Еще до выхода "Сталинграда" в прокат было подозрение, что фильм окажется фигней. После рецензии Гоблина стало понятно, что в кинотеатр на него идти не стоит. Но после появления фильма в Интернете желание составить свое собственное мнение о фильме толкнуло таки на суици попытку просмотра. Ну, чтобы не получилось "Пастернака не читал, но осуждаю".
При просмотре оказалось, что ранее прочитанные или увиденные мной разгромные рецензии на фильм "Сталинград", слишком добрые и мягкие. Очень удивлен тем, что кто-то смог эту картину досмотреть до конца. Мое терпение лопнуло на 19:38.
Непосредственно последней каплей стала сцена с освобожденным в захваченном доме артиллерийским корректировщиком. Которого командир разведчиков чуть не застрелил без суда и следствия со словами "Да ты переправу просрал!". И застрелил бы, если бы не был урезонен своим подчиненным(!) -- мол, наш радист погиб и рация разбита, а этот живой и рация у него работает. Т.е. рядовой разведчик соображает и ориентируется в ситуации лучше, чем его командир. При этом особенно пикантен гнев командира разведчиков в отношении корректировщика. Ведь разведчикам был дан приказ помешать немцам взорвать нефтехранилище. А они приказ не выполнили и непосредственная вина невыполнения приказа лежит как раз на командире.
При этом интересен диалог корректировщика и командира разведчиков: "А вот ты чего за фрукт?" -- "A говорил уже, корректировщик, офицер". Офицер? Это что за звание? Мне, крайне далекому от армии человеку, не понятно, почему корректировщик не представился как-то так: "Лейтенант Такой-то. Часть такая-то." И почему командир разведчиков не представился в ответ таким же образом. Возможно, потому, что сценарист фильма еще дальше от армии, чем я.
Предпоследней каплей был совсем крохотный эпизод, непосредственно предшествующий сцене с артиллерийским корректировщиком. Командир разведчиков и его подчиненный сначала перетащили и уложили поудобнее труп своего боевого товарища. И лишь затем отправились осматривать захваченный ими дом. Опять же, мне, как не служившему в армии, трудно понять, почему они поступили так. По элементарной логике действия должны происходить в обратном прядке: у немцев отбит дом, сперва нужно поставить наблюдение, чтобы вовремя заметить возможную контратаку, затем прочесать захваченый дом дабы уберечь себя от возможных недобитков, спрятавшихся внутри, или мин-ловушек или еще чего-нибудь. И лишь потом заниматься убитыми. При этом у командира, вроде бы, должны быть свои заботы, как то: определиться с обстановкой, найти способ доложить своему командованию о ситуации, запросить приказ о дальнейших действиях, решить, что делать пока этот приказ от начальства не будет получен. По идее, после зачистки дома командир отдал бы распоряжение подчиненным перенести трубы убитых, а сам отправился на верхние этажи дома, чтобы разобраться с обстановкой. Но у сценаристов трава была другая были свои идеи.
Отдельно нужно отметить спецэффекты сцены с атакой горящих красноармейцев на немецкие позиции. Как по мне, так они на уровне абсолютно трешевого фильма "Призрачный гонщик 2". Т.е. ниже плинтуса.
Конечно же, нельзя обойти вниманием персонаж рассказчика всей этой истории. Действия фильма про Сталинград начинаются в 2011-м году в Японии, где российские спасатели помогают справляться с последствиями цунами. Один из них, седой, но явно крепкий и бодрый мужчина, начинает свой рассказ о пяти отцах. Но, похоже, у сценаристов трава была просто улет гуманитарное образование и даже с элементарной арифметикой они не в ладах. Основные события фильма, включая зачатие рассказчика, происходят в ноябре 1942-го. Следовательно, появиться на свет рассказчик должен был в начале осени 1943-м. А в марте 2011-го ему должно было быть 67 лет. Шестьдесят семь, мать его, лет! И он "в поле" руководит действиями небольшой бригады спасателей. Признаться, о российском МЧС я намного лучшего мнения.
Но все это цветочки. О которых в той или иной степени мне было известно, просто я не представлял, насколько на самом деле все плохо. Однако, один маленький, но очень важный момент перечеркнул любые надежды на достойное содержание фильма. Одна короткая фраза:
Это было в Сталинграде, осенью 1942-го года. Русские переправлялись через Волгу.
Русские! Повторю еще раз: русские! И еще раз, поскольку нужно: русские!
Не "Наши". Не "Советские войска". Даже не "Красная армия".
Русские.
Такую фразу мог себе позволить какой-нибудь учитель истории где-нибудь в Австралии или в Сальвадоре, рассказывая ученикам про события Второй Мировой: "С 1941-го по 1945-й русские воевали с немцами. В Сталинграде осенью 1942-го русские переправлялись через Волгу..." Это было бы уместно, т.к. для них мы все русские.
Но чтобы так позволил себе сказать русский человек, живущий в бывшем СССР, чьи отцы, деды и прадеды своей кровь заплатили за его жизнь?!!! Не может нормальный русский так сказать. Воевал тогда Советский Союз. Сражались и умирали люди многих национальностей. Индеец из джунглей Сальвадора может сказать про них "русские". А мы должны говорить "наши". Это наши переправлялись через Волгу. Это наши отстояли Сталинград. Это наши победили в Великой Отечественной!
А эта оговорка Бондарчука все расставляет по своим местам. Поскольку это и не оговорка. Это предательство.
Резюмирую. Данный фильм еще раз напоминает о том, что СССР был побежден в Холодной Войне. И даже через двадцать лет после поражения, здесь хозяйничают победители. Пусть не своими руками, а руками своих прихвостней вроде Федора Бондарчука. И фильм этот, будучи явно антисоветским и антироссийским, еще один плевок победителей в души побежденных. Причем, что самое подлое, сделанный одним из побежденных.