Главным фактором, толкнувшим меня на покупку приличной цифровой зеркалки (в моем случае это Nikon D90), стала наметившаяся поездка на отдых в Турцию. Точнее, приличный аппарат я хотел купить уже давно, но “таможня не давала добро” – для семейного бюджета это была непозволительная роскошь. Тем не менее, собравшись в кои-то веки с семьей выехать на море, я решил, что не гоже портить отдых и материться постоянно на тормознутые, неудобные фотоаппараты. Посему просто купил новую камеру и поставил всех перед фактом. Когда-то давно я уже поступил так с пленочным Nikon F65 и это себя оправдало. Похоже, что оправдывает и в этот раз. Хотя фотограф из меня пока аховый. Вот об этом далее будет подробнее :)
Главное впечатление от фотосъемки – у меня в руках очень мощный и очень сложный агрегат. Об использовании которого я имею, разве что, самые туманные представления. Достаточно сказать, что до сих пор я даже не прочитал полностью инструкцию к аппарату. Доходило до смешного – я знал, что D90 умеет снимать видео, но не знал, как заставить его это сделать :) Просто в один прекрасный день пришлось воспользоваться для съемки режимом LiveView и на экране разглядел подсказку о том, что кнопка “OK” включает видеосъемку :)) Но это было далеко не самое полезное открытие. Гораздо интереснее было обнаружить возможность управлять мощностью встроенной вспышки! Я ведь, грешным делом, считал, что это не возможно в принципе :)
Надеюсь, что парочкой этих пикантных подробностей я дал возможность оценить свой технический уровень. Что касается теоретического, то он должен был бы быть несколько повыше, т.к. я читал до поездки какие-то книжки и уже имел представление не только о том, чем выдержка отличается от диафрагмы, но и о том, за какие качества изображения отвечает каждый из этих параметров. Естественно, я не могу предположить, насколько именно глубина резкости при диафрагме 5.6 будет отличаться от оной при диафрагме 11, но в какую сторону должна отличаться – уже помню.
Эти минимальные познания в теории помноженные на мою самоуверенность привели к тому, что я не пользовался режимом “Auto” вообще (что, понятное дело, поднимало меня в моих собственных глазах намного выше уровня “ламеров”). Снимал в основном в режиме “приоритет диафрагмы”, иногда переходя к режиму “приоритет выдержки”. Ну еще и лихо меняя ISO, вплоть до 3200 :)
Вполне ожидаемо, что такое мое самоуверенное обращение с “творческими режимами” приводило к различным казусам. Так, сделав несколько снимков накануне вечером с ISO 3200 на следующий день я забыв вернуть ISO на 200 и лихо отщелкал серию снимков в середине солнечного дня – благо аппарат поддерживает выдержки вплоть до 1/4000.
По ходу съемок обнаружил в Nikon-е одну неприятную штуку, которая поначалу сильно отравляла жизнь. Дело в том, что в режиме “приоритет диафрагмы” значение диафрагмы меняется посредством переднего управляющего колесика, располагающегося под указательным пальцем. Но это же колесико в режиме просмотра снимков отвечает за листание фотографий. А после спуска затвора аппарат сам на небольшое время переходит в этот режим, давая возможность фотографу бросить взгляд на получившийся результат. Только вот я в это время пытался изменить диафрагму – вращаю переднее колесико, смотрю на управляющий экран сверху – и не вижу изменений значения диафрагмы. Прошло довольно много времени, пока я не понял, что в этот момент листаются снимки на LCD экране на задней крышке аппарата.
