Начало было положено здесь. Некая сценаристка, о которой шла речь -- это Юлия Глезарова, известная в Сети как gleza. Сценаристом она себя считает, поскольку ее имя засветилось в титрах Бумажного солдата (хотя где-то в своем ЖЖ она сама признавалась, что большую часть сценария написал Алексей Герман-младший).
Дабы не быть человеком, который "Пастернака не читал, но осуждает", прежде чем что-то говорить на счет способностей вышеозначенной сценаристки, решил посмотреть удостоенный престижных премий кинофильм "Бумажный человек". Дабы составить собственное мнение и проверить, насколько оно будет отличаться от других резко негативных мнений (коих в Сети отыскивалось множество).
Сразу скажу, досмотреть даже до середины не удалось. Более того, смотреть больше нескольких минут подряд так же не удавалось. Накал идиотии зашкаливал настолько, что рвотные позывы становились несдерживаемыми. Заставил себя досмотреть до момента, когда молоденькая медсестра вместо оказания помощи обгоревшему космонавту читает над ним молитву, а потом главный герой фильма отпаивает водкой еще одного космонавта в какой-то общественной ванной комнате. Просто читал об этом в отзывах о фильме и очень хотелось увидеть своими глазами.
Вопросы "Что за бред?" возникают по несколько раз в каждой сцене фильма. Причем бред этот можно разделить как бы на два слоя. Верхний слой -- это идеологическая, высокоуровневая составляющая этого бреда. Например, молодые, вполне успешные люди работают в одном из самых грандиозных проектов XX века. Но ведут себя как инфантильные неврастеники, вынужденные заниматься какой-то непонятной, никому не нужно фигней. А потому не имеющие ни воли, ни желания чего-то достигать, за что-то бороться, чем-то гореть. Этакий безвольный офисный планктон, перенесенный в март 1961 года.
Хочется спросить у авторов фильма: а вы когда-нибудь видели, например, увлеченных своей работой технарей? Да еще за 1.5 месяца за запуска самого важного в их жизни проекта, которому было отдано до этого практически вся профессиональная жизнь (речь ведь идет о молодых людях). Вот уж чего-чего, а безвольности в их действиях, словах и, особенно, в глазах, не будет ни капли. Затертое выражение "глаза горят" здесь работает на все 150%. И я ни за что не поверю, что у врачей, занимавшихся подготовкой первого отряда космонавтов было как-то по-другому. У них на это просто не должно было оставаться времени.
Но этот идеологический, высокоуровневый бред отфильтровывается просто и почти безболезненно. Просто сразу понятно, что фильм антисоветский, антироссийский. Поэтому включаешь соответствующий фильтр и не сильно обращаешь на это внимание. Но вот от чего не удается отрешиться, так это от бытового, низкоуровневого бреда, который в фильме на каждом шагу. И примеров тому несть числа.
В самом начале фильма в степи Казахстана главный герой находится на месте жесткой посадки космического аппарата. В костюме, в белой рубашке, с галстуком.
Эдакий современный офисный служащий, перенесенный на 50 лет назад в голую, продуваемую зимними ветрами казахскую степь. Сценаристы представляют себе, что такое поисковая операция? Сколько времени люди вынуждены проводить в дороге, пока доберутся до аппарата, сколько времени проведут на месте посадки, сколько будут добираться назад? Много ли выходных костюмов и галстуков было у молодых врачей в то время? И могли ли они позволить себе одевать их при выезде к месту посадки?
Далее, сцена отъезда главного героя с полигона на поезде. Пока он со своей любовницей ждал поезда местный казах-спекулянт предложил купить портрет Сталина в рамке. Но не в простой рамке. У нее по периметру были включенные электрические лампочки.
Обычные такие, накаливания. Судя по внешнему виду, рассчитанные на 220V и 25W. Повторюсь, лампочки были включенные! От чего они были запитаны? Ведь продавец портрета не стоял за стационарным прилавком. Он с этим портретом ходил! И не заметно было, чтобы за ним таскались провода или у него на спине висели аккумуляторные батареи.
Стоило главному герою отбыть на поезде, как оставшаяся на месте любовница купила у солдат ванну. Не хочу обсуждать как солдаты собирались скрыть пропажу ванной из партии, которую интендант явно принимал под счет (действие происходит, минуточку, на режимном объекте). Порвало на кусочки то, что молодая девушка одна(!) потащила(!) по земле(!) свою новую ванну.
