Давно хотел написать на эту тему, но все не доходили руки. А после вчерашней заметки с презентацией о 10 уроках, которые следовало бы преподавать руководителям, понял, что нужно собраться и зафиксировать свои мысли. Итак, ниже описаны три вещи, которые для меня на руководящей должности оказались самыми сложными. Не буду выстраивать их по ранжиру, а перечислю в том хронологическом порядке, в котором я их осознал и диагностировал :)
То, что ты делаешь, влияет на судьбы людей. Как бы высокопарно это не звучало, но, думаю, что так оно и есть. Когда ты руководишь маленькой командой из 3-7 человек, ты еще можешь давать задания и отслеживать их исполнение для каждого подчиненного. Если подчиненных несколько десятков, это уже невозможно. Нужна иерархия, чтобы вокруг тебя все так же оставалась небольшая команда из 3-7 человек, а под ними были уже свои команды. А твоя задача, как руководителя, -- это должным образом выстроить эту иерархию. Для чего ты должен принять решение о том, кому и какую должность предлагать. И пока все это существует лишь в виде идей в твоей голове, это еще напоминает шахматную партию с просчетом различных вариантов. Но когда дело доходит до личных бесед... А потом и до реальных назначений... Тут-то со всей очевидностью до тебя может дойти понимание, что это не игра, это жизнь. В которой ты не можешь еще раз расставить фигуры и переиграть партию заново, изменив один-два хода. Попадание на руководящую должность меняет человека: ему приходится заниматься другими задачами, ему нужно учиться думать по-новому, на него ложится совсем другая ответственность, у него появляются новые возможности. Да, человек не становится в одночасье совсем другим, но процесс его изменения запускается. И запускаешь этот процесс ты. При этом, если говорить честно, совершенно не представляя, куда все это приведет: есть только твои надежды и ожидания, которые, как ты надеешься, подкреплены твоим здравым смыслом и жизненным опытом. Но не более того.
Так вот, когда до тебя в очередной раз доходит степень ответственности за то или иное кадровое решение, становится не по себе и накрывает очень сильно. Прав был Тодд Уилмс: это все личное, а не бизнес.
Ты знаешь намного больше, чем можешь сказать. Для меня переход с уровня начальника отдела на уровень начальника управления ознаменовался резким изменением объема поступающей ко мне информации. Со всех сторон: от подчиненных, от руководства, от таких же, как я, руководителей соседних подразделений. Самое сложное в этом потоке информации было не то, что информации оказалось много или очень уж много. Гораздо хуже оказалось то, что теперь приходится внимательно следить за тем, кому и что я могу говорить. Информация, которая свободно циркулирует внутри одной группы разработчиков до поры, до времени, должна быть скрыта от руководства. Планы руководства не могут быть озвучены даже начальникам отделов пока не будет найден какой-то компромисс по какому-то мелкому вопросу. Один подчиненный жалуются друг на друга, причем каждый озвучивает такую версию, что кажется, что они работают над совершенно разными проектами. И т.д., и т.п.
Лично для меня эта проблема оказалась настолько серьезной, что после нескольких недель работы я стал понимать, что шиза не заставит себя долго ждать. Решить проблему удалось выбив из руководства должность моего заместителя. Так появился человек, с которым можно делиться всей информацией и обсуждать текущее положение дел без оглядки на грифы секретности. Без него у меня ничего не получилось бы вообще.
Нужно отвечать за чужое дерьмо. Просто удивительно, какое количество недоразумений, проколов, затыков, конфликтов, подстав и разной степени тяжести ЧП начинает происходить, когда ты оказываешься начальником. И за все это отвечаешь ты. Причем, больше чем на 90% все это определяется человеческим фактором и, в подавляющем большинстве случаев, делается либо ненамеренно, либо вообще из лучших побуждений. Но когда на это смотришь чуть-чуть сверху, да еще имея некоторый жизненных багаж за плечами, то зачастую только и остается, что сказать: "Ох Ё, ребята... Что ж вы как дети малые?"
Со временем начинаешь какие-то вещи предугадывать, предупреждать о чем-то заранее, да по несколько раз. Но жизнь не перестает поражать своим непредсказуемым многообразием и подчиненные продолжают радовать новыми неожиданными вбрасываниями :) Ничего не поделать, shit happens. Нужно учиться принимать такие вещи и не тратить на них слишком много нервов. В конце-концов, ты сам ведешь себя точно так же и кто-то над тобой время от времени говорит тебе: "Ох Ё, парень... Что ж ты как дитё малое?" :))