Последние пару недель читаю книгу Уолтера Айзексона "Стив Джобс". Некоторые вещи, которые описаны в книге, настолько сильно перекликаются с тем, что происходит у меня на работе, что просто страшно становится. Ну а сегодня дошел до нескольких цитат, которые так точны, что я не могу не запостить их у себя:
Я страстно мечтал построить долговечную компанию, где люди были
бы заинтересованы в том, чтобы выпускать отличную продукцию. Все
остальное было второстепенно. Разумеется, прибыль — это здорово, потому
что она-то и позволяет делать эту самую отличную продукцию. Но главное
— продукт, а не прибыль. Скалли сменил приоритеты, нацелившись в
первую очередь на деньги. Разница со стороны не так уж заметна, но в конце
концов она определяет все: каких людей ты нанимаешь, кого продвигаешь
по службе, что вы обсуждаете на собраниях.
Джон Скалли -- это человек, вытеснивший Джобса из Apple в 80-х, после чего компания дошла почти до краха.
У меня есть собственная теория о том, что привело к закату таких
компаний, как IBM или Microsoft. Сначала люди работают блестяще,
предлагают новаторские решения и становятся монополистами или почти
монополистами в своей области. А потом качество продукции постепенно
утрачивает значение. В компании начинают высоко ценить уже не инженеров
и дизайнеров, а талантливых продавцов, потому что именно от них зависит
доход. И в конечном итоге ее возглавляют торговцы.
Это очень, очень точный диагноз.
Но книга хороша тем, что даже не нужно быть внимательным читателем, чтобы найти и рецепт лекарства (из рассказа Джобса о его беседе с Ларри Пейджем):
Мы много говорили о концентрации. И выборе людей. Как понять,
кому доверять, и как набрать команду, на которую можно положиться.
Я рассказал ему, сколько усилий придется приложить, чтобы уберечь
компанию от увядания и засилья посредственностей. Но в основном мы
говорили о концентрации. Необходимо определить, к чему стремится Google
в будущем. Они сейчас захватили весь мир. На каких пяти продуктах надо
сосредоточиться? Вычеркни остальные, потому что они тебя отвлекают. Они
превращают тебя в Microsoft. Из-за них ты выдаешь обычные продукты, а
не крутые.
Ну а поскольку этот блог, в общем-то, про меня, то нужно сказать, почему меня это так зацепило. "Менеджеры среднего звена", к клану коих я принадлежу уже три месяца, прекрасно видят противоречие между целями топ-тограшменеджеров и устремлениями разработчиков. Но рычагов влияния на изменение ситуации не имеют. И, насколько я смог разобраться, могут выбириать всего лишь из трех вариантов действий:
- Бороться с системой и доказывать руководству необходимость концентрации на производстве и продуктах.
- Затаиться и переждать время, когда компания проест старые наработки, войдет в период кризиса, в котором акценты вынуждены будут сместить.
- Плюнуть на все и уйти в другое место, где власть пока принадлежит разработчикам продуктов, а не профессиональным продавцам.
К сожалению, по своему менталитету, на вариант b) я пойти не могу. Тупо не хватит терпения. А вот на вариант a) уже может не хватить здоровья...