Да, а еще эта дорогая редиска не умеет сама горизонт выравнивать – даром что сетка в видоискателе есть, все равно у подавляющего большинства снимков горизонт по диагонали почему-то оказывается :)))
Еще остро почувствовал, что для многих случаев объектива 18-105 не хватает :) Надо бы что-то побольше. Например, 18-200, 55-300 или 28-300. Так что нужно начитать копить на первый апгрейд :)
Резюмируя техническую часть с чистым сердцем могу сказать, что у меня отличная камера. Осталось к ней добавить еще и хорошего фотографа ;)
С творческой составляющей фотосъемки дела обстояли еще хуже, чем с технической. Был когда-то один из основополагающих законов – идя на фотоохоту забудь пригласить друзей. Очень верный закон, сохраняющий свою актуальность и поныне. Нет, конечно, если кому-то нравиться снимать в режиме “давайте сфоткаемся вот здесь, а давайте на фоне вот этого, а давайте я стану вот здесь, а пусть за мной будет вот это”, то это совсем другое дело. Я, к сожалению, не из этой когорты счастливчиков. Вопрос – “А как (где, куда, на фоне чего) мне встать (сесть, лечь, прыгнуть)?” – повергает меня в ступор и уныние.
Еще в большее уныние меня повергает затем просмотр и отфильтровка нескончаемого потока из сотен кадров вида “я у пальмы, я у бассейна, я в бассейне, я на пляже, я на балконе…” с неизменным пристальным взглядом персонажей прямо в объектив. Павбывавбы! Видимо, не смогу я подрабатывать свадебным фотографом, жаль… ;)
Кстати говоря, однажды наблюдая за тамошними фотографами, окучивающими очередную парочку отдыхающих, поймал себя на мысли: “Крупнейшие производители фотокамер ведут изнуряющую борьбу друг с другом, постоянно совершенствуют модельный ряд своих аппаратов, оплачивают дорогостоящие научные исследования… Камеры и объективы с каждым годом становятся все лучше и лучше… А подавляющее большинство снимков, которые делаются затем с помощью результатов этих титанических усилий – это я и моя семья у бассейна в Турции с попугаем на плече.” Се ля ви, ничего не поделать.
В итоге, с удовольствием я снимал всего три сюжета – цветы (коих там было множество), волнующееся море и людей, которые не обращали внимания на то, что я их снимаю (либо обращали, но в самый последний момент, когда я их окликал). Хотя из-за того, что в наличии был всего лишь хороший аппарат без фотографа, приличных снимков получилось не так уж и много.
Подводя итог разговора не могу не спеть дифирамб в адрес цифровой фотографии вообще. Когда я в детстве пытался осваивать фотографию – тогда еще пленочную, с самостоятельной зарядкой пленки в кассеты, проявкой в бачках, ручной печатью в занавешенной ванной комнате – очень остро прочувствовал профессиональную фотографическую мудрость: фотография – дело темное! К счастью, цифровая фотография – это уже совсем другое дело. Мало того, что ты сразу видишь результат снимка, так еще и можешь сразу выбрасывать то, что тебе не нравится. Так, за две недели отпуска я отснял, наверное, около 1800 снимков. Домой привез порядка 1300, после первого же “просеивания” с помощью компьютера осталось не более 850. Не могу себе представить такого же с 36-кадровыми пленками :)
В заключение немного о разном. Был поражен большому количеству Nikon-ов в отеле. Все местные фотографы поголовно были вооружены Nikon-ами. У отдыхающих так же в основном зеркалки Nikon. Один раз наблюдал Sony-вскую Alpha. Всего лишь два раза видел Canon-ы, одним из которых меня попросили сделать несколько кадров – это был Canon 50D с объективом 18-200. Солидная штука, внушаить :)
Местные фотографы – это отдельная тема для разговора. Утром и днем их бывало не более 2-3 человек, зато вечером набиралось десятка полтора-два. По двое-трое они занимали основные дорожки/перекрестки у ресторанов и предлагали всем провести фотосеcсию. Особенно настойчиво тем отдыхающим, кто шел без фотоаппаратов. К обладателям больших зеркальных камер особо не приставали, но подкалывали – “О, коллега идет!” или “Привет, папарацци!”
Такие вот дела. Так что мой совет – хотите оставить о путешествии нормальные фотографии на память – берите с собой нормальный аппарат. Практика показывает, что хорошая камера даже в кривых руках способна выдать 5-6 приличных снимков на сотню-две кадров ;)
Под катом несколько фотографий из поездки для моральной компенсации тем читателям, которые смогли осилить сей поток сознания :)