В конце февраля, после C++ Russia 2017, возникла тема добавления в SObjectizer поддержки не константных экземпляров сообщений. Суть в том, что в SObjectizer из-за первоначальной направленности на взаимодействие в режиме 1:N, все сообщения доставлялись получателям в виде константных объектов. Получатель имел константную ссылку на пришедшее к нему сообщение и не должен был менять этот объект, т.к. в это же время то же самое сообщение мог обрабатывать еще кто-то.
Для некоторых сценариев это оказалось не очень хорошо. Например, если цепочка агентов выстраивается в конвейер, по которому движется большой объект, а каждый из агентов должен что-то в этом объекте поменять и передать измененный объект дальше. Или когда один агент должен передать "тяжелый" объект другому агенту, но использовать shared_ptr для этих целей не выгодно.
В итоге мы начали думать, как дать возможность пересылать не константные объекты-сообщения при взаимодействии агентов в режиме 1:1. Сначала идеи крутились вокруг movable-сообщений, т.е. сообщений, содержимое которых можно перемещать между экземплярами (например, когда кто-то делает send, то содержимое сообщение сразу же конструируется где-то в заранее созданном буфере у агента-получателя). Но затем была выбрана, как мне представляется, более простая идея: мы применили к сообщениям тот же подход, который в C++ используется для динамически-созданных объектов и unique_ptr. Класс unique_ptr говорит разработчику, что есть только один "владеющий" указатель на объект. Нельзя расплодить unique_ptr, можно лишь передавать право владения так, что только один unique_ptr будет владеть динамически созданным объектом.
Мы добавили в SObjectizer такое понятие, как unique_mbox. Т.е. специальный тип mbox-а, отсылка сообщения в который приводит к передаче не константного объекта-сообщения. Для того, чтобы получить не константное сообщение из unique_mbox-а, обработчик сообщения должен использовать специальный новый тип unique_mhood_t<Msg>. Это тонкая шаблонная обертка, похожая на уже существующий mhood_t, но она позволяет модифицировать полученный объект-сообщение. Так же unique_mhood_t позволяет переслать не константное сообщение дальше.
Вот небольшой кусок реального unit-теста из SObjectizer, который проверяет работу этого механизма. Там агент отправляет самому себе сообщение типа std::string. Получив сообщение, агент меняет текст сообщения и перепосылает измененный объект. При этом проверяется то, что повторно приходит именно тот же самый std::string, но с другим содержимым.