Найдено здесь: Днем со свечой. ХХI век.
…Хочу рассказать о другом эксперименте, получившем название «Проблема со свечой». Его начал немецкий ученый Карл Данкер, в 1935 году изгнанный нацистами из страны, а потом гениально развил американец Сэм Глаксберг. Данкер давал испытуемым свечку, несколько спичек с чиркалкой и картонную коробку с кнопками. Свечку надо было прикрепить к деревянной стене таким образом, чтобы при горении фитиля воск не капал на стол. Решение состояло в следующем: высыпать кнопки, прикрепить ими опустевшую коробку к стене, зажечь свечку и установить ее на коробке, выступающей в роли подсвечника. Выяснилось, что задачка решается куда легче, если кнопки не лежат в коробке. Когда они были в коробке, люди не рассматривали картонку как некий отдельный предмет, который можно использовать для решения задачи. Она была для них всего лишь емкостью для кнопок. Этот феномен назвали функциональной фиксацией.
Глаксберг задался целью установить, как влияет на решение задачи финансовая мотивация. Одним группам лиц предлагал за быстрое решение проблемы деньги, другим - нет.
В том случае, когда кнопки и коробка лежали отдельно, раньше решали задачу те, которым были обещаны деньги, более чем на минуту обгоняя «немотивированных». Но вот кнопки - внутри коробки, и результат сразу же меняется: финансово мотивированные отстают более чем на две минуты. Причем их «тормознутость» возрастает по мере увеличения обещаемой суммы денег. Как это объяснить? Мысли о пиастрах вредят работе мозга?
Оказывается, когда от человека требуется сделать нечто прямолинейное (например, быстро нажать на рычаг или все ту же кнопку), финансовая мотивация помогает. Но когда требуется проявить креативность, все наоборот.
Искушение деньгами фокусирует работников, но чем больше они сфокусированы, тем глупее становятся. Не в состоянии посмотреть на проблему по-новому, с иной стороны, порой алогично - в общем, творчески…