на C++) и т.д. Но все равно занимательно.

А по поводу информации о функциональных точках переадресую читателей в Wikipedia ;)

Function Point
Software development effort estimation
Software Sizing

среда, 30 июня 2010 г.

[life.art] Красивое световое шоу YEKPARE

Немного затянуто, сильно непонятно, но очень красиво и завораживающе:

‘YEKPARE’ (monolithic) from nerdworking on Vimeo.

Как я понял из сопроводительного текста, это шоу рассказывает о 8500-летней истории Стамбула. Изображение проецируется на здание железнодорожного вокзала Haydarpaşa.

[prog] Обновился Ruby 1.8.* – Ruby-1.8.7-p299

Недавно вышла версия Ruby 1.8.7-p299, в которой было исправлено несколько багов.

Официальный анонс здесь.

Исходники можно взять отсюда: http://ftp.ruby-lang.org/pub/ruby/1.8/

Бинарники для win32 лежат здесь: http://ftp.ruby-lang.org/pub/ruby/binaries/mswin32/

вторник, 29 июня 2010 г.

[life.war] Прочитал несколько книг о Великой Отечественной

За пару прошедших месяцев прочел несколько книг о Великой Отечественной Войне: “Я дрался на T-34” (вторая книга), “Я дрался на Ил-2”, “Я дрался на По-2” и “Я дрался на Пе-2” Артема Драпкина (большое спасибо Роману Орышко), а так же мемуары Александра Евгеньевича Голованова “Дальняя бомбардировочная”.

Впечатлений много. Сначала коротко о самих книгах. Потом подробнее о впечатлениях.

Книгу Голованова, я считаю, прочесть следует. Она, по-моему, рассказывает о трех темах: об организации и действиях авиации дальнего действия (здесь много статистики и интерес эта тема может представлять для интересующихся именно организацией войск), о героизме летчиков и о действиях верховного главнокомандующего во время Войны.

А вот о книгах Артема Драпкина у меня сложилось такое мнение: можно было бы организовать всего лишь один том “Я дрался на…”, в который включить наиболее яркие и характерные рассказы из отдельных книг. Поэтому не могу я порекомендовать читать все книги серии “Я дрался на…”, но вот одну-две из них прочесть нужно обязательно (я бы предложил “…на Т-34” и “…на Ил-2”).

А теперь впечатления о самой Войне.

Пожалуй главное впечатление – я даже отдаленно не смог представить себе масштаба этого страшного события. Когда читаешь, как в 41-м году из Белоруссии (Украины, России) эвакуируют куда-то в глубь страны остатки авиационного или механизированного училища, размещают, обеспечивают снабжение, обучение, обеспечение учебной техникой… Все же это делалось повсеместно, массово. Эвакуировались сотни училищ, школ, предприятий. В этот момент шла тотальная мобилизация, что на фронте шли тяжелейшие бои… Блин, как все это удалось сделать, какая же это была величайшая организационная проблема?

После прочитанного полемика о том, уместно ли чествовать среди героев прошедшей войны и верховного главнокомандующего И.В.Сталина (развернувшаяся в России перед Днем Победы), выглядит для меня просто дикой.

Рыба, как известно, гниет с головы. Любое предприятие, попадая в кризис, может спастись только, если у его руля стоят правильные люди, во главе с правильным генеральным директором. Если генеральный не справляется – все, предприятие пойдет ко дну – хорошие подчиненные могут лишь продлить его агонию, не более.

Во время войны весь Советский Союз был большим-большим предприятием в таком кризисе, которого никто и никогда еще не видел. И, не смотря ни на что, выдюжил. Победил. Не признавать в этом заслуг главного лица государства – это просто трындец. Не могу судить о том, что творил Сталин до и после войны, но то, что в нашей победе его очень и очень большой личный вклад – это для меня несомненно.

Еще одно неожиданное впечатление. Наверное многим мамы и папы в детстве говорили – учись, сынок, получишь хорошее образование – хорошо устроишься в жизни. Читая воспоминания ветеранов понимаешь, что во время войны эта простая аксиома еще более актуальна, чем в мирное время. Выживание на войне становится результатом сложения двух факторов – везения и квалификации. Не имеешь подходящей профессии – в пехоту, в грязь и уповай на удачу. А если мозгов хватило в молодости подучиться, то можно попасть в танкисты. Там, вроде, шансов побольше. Или в летчики. Лучше всего в дальнюю бомбардировочную, там за счет хорошей выучки и подготовки потери поменьше.