Авторы фильма когда-нибудь имели дело со старыми чугунными ванными? Мало того, что они очень тяжелые (сильно сомневаюсь, что девушка в одиночку смогла бы приподнять хотя бы один ее край). Так еще нижняя часть старых ванн нифига не гладкая, а с очень сильными шероховатостями. Такую даже по бетонному полу протащить нереально, а уж на разбухшей от весенней влаги земле она просто зароется в грунт и ее разве что грузовиком можно будет сдвинуть с места.
Главный герой сначала вообще не упоминает о своей диссертации. Потом он в порыве истерики сжигает ее распечатанный текст. А через неделю он ее уже успешно защищает, да еще умудряется защитить кандидатскую, как докторскую. Внезапно. Т.е. нам сначала показали две недели из жизни главного героя практически не обмолвившись о том, что у него назначена дата защиты. А потом бах! И он не просто кандидат, а доктор наук. Остается лишь порекомендовать авторам фильма познакомиться с количеством хлопот и геморроя, который выпадает соискателям в предверии защиты. И попробовать представить себе, есть ли у соискателя время и желание на истерики с сожжением текста диссертации в таких условиях. Тем более, что сжечь можно разве что какой-то старый черновик, а чистовые экземпляры диссертации и автореферата уже давно переплетены, подписаны, проштампованы и, вероятнее всего, хранятся в ученом совете.
Отдельную высоту бытового маразма берет сцена "празднования" успешной защиты на чьей-то загородной даче. Тут уж идиотия бьет даже не ключем, а фонтаном. Жена главного героя приехала на загородную дачу в короткой юбке и в туфлях-лодочках. Время действия март, место действия Подмосковье, еще холодно, лежит снег, до глобального потепления остается лет 25-30, так что герои находятся совсем не на летней Ривьере. Но героиня в короткой юбке и лодочках.
Далее, собрались молодые люди, хорошие старые друзья, по радостному поводу. Часть из них явно очень занятые по жизни люди. Взять хотя бы главного героя: он и в космической программе принимает самое активное участие (раз ему приходится мотаться в Казахстан и выезжать на места приземления космических аппаратов) и время на диссертацию находит. И вот встречаются нормальные люди и что? Вместо того, чтобы плотно и тепло общаться друг с другом, согреваясь водкой и дружеской компанией, они совершают какое-то броуновское движение, изредка обмениваясь какими-то бессмысленными фразами. Такое чувство, что собралась кучка вусметь уставших от жизни моральных уродов, единственный вопрос в глазах которых: "Ну когда же я, наконец, сдохну?" Да и тот им лень озвучивать.
Но апогеем бытового маразма в сцене на даче стал подарок одного из друзей главному герою. Под маркой ручной электродрели был подарен современный аккумуляторный шуруповерт, да еще непонятного цвета. Я сам нифига не специалист в советском ручном электроинструменте, но ни в детстве, ни в молодости не доводилось видеть такого совершенства отечественной продукции :)
Отдельно хочется сказать о том, какое впечатление производят показанные в фильме члены отряда космонавтов. Об истеричном герое, который погибает в барокамере даже не хочется говорить. Это, по-моему, вообще за гранью добра и зла. Но вот общее впечатление того, что будущие космонавты -- это тупоголовые мартышки, которые ничего не понимают и способны лишь на плоские шутки, авторы тщательно пытаются создать. По крайней мере в первые полчаса фильма. Между тем, в отряд космонавтов брали молодых летчиков. Дело было уже через 15 лет после Войны, просто так с улицы попасть в военные летчики уже нельзя было. Нужно было иметь за плечами летное училище, а уж куда-куда, но в летные училища дебилов в СССР не брали никогда. Что до первых космонавтов, то лично я вспоминаю выступления по телевизору Алексея Леонова и Георгия Гречко -- очень интересные люди, отличные рассказчики, впечатления тупых солдафонов не производили ни разу.
Но больше всего потряс момент, когда группа космонавтов запустила одного из своих товарищей внутри тренажера с холма.
Запустили, а потом смеясь стали подниматься обратно на холм, даже не удосужившись посмотреть, чем все закончится. Не говоря уже о том, чтобы помочь своему товарищу. Вот уж во что я никогда не поверю, так это в такие отношения в отряде космонавтов.
Получилось слишком много слов. Пора подводить резюме. Фильм -- маразматическое, унылое антисоветское говно. Если Юлия Глезарова действительно имела отношение к сценарию фильма, то она абсолютный бездарь. И очень жалко, что такие "специалисты" вращаются вокруг российского телевидения.