Намедни нашей небольшой компании исполнилось три года. Поэтому поводу тост^W пост.
Было очень непросто. Временами возникали сомнения в том, а выживем ли вообще. Непросто и сейчас. В обозримом будущем просто тоже не будет. Но не зря мы себя назвали "Упрямый поток", упертости в желании двигаться вперед нам не занимать. Так что мы все еще здесь.
Кому и что мы можем предложить
Постепенно мы сосредоточились на двух вещах:
- во-первых, наши собственные открытые продукты и связанные с ними сервисные услуги. Так что если кому-то нужна поддержка или консультация по SObjectizer и/или RESTinio, или доработка наших продуктов под ваши специфические нужды, то смело обращайтесь. Без помощи не оставим;
- во-вторых, работа с небольшими клиентами/заказчиками, которые остались один на один с каким-то (не очень) старым софтом, без которого не обойтись, но который некому фиксить/сопровождать/развивать. На рынке не так уже много спецов по C++, маленькие компании не всегда могут себе позволить держать такого в штате или обратиться к крупному аутсорсеру. В таких случаях обращаются к нам и мы разбираемся в чужом говнокоде, заставляем это "наследие" работать. Высказываем свои соображения, в том числе и по целесообразности продолжения "жрать кактус".
Мы хоть и специализируемся на C++ и, по мере надобности, приводим в рабочее состояние копролиты на чистом С, но не имеем цели всеми средствами удержать клиента в рамках C/C++. Если проблему клиента выгоднее решить на Go, C# или Java, мы именно это и порекомендуем сделать. Лучше пусть клиент возьмет других исполнителей, нежели со временем обнаружит что мы его, мягко говоря, накололи.
Могу позволить себе сказать прямо: если кому-то нужны исполнители, круче которых только горы и яйца, то мы вам не подойдем.
Мы делаем то, в наших силах. Если что-то за гранью наших возможностей, то прямо об этом скажем без надувания щек. К нам имеет смысл обращаться если вы нуждаетесь в специалистах, для которых главное -- это сделать работающее решение, а не содрать деньги с заказчика.
Работаем более-менее качественно. Дефекты время от времени проявляются, куда же без этого. Заказчиков без помощи не оставляем, всегда стараемся исправить найденные косяки как можно быстрее.
Любой желающий может заглянуть в потроха наших разработок (SObjectizer и so5extra, RESTinio, json_dto). Если вас такое качество устраивает, то обращайтесь, пообщаемся.
Рекордов по срокам не ставим и жопу на британский флаг не рвем. Тут уж извините, быстро только кошки родятся, а наспех написать надежно работающий код на C++ (и тем более на C) нельзя. Если вы знаете кого-то, кто умеет, то вам повезло, держитесь за этого исполнителя обеими руками. Однако, что такое "нужно было вчера" понимаем. Например, если сбоит то, что должно работать в режиме 24x7, то стараемся войти в положение.
Наш стандартный рейт для краткосрочных заказов 35USD в час. Основная часть клиентов у нас пока из exUSSR и мы понимаем, что этот ценник для многих слишком высокий, но дешевле не можем, извините. Более низкую стоимость мы выставляем для долгосрочных работ или если дело касается открытых доработок наших OpenSource решений.
Резюмируя: наша задача сделать так, чтобы геморроя не было ни у вас, ни у нас. Ни по срокам, ни по качеству, ни по деньгам.
Стоило ли оно того и некоторые выводы/соображения?
Ответить на вопрос "стоило ли?" пока не возьмусь. На данный момент сожалений нет. Но и времени пока прошло не так уж много. Кроме того, с учетом моего специфического опыта, нежелания переезжать куда-то из Гомеля и особенности нашего локального рынка труда, вариант с созданием собственной компании, наверное, был одним из очень немногих адекватных решений та тот момент.
В связи с этим первый и, возможно, самый важный вывод: создавать собственный бизнес имеет смысл только в том случае, если вы понимаете, зачем это вам. Тут в точности как в афоризме: писать нужно не тогда, когда можешь писать, а тогда, когда не можешь не писать.
Если хотите жить сытой, спокойной, полноценной и разносторонней жизнью, то оставайтесь наемными работниками и прокачивайте свои способности по увеличению собственной стоимости для работодателя.