Я наверное здесь сильно передергиваю, но у меня сложилось такое впечатление – чем больше тебя учат, тем больше шансов остаться в живых. Да и условия жизни в разных родах войск были несравнимы. Так что: учись, сынок!

Кстати, с обучением еще одно впечатление связано. Как-то с детства, с военных фильмов и книг складывалось мнение: какие же герои эти преподаватели и инструкторы военных училищ, которые писали рапорты, совершали правонарушения для того, чтобы попасть на передовую, а не сидеть в тылу. Многие добивались своего, уходили, сражались, гибли. Герои с большой буквы. Поскольку могли сидеть в тылу и выжить. Но они уходили и гибли.

К сожалению, у этого героизма оказалась неожиданная для меня обратная сторона. Когда кадровые преподаватели с большим опытом уходили, кто приходил на их место? Вчерашние курсанты. Которые потом так же уходили. А на их место приходили уже курсанты, которых учили вчерашние курсанты. И качество обучение неизбежно падало. И это оборачивалось большим процентом потерь среди выпускников. Вот так вот получается, не смог усидеть опытный преподаватель в тылу, ушел драться. Да вот только из тех, кого он не успел научить, гибли уже не двое из десяти в первом бою, а пятеро или больше. Блин. И он не виноват, и тех, кто без него недоучились жалко.

Отдельное впечатление о героизме и трусости. Похоже, что и того, и другого было в избытке. К счастью, героизма оказалось больше. Хотя не без некоторой стимуляции. Перед Днем Победы было много разговоров о том, что Сталин настолько не верил в свой народ, что организовал загрядотряды. А нам они и не нужны были вовсе. Мол, мы бы и так всех порвали.

Не все так просто. Вот, например, не редкими оказывались случаи, когда выделенные для прикрытия штурмовиков истребители уклонялись от боя с вражескими истребителями и уходили, оставляя штурмовики без прикрытия. Настолько нередкими, что был издан приказ “Об установлении понятия боевого вылета для истребителей” (№0685 от 09.09.42):

1. Считать боевым вылетом для истребителей только такой вылет, при котором истребители имели встречу с воздушным противником или вели с ним воздушный бой, а при выполнении задачи по прикрытию штурмовиков и бомбардировщиков считать боевым вылетом для истребителей только такой вылет, при котором штурмовики и бомбардировщики при выполнении боевой задачи не имели потерь от атак истребителей противника.
…4. Летчиков-истребителей, уклоняющихся от боя с воздушным противником, предавать суду и переводить в штрафные части – в пехоту.

А в завершение еще одно очень сильное впечатление. На этот раз о женщинах, отправивших своих сыновей на войну (из второй книги “Я дрался на Т-34”, стр.52):

До той станицы, откуда меня призывали, немцы не дошли, но пленных через нее гнали часто. Бабушка моя потом рассказывала, что выходила вся станица (а в станице было три(!) церкви). Совали немцам кто картошку, кто молоко. Моя бабушка дала немцу краюху хлеба, а наш конвоир заметил и прикладом ей в бок. До самой смерти все у нее бок болел. Наверное, ребро сломал. Когда она мне потом рассказывала, я говорю: “Бабушка, ну как же так?! У тебя трое сыновей погибли! Может быть, вот этот, кому ты сунула хлеб, их и убил?!” – “Не знаю… может, и наших пленных там ведут, там тоже матери есть”.

Страшная была война.

Вечная слава победителям!
Вечная память погибшим!

понедельник, 28 июня 2010 г.

[work.humour] Опечатка в документации почти по Фрейду

Вычитываю сейчас документацию по некоемому внутреннему инструменту. Глаз цепляется за фразу:

Достаточно загрузить исподники из репозитория

Стало понятно, в чем состоит искусство сопровождения программ: не допустить превращения исходников в исподники ;)

воскресенье, 27 июня 2010 г.

[life.photo] Лес на фотографиях Александра Кожухова

Сегодня в рубрике “Знакомство с фотомастером” снимки природы Александра Кожухова. Меня в его работах цепляет то, что на фотографиях нет каких-то уникальных по красоте или экзотичности мест. Он снимает, в общем-то, очень обыденные вещи. Но снимает очень здорово.


Пятнистое утро 3


У пруда


Утка


>> v <<


Утро на Эльбе 3


Декорации, "зимний репост"


Декорации


Ветка бамбука (Ветка бамбука на фоне сосны, облака и парящей бабочки).


Снова про туман

Ну а здесь уже традиционное приглашение ознакомиться с остальными фотографиями Александра Кожухова на photoline.ru.