Можно выделить несколько вещей о которых я, в принципе, знал, но объем и значимость которых не осознавал в полной мере:
Успех не гарантирован. Вот вообще. Не смотря на вашу квалификацию, ценность ваших идей, качество и готовность вашего продукта. Если у вас в прошлом был приличный спортивный опыт, в частности участие во многих соревнованиях и, главное, опыт поражений, то вам будет проще понять о чем речь: на старт турнира выходит множество спортсменов, часть из которых находится в отличной форме для того, чтобы победить. Но призовых мест всего три, а победитель вообще один. Это означает, что подавляющее количество стартовавших вообще ничего не добьется. Начиная собственное дело вы оказываетесь в условиях, в которых практически все стартовавшие останутся ни с чем. И даже если у вас изначально отличные расклады, все равно что-то может пойти не так и вы ничего не добьетесь. Вы должны не просто знать об этом, вы должны это осознавать всем телом.
Никто кроме вас. В буквальном смысле. Все решения только ваши собственные, вся ответственность целиком и полностью на вас. Даже если вы кому-то что-то делегируете, именно вы определяете, что и зачем делается. Или не делается. Пенять можно только на себя, переложить ответственность ни на кого не получится. Коллегиальность принятия решений не спасает, проверено.
Ваши проблемы будут с вами 24x7x365. Если не понятно почему, то см. выше про "Никто кроме вас".
Скорее всего вы никто и звать вас никак. Особенно актуально для тех, кто добился более-менее высоких должностей в крупных компаниях с уже сложившейся репутацией. Грубо говоря, когда вы предлагаете покупателю продукт/сервис от HP или IBM, то это одно, но когда вы не имеете за спиной поддержки громкого бренда и продвигаете новый продукт от никому не известной компании "Рога и Копыта", то вы никто и звать вас никак. Очень хорошо, если для старта вы можете воспользоваться старыми связями и покупку вашего продукта/сервиса могут пролобировать те, кто вас уже знает и/или имеет какой-то свой интерес в этом. Но за пределами этого не очень широкого круга старых связей вы никто и звать вас никак. Имя и репутацию нужно строить с нуля.
Воронка продаж. Она существует.
Время -- деньги или "time to market really matters". Ваше отношение ко времени и деньгам изменится. Одним из основных вопросов станет "когда продукт станет доступен на рынке?", а каждый день просрочки вы в прямом смысле начнете ощущать собственным кошельком. Соответственно, качество вашего продукта станет всего лишь одним из свойств продукта. Именно поэтому выше я и говорил, что мы работаем "более-менее качественно": качество стоит очень дорого, мало кто готов за это платить, т.к. платить приходится не только и не столько деньгами, сколько временем, которое не купить и которым никто не располагает в достаточной мере. Ну кроме наемных работников, само собой ;)
Это не спринт, это забег на длинную дистанцию. Сразу избавьтесь от мысли, что вы сейчас плотно-плотно поработаете полгодика или даже годик, а потом все будет в шоколаде. См. выше про "Успех не гарантирован". Не знаю, что происходит у тех, кто быстро достигает успеха и сразу же продает свое детище за приличные деньги. Но для тех, кому так не везет, все это напоминает непрекращающийся длинный марш-бросок со множеством мелких спринтов, карабканий на очередной бугор, головокружительных спусков, топтаний на месте, поворотов не туда и пр. Вы должны продолжать свой путь, а не выгореть, что не просто, т.к. см. выше про "Никто кроме вас".
Самая большая ценность, вероятно, это люди, с которыми вы отправились в этот путь. Тут особо больше ничего и не скажешь. Вы сами это прочувствуете.
Ничто не вернет времени, которое вы потратили на бизнес, а не на семью. Ничто.
Ну с большего как-то все. Надеюсь, что никого сильно не напугал ;)
Благодарности
В завершении хочу поблагодарить всех, кто помогал нам все это время своим опытом, советами и поддержкой.
Приносим извинения тем, с кем не смогли поработать в силу своей загруженности и каких-то других обстоятельств. Разорваться не можем, увы. Да и shit happens, ничего не поделать.
Большое спасибо всем, кто выбрал наши продукты и обратился к нам за помощью! Надеюсь, мы вас не разочаровали и вы останетесь с нами и порекомендуете нас своим коллегам и партнерам.
Найти нас можно здесь: stiffstream.